?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
История Блокады Ленинграда. Остров Сухо
id77
Сегодня особенный день для каждого жителя нашего славного города. 68 лет назад была снята Блокада города. Посему я не мог не написать несколько строчек по этому поводу.
История Ленинградской блокады является очень сложной и проблемной темой для любого исследователя. С одной стороны вроде никаких «темных пятен» нет, все задокументировано, в наше время, когда большинство архивов открыто для посещения, любой историк может запросить, и главное получить большое количество интересных ему документов. Однако существует интересный феномен. До сих пор есть несколько эпизодов этой страшной и героической эпопеи защиты прекрасного города на Неве, которым трудно дать однозначную оценку. Одним из таких эпизодов является защита острова Сухо. Для того, чтобы разобрать события вокруг этого крошечного куска суши в Ладожском заливе и понять чем он так интересен, нам нужно начать с самого начала войны, вошедшей в историю как Великая Отечественная.

Невский проспект в период войны.


Итак, 22 июня 1941 года Германский Рейх начал военную компанию против нашего государства. Нет смысла сейчас останавливаться на причинах первичного разгрома, тем более в наше время есть несколько молодых и очень грамотных историков, таких как Алексей Исаев, Мельтюхов, Драбкин и многие иные, которые тщательным образом стараются разобрать этот вопрос. Горечь поражения была очень сильна, но я хотел бы отметить, что разгром был не повсеместным и катастрофическим. Объективно говоря, там, где командный состав был подготовлен, а соединения укомплектованы должным образом, потери были минимизированы, и это четко прослеживается в военных мемуарах некоторых известных бойцов и полководцев (Покрышкин, Кузнецов и т.д.). К сожалению, таких крепких профессионалов было не так много, плюс противостояла нам совершеннейшая, закаленная в боях и овеянная победами немецкая армия, враг серьезнейший и мощнейший. Только благодаря титаническим усилиям народов нашей страны и грамотному руководству, мы смогли победить и уничтожить этого противника. Но первые месяцы войны были очень сложными... К границам Ленинграда война подошла очень рано — в начале сентября 1941 года. К этому не был готов никто.

Маркиан Попов

4-я танковая группа группы армий «Север» под руководством генерал-полковника Эриха Гёпнера как «нож сквозь масло» прошла всю Прибалтику и уже 9 июля заняла Псков. Дальнейшее наступление на Ленинград было остановлено на так называемом Лужском оборонительном рубеже. Приказ на его постройку, на свой страх и риск отдал командующий Ленинградским военным округом генерал-лейтенант М. М. Попов, один из самых блестящих и толковых командиров РККА, ныне практически забытый. До середины августа кадровые войска и народные ополченцы обескровили немецкие формирования, а главное позволили выиграть время для того, чтобы укрепить оборону непосредственно возле Ленинграда. Возможно,  эта задержка стала ключевым моментом в том, что город не пал.


Лужский рубеж

Однако к 16 августу немецкие войска смогли выйти на оперативный простор и двинуть свои силы по направлению к Новгороду и Ленинграду. Одновременно 31 июля Финляндия перешла в наступление на Карельском перешейке, и остановилась на линии старой границы. Ситуация вокруг Ленинграда резко ухудшилась. 29 августа враг взял Тосно, а 30 августа вышел на берег реки Нева и перерезал железные дороги, связывающие Ленинград со страной. Следующие 25 дней были самыми сложными, не побоюсь этого слова "переломными" в истории города. По множеству документов и свидетельств очевидцев город готовили к сдаче, росла паника. Для того  чтобы попытаться предотвратить панические настроения 5 сентября Ставкой Верховного Главнокомандования (ГКО) на должность командующего Ленинградским фронтом был назначен маршал К.Е.Ворошилов, но тот сам видимо не очень верил в то, что немцев можно остановить и, судя по имеющимся свидетельствам, искал смерти в бою. 8 сентября фашистские полки взяли станцию Мга, затем Шлиссельбург (Петрокрепость) и таким образом отрезали Ленинград от суши. Началась 872 -дневная Блокада города.


