id77 (id77) wrote,
id77
id77

Categories:

Еще некоторые из исчезнувших дворцов Петербурга.

Здравствуйте уважаемые.
На прошлой недели разбирали с вами некоторые из утерянных дворцов и палаццо Санкт-Петербурга:https://id77.livejournal.com/3862731.html

Рядом с местом где я живу некогда находился так называемый Среднерогатский дворец. Очень интересное место
Он был впервые построен летом 1714 года на пересечении дорог — из Петербурга в Москву и из Петербурга в Саарскую мызу.

Он был деревянный и одноэтажный и состоял из восьми комнат.
Получил своё название по местности Средняя Рогатка — с петровских времён тут находились шлагбаум, или, как тогда говорили, рогатка, и сторожевая будка с караульными. Таких рогаток на пути находилось три: первая у городской заставы, вторая (средняя) — около дворца и третья (дальняя) — на прудовой мельничной плотине под Пулковской горой. Ставили их в петровское время для «препятствия проходу злонамеренных людей».
Тридцать лет после Петра Великого Среднерогатский дворец не использовался, пришел в упадок. В 1743 г. покосившееся строение у «Средних рогаток» сломали и построили на его месте большое деревянное строение со многими пристройками

При Елизавете Петровне в Среднерогатском путевом дворце жила придворная прислуга — десять человек, взятых из петербургского Зимнего, а затем — из Царскосельского дворца. На случай приезда кортежа императрицы во дворце хранился запас продуктов, водки и вина. Елизавета останавливалась в Среднерогатском дворце очень часто и ночевала.

В 1744 в Средней Рогатке поставили столб с изображением трёх рук, указывавших направление трёх дорог: на Петербург, на Царское Село и Москву, на Петергоф и Варшаву. В народе столб получил название «Три руки». Позднее их стало четыре, что дало еще одно название путевому дворцу — Дворец «у четырёх рук».

8 ноября 1750 года