Окружение Ленинграда

Считается, что Гитлер своей директивой № 35 от 6 сентября сам остановил наступление Группы армий «Север» на город, сняв до 70 % танков, а главное 8 авиакорпус Вольфрама фон Рихтгофена, перебросив их под Москву, посчитав, что в городских боях армейская группировка понесет слишком большие потери. Это не совсем верно. На самом деле Гитлер дал возможность командующему группой армий Фон Леебу провести штурм города, и уже 9 сентября такой штурм начался. Войска же свои с фронта (авиацию и танки, о чем я говорил выше) немцы начали снимать с фронта не раньше 15 числа месяца, то есть как минимум 6 дней фашистские (не люблю этот термин, тем более с исторической точки зрения он не верен, ну да ладно) войска в полном составе пытались взять город. 10 сентября ставка ГКО назначила командующим Ленинградским фронтом Г. Жукова. С этим назначением, кстати, возникает первый интересный момент из тех, о которых я говорил в начале этого повествования — по некоторым документам назначение состоялось не 10, а 11, но прибыл Генерал Жуков в Ленинград только 14. Я так и не смог найти внятного объяснения, с чем именно была связана такая задержка в важнейшие дни обороны города.
С большим трудом и напряжением всех сил штурм города удалось отбить, линия фронта стабилизировалась, но город оказался в осаде. Финны вышли на свою старую границу и никаких действий (судя по воспоминаниям К.Г. Маннергейма осознано) не предпринимали, сухопутных войск немцев для нового штурма было недостаточно, а силами исключительно «Люфтваффе», учитывая сверхнасыщенную систему ПВО Ленинграда, оперировать было невозможно..


Аэрофотосьемка Бадаевских складов (обозначены красным овалом) в первый день войны.

Основной проблемой оказавшегося в блокаде более чем трехмиллионного населения стал голод. В советской историографии зачастую его связывают с тем, что чуть ли не в первые дни войны сгорели так называемые Бадаевские склады, запасник продовольствия для города. Это абсолютно не соответствовало действительности. Запасов продовольствия, находившегося на вышеуказанном складе, хватило бы максимум на 5 дней — не больше. Кроме Бадаевских были и другие запасники продовольствия, но как показывают документы, провиант там был или просрочен или испорчен — в городе попросту не было неприкосновенного запаса продовольствия. Власти Ленинграда оказались совершенно не готовы к ситуации, которая сложилась осенью 1941 года и можно с уверенностью сказать, что огромная часть вины в возникшем голоде лежит на них. Можно ли было что-то предпринять? Конечно! Известный исследователь Никита Ломагин, например, считает, что: «Надо было более организованно провести эвакуацию населения в доблокадный период, сразу же ввести ограничения на изъятие денежных средств из сберкасс, а также вовремя установить карточную систему и закрепить население за магазинами, тем самым не допустив многочасового стояния обессилевших ленинградцев в огромных очередях». Я лично согласен в этом вопросе с мнением известного эксперта.

Неподготовленность властей привела к тому, что начиная с ноября года в городе начался настоящий и суровый голод. Вот норма выдачи продовольствия по карточкам на ноябрь-декабрь 1941 года:

- Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки,

- Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов,

- Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов,

- Войскам первой линии — 500 граммов.


Блокадная пайка хлеба и хлебная карточка на осень 1941 года.

При этом надо понимать, что хлеб этот бы не то чтобы  не питательный или полезный, а практически несъедобный, более чем на половину состоявший из целлюлозы и других примесей.
В городе начались случае каннибализма, серьезно вырос уровень преступности. Убить человека за хлебную карточку, которую и не каждый день можно было бы отоварить, стало обычным делом.
В эти нелегкие, критические дни стало ясно, что поддерживать город в осаде можно только 2-мя способами - «воздушным мостом» и судами через Ладожское озеро. Воздушный мост был делом малоперспективным, ввиду отсутствия большого количества транспортной авиации и невеликой грузовой способностью отдельного самолета. Поэтому большую часть снабжения города пришлось  вести именно через озеро. В историю транспортная магистраль через Ладогу вошла под названием «Дорога жизни».


Общая карта "Дороги жизни"

Было два основных пути этой магистрали. Первый проходил через Шлиссельбургскую губу и назывался малым. Второй же шел от Новой Ладоги и назывался соответственно Большим. Осенью, вплоть до того, как Ладога покрылась льдом перевозками беженцев, продовольствия, оружия занимались суда вновь сформированной Ладожской военной флотилии и Северо-западного речного пароходства. Со стороны Ленинграда основным портом стал Осиновец, дополнительными станция Ладожское Озеро и Коккорево. С другой стороны «дороги» основным местом приема стала Кобона, дополнительными Лаврово и Коса. Основной проблемой являлось то, что все вышеуказанные места являлись абсолютно необорудованными и не готовыми к приему судов. Вплоть до ноября 1941 года основной маршрут перевозок проходил по линии Новая Ладога-Осиновец.


Мыс Осиновец

Как свидетельствует Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов,  в конце августа Ставкой ГКО была поставлена задача оборудовать порты, обеспечить бесперебойную систему коммуникации осажденного города с Большой Землей. Героическим и титаническим трудом было сделано очень и очень немало: был проложен кабель телефонной связи по дну озера, возведены заново и (или) укреплены имеющиеся инфраструктура для приема судов, подведены ветки железнодорожного сообщения напрямую к пирсам, особо усилена охрана от возможных диверсий, усилены средства ПВО. Последнее было очень немаловажно, учитывая постоянные налеты вражеской авиации. Как пишет историк В.Ковальчук: «всего в составе Осиновецкого и Свирьского бригадных районов ПВО насчитывалось 76 85-миллиметровых, 69 76-миллиметровых, 39 37-миллиметровых орудий, 75 зенитных пулеметов и 60 прожекторных станций плюс 7-ой истребительный авиакорпус (ИАК) ПВО и авиации Краснознаменного Балтийского флота».


Малый маршрут "Дороги жизни"

С ноября, после того как Шлиссельбургская губа покрылась льдом были организованы сначала конно-санные, а потом и автомобильные пути транспортировки.
Стабилизация с поставками сразу же положительным способом сказалась на жителях блокадного Ленинграда. Например, 11 февраля была объявлена третье по счету увеличение продовольственного довольствия: рабочие и ИТР стали получать 500 г хлеба в день, служащие — 400 г, дети и иждивенцы — 300 г. Одновременно были улучшены качество и питательность хлеба. Городу было трудно, но кризис миновал — Ленинград жил, боролся и верил в победу.
С начала войны на Ладожское озеро было внутренним водоемом Советского государства и, соответственно, никакой необходимости держать здесь военные корабли не было. Однако с 25 июня 1941 года Ладожская военная флотилия была образована вновь. Связанно это с вступлением в войну Финляндии. С октября 1941 по сентябрь 1944 года командующим флотилии был капитан 1 ранга, а с января 1944 — контр-адмирал Чероков В. С.


Ладожская Военная флотилия

Вплоть до весны 1942 года у флотилии на Ладоге не было соперников, но сначала финны, а потом и немцы перебросили на озеро несколько катеров и мирных заградителей, организовав свой отряд. Местом базирования вражеских сил стала Лахденпохья. Наконец в июне 1942 года на Ладожское Озеро был переброшен сначала 12-ый отряд торпедных катеров из порта Специя (Италия) в составе катеров MAS 526, MAS 527, MAS 528 и MAS 529 1939 года постройки (водоизмещение - 20 т., двигатель - 2000 л.с., скорость - 47 узлов, 2 торпедных аппарата, 20-мм. пулемет, 6 глубинных бомб, дымаппаратура), а потом 15 (впоследствии их число возросло до 20) немецких самоходно-десантных барж конструкции Зибеля. Баржи (или паромы, как принято их называть в отечественной историографии) имели водоизмещение 144 тонны, их осадка составляла не более 1 метра. Представляли они из себя катамараны, состоящие из двух понтонов, соединенных широким помостом с бронированными надстройками. Баржи делились на легкие и тяжелые. Вооружение тяжелых паромов состояло из трех 88 мм. орудий и двух 20 мм. многоствольных зенитных пулеметов, легкого - из одной 37 мм. пушки и двух 20 мм. многоствольных зенитных пулеметов. Два двигателя суммарной мощностью 1500 л.с., обеспечивали скорость до 10 узлов. Принадлежали эти баржи “Люфтваффе», а командовал ими непосредственно полковник Фриц Зибель.


Командующий ЛВФ контр-адмирал Чероков В. С

Столь серьезное усиление группировки противника на озере заставило советское командование предпринять ответные меры. Были введены в строй несколько новых кораблей, основаны береговые батареи. Одной из таких батарей стала 3-орудийная 100-миллиметровая под № 473 на острове Сухо, остров, сыгравший немалую роль в войне на Ладоге и в обороне Ленинграда.
Этот небольшой островок, имеющий размеры 90 на 60 метров был насыпан по приказу Петра I. По легенде при прохождении Волховской губы его ял сел на мель, а он воскликнул: «Тут же сухо!», после чего велел основать остров на месте имеющееся отмели. Остров получил форму неправильной подковы с небольшой бухтой. Вход в бухту был построен с юго-востока, так как восточный ветер дует тут редко. В 1825 году на острове было воздвигнуто здание маяка, а в 1891 году маяк был перестроен и переоборудован. Остров находится примерно в 25 километрах от Новой Ладоги, а его координаты (GPS N 60°24'29.2" E 32°05'18.6")


Маяк на острове Сухо

Чем же так известен этот небольшой островок, затерянный на просторах огромного озера, чем же необычен, в чем его тайна. Известен Сухо, конечно же, тем боем, который произошел на нем 22 октября 1942 года. Я думаю, уместно будет рассказать сначала о сражении, а уж потом перейти к странностям и тайнам этой операции.
Итак, около 7 часов утра 22 октября 1942 года к острову Сухо подошел большой отряд, состоящий из семи тяжелых десантных, четырех легких, трех транспортных, одной штабной и одной санитарной барж, а также из семи десантных катеров — всего 23 судна. Все они были немецкие. Кроме того обеспечивать действия судов и десанта должны были около 15 самолетов, а также неподалеку должны были находиться итальянские и финские катера.


Итальянский торпедный катер на Ладоге.

Им противостоял гарнизон острова в составе около 100 человек под руководством старшего лейтенанта И. К. Гусева.
Около 7 часов 10 минут сигнально-наблюдательный пост на острове Сухо обнаружил в 30 кабельтовых (около 5,5 км) к западу большое количество крупных и мелких судов, шедших в строе фронта по направлению к острову. Пост принял их за советский караван, направлявшийся в Новую Ладогу. В 7 часов 15 минут суда, оказавшиеся кораблями противника, прикрывавшимися с воздуха шестью самолетами Ме-109 и двумя самолетами Ю-88, открыли сосредоточенный огонь по острову Сухо. Первыми же залпами противника была сбита антенна, и связь острова с командованием оборвалась. В 7 часов 17 минут командир батареи Гусев приказал открыть огонь по кораблям противника. Через минуту прямым попаданием 88-мм снаряда в маячное здание был разбит находившийся там командный пункт батареи, и орудиям пришлось далее вести огонь самостоятельно. К 7 ч. 30 м, видимость улучшилась, и состав сил противника был уточнен. Неприятельские корабли вели огонь из 88-мм орудий и большого числа, счетверенных 20-мм автоматов, Вскоре после начала боя на острове были разбиты все пулеметные гнезда, появились убитые и раненые, начался пожар. Наша батарея отвечала, и были отмечены попадания в десантные баржи, боты и катера, находившиеся вблизи острова. Усилив огонь, десантные баржи постепенно приближались к острову. В 7 часов 48 минут одна десантная баржа села на южный риф острова Сухо и с дистанции 5 кабельтовых (900 метров) была расстреляна огнем батареи. В 7 ч. 50 м. два самолета Ю-88 произвели бомбардировочный удар по западной части острова, но все бомбы упали в воду. В 8 часов 08 минут противник высадил на остров десант в количестве около 80 человек, больше им высадить не удалось из-за противодействия наших воинов. Сопротивлявшийся гарнизон острова энергично отражал высадку ружейным огнем, и часть вражеских ботов с десантом под воздействием огня с острова повернула обратно. Так как подступы к острову с озера еще не были минированы, не имелось проволочных заграждений, и не было вообще никаких других солидных инженерных сооружений, препятствовавших высадке, противнику удалось преодолеть огневое сопротивление гарнизона и высадить на берег десант в составе 50-70 человек. В 8 часов 20 минут десант противника окружил на острове дворики орудий № 2 и 3 с находившимся в них личным составом, и там начался рукопашный бой. Орудие № 1 и группа бойцов батареи, сигнально-наблюдательного поста и манипуляторного пункта, находившаяся в разрушенном здании маяка и в маячной башне, продолжали вести меткий огонь, оказывая сопротивление продвижению противника.


Командир гарнизона Сухо И.К. Гусев

Лейтенант Гусев, несмотря на 4 ранения руководил боем, и только 5 вывело его из состава.
Счастливой случайностью было то, что неподалеку от Сухо находилось 2 корабля Ладожской флотилии. Это сторожевой катер «МО-171» (командир — старший лейтенант В. И. Ковалевский) и Тщ-100 (командир — старший лейтенант П. К. Каргин). В послевоенных источниках было сказано, что они находились в дозоре, я же точных сведений об этом не нашел, так что считаю это счастливой случайностью. Эти корабли мужественно вступили в бой с превосходящими по численности и калибру противником, а главное в прямом эфире передали сообщение о нападении противника на Сухо. Об этом моменте в частности вспоминает командующий Балтийским флотом В.Ф. Трибуц в своей книге «Балтийцы сражаются»: «Мы с командующим флотилией В. С. Чероковым и командующим ВВС флота М. И. Самохиным находились в Морье, по дороге в Новую Ладогу, когда нам доложили, что противник со своих быстроходных катеров и десантных барж обстреливает батарею острова Сухо. Отдав приказание начальнику штаба авиации флота о подъеме штурмовиков в воздух, мы поспешили в Новую Ладогу. Командир военно-морской базы Осиновец капитан 1 ранга А. Г. Ванифатьев получил приказ выслать корабли навстречу отряду противника».


Командир тральщика Тщ-100 старший лейтенант П. К. Каргин

До прихода помощи героически и очень умело принял бой командир МО-171. Он не только вел артиллерийскую дуэль с 8 судами противника, но также смог прикрыть дымовой завесой более тихоходный ТЩ-100, а также сбил один самолет противника. Впоследствии один из этих геройских кораблей (ТЩ-100) был установлен в качестве памятника в Новой Ладоге.

Памятник тральщику ТЩ-100

Наконец примерно в 9 часов по вражеским десантным судам нанесла удар наша авиация, а спустя 20 минут противник был полностью выбит с острова, часть десанта была эвакуирована, часть окружена и блокирована на острове. По немецким источникам потери десанта составили 18 человек убитыми, 57 раненными, 4 пропавшими без вести. Наши источники говорят о 40 убитых и 6 взятых в плен. Наши потери: убитых - 8 человек, тяжелораненых - 16, легкораненых - 7 человек. Кроме того был захвачена одна из барж Зибеля (первая за всю войну). Под названием АКА ДБ-51она была включена в состав флотилии и успела даже отметиться в боевых действиях
Наш флот и авиация еще несколько часов атаковали соперника, благо скорость Зибелей была невысока. Нами было заявлено всего о потоплении или повреждении судов противника и 12 самолетов. Наши потери составили 2 самолета. Таким образом, эта операция стала самой успешной операцией Советского флота за всю войну. Численность потерь с немецкой стороны естественно оспаривается западными историками, например количество потерянных нами самолетов они оценивают в 6.


Самоходная баржа типа Зибель

Вот такая вот история. А вот теперь несколько слов стоит сказать о тех странностях и загадках, которые были вокруг этой операции. Собственно говоря, возникает вопрос, зачем была проведена эта операция. При ответе на этот вопрос главенствуют 2 абсолютно противоположных мнения: 1) выраженное известным историком Н.И. Барышниковым в своих книгах. По его мнению, Сухо был ключевым местом в системе обеспечения продовольствием и боеприпасами осажденного города.
2) Штурм Сухо — это никому не нужная, и демонстрация присутствия немцев на Ладоге, имеющая своей целью подвигнуть финских союзников к более активным действиям.
Давайте рассмотрим обе эти точки зрения и попытаемся понять, насколько они вообще близки к действительности.
Начнем с мнения Барышникова. Вот отрывок из одной из его книг: «Летом и осенью функционировавшая Дорога жизни, по которой доставлялось продовольствие в Ленинград, являлась морской, поскольку грузы перевозились уже судами. Обеспечение охраны этого пути имело исключительно важное значение. В этом отношении ключевую роль играл небольшой остров Сухо, где находился военный гарнизон, обеспечивавший прикрытие водного пути из Кабоны в Ленинград». Рассматривая карту с ходу понимаем, что это полная ерунда. От острова Сухо до Кабоны километров 60 и уж водный путь, который мы назвали малым маршрутом Дороги жизни (Кобона-Осиновец), Сухо точно никак не прикрывает.


Трассы перевозок по "Дороге жизни" в 1942 году

Этот остров лежит на пути большого Маршрута Дороги жизни и является важным объектом на пути из Новой Ладоги в Осиновец. Однако на дворе конец 1942 года и Большой маршрут перестал играть ключевую роль в обеспечении Ленинграда. Гораздо удобнее снабжать осажденный город через Кабону, да и потом летом 42 по дну Ладоги был проложен трубопровод для перекачки топлива и еще кабель от восстановленной Волховской ГЭС, то есть перекрытие Большого маршрута к коллапсу перевозок не приведёт однозначно. Тем более к этому времени был отремонтирован Новоладожский канал, через который, несмотря на его маленькие размеры и мелководье, тоже можно было бы проводить суда. Давайте представим, что операция немцев достигла успеха, и они заняли остров. К чему это приведет? Менее чем через месяц на Ладоге встанет лед и соответственно провод кораблей по Большому маршруту прекратится сама собой и замрет. В общем то и все. Соответственно строить выводы, что вся операция была направлена на разрушении системы коммуникации между блокадным Ленинградом и Большой Землей, посредством занятия Сухо было бы абсолютно неправильно.


Схема Боя у острова Сухо

Рассмотрим вторую точку зрения. Якобы немцы демонстрировали «флаг» на озере, сделав небольшой набег и при возможности уничтожив островной маяк. Так ли было дело? Думаю, нет. Меня смущает в этой версии сразу несколько моментов. Во-первых, немцы разработали эту операцию, которой дали кодовое название «Бразиль» исключительно силами «Люфтваффе» без привлечения, как финнов, так и итальянских торпедных катеров. Катера эти «болтались» где то неподалеку, но задач им не ставилось, а значит, понятия об этой операции они не имели. То есть была необходимость в соблюдении строгой секретности, а также хорошее взаимодействия между судами, десантом и самолетами. Во-вторых, по имеющимся в наличии финским и немецким документам выход в ночь с 21 на 22 октября был не первой, а третьей попыткой проведения операции. Первая предпринималась 9, вторая 15 октября. 8 октября помешала непогода, а 15 суда не смогли сориентироваться на море и были вынуждены вернуться в порты. Не знаю как кому, а мне это очень странно. Есть такое впечатление, что своими действиями немцы хотели дезинформировать как советскую разведку, так и своих союзников. В третьих, посмотрите на состав сил. Для того чтобы провести легкий «набег» не обязательно было собирать такой мощный кулак, рискуя редкими и дорогостоящими баржами «Зиверта». Не стыкуется..никак. Весь ход войны, весь военный опыт показывал, что просто так немцы не стали бы рисковать столь крупными соединениями ради неясной цели.


Остров Сухо сейчас

Что у нас выходит по гамбургскому счету? А то, что бой у Сухо до сих пор полон загадок. То, что операция проводилась осознанно, то, что немцам нужен был этот остров именно в конце осени, для меня лично не подлежит сомнению. А вот для чего он был нужен — тут сплошная тайна. Я считаю, что немецким командованием замасливалась какая-то сложная многоходовая комбинация, и получение Сухо было одним из первых, но, тем не менее, важных ее этапов. Скорее всего, следующим этапом было бы уничтожение ремонтных баз ЛВФ в Новой Ладоге. Как бы там не было, благодаря исключительному мужеству советских моряков, летчиков и солдат эта операция была сорвана! Несколько фамилий этих мужественных бойцов история сохранила для потомков старшие лейтенанты И. Гусев, В. Ковалевский и П. Каргин, старший сержант В. Баскаков, сержанты Ф. Мишуков и П. Пугачев, старшина Мартынов.
Пройдет еще немного времени и «Дорогу жизни» заменит «Дорога Победы», затем будет снята блокада Ленинграда, а 2 мая 1945 года наши войска заставят капитулировать Берлин.
Вечная слава героям!!!





  • 1
С праздником! Вечная слава и вечная память героям!

//Мильтюхов, Дерабкин //

Мельтюхов и Драбкин правильно звучат фамилии

Спасибо, что заметили Сейчас поправлю.

крутые советские парни молодцы не считали фрицев а их били до последних сил и обломили их!

Re: остров сухо

Сим и победили! С той стороны тоже не слабаки были... Но наши были сильнее и воевали за праведное дело!

Отличный пост! Остров-то маленький и голый, нигде не укроешься от огня и бомб. Гарнизон с командирами проявили массовый героизм по его удержанию, не представляю как.

Спасибо! Там тайн дофига...Я не понимаю ничего об этой операции и объяснить никто не может. У меня сейчас на Ладоге человек знакомый работет, очень известный и хороший водолаз, прославившийся в Кармадоне. так вот на Сухо не рискует нырять....

Познавательно.

Старался :-))) Интересная мне самому тема :-)

Много повторов, речевых и пунктуационных ошибок, но излагаешь вполне доступно.

Да, корректировка постов, не мой конек :-))) Или некогда или неохота, да и вообще не люблю править :-)

хороший пост.
но - (пока) нет ответов на вопросы...


Спасибо! Ищу ответы. Но пока то, что говорят мне не очень удовлетворяет. Получается немцы какие то кретинские :-)

Исчерпывающе!)

:-))) Старался :-)

Да, загадка ещё та...

И пока ответа на нее я не нашел

(Deleted comment)
Иди погуляй в пампасы, жЫвотное :-))

Немножко режет слух что "операция стала самой успешной операцией Советского флота за всю войну" )). Масштаб сего действа является булавочным уколом не только на фоне морских операций союзников на Тихом океане и в Атлантике но и на фоне действий нашего же флота - что под Мурманском на прикрытии поставок , что на ЧМ что на той же Балтике .. Взять хотя бы эвакуацию базы в Ханко или на худой конец потопление того же "Густлова" в январе 45 ..
А так - интересная и героическая страница нашей местной истории , конечно .

Да, возможно я не совсем корректно сформулировал. Спасибо, что обратили внимание.
И спасибо, что читаете!

  • 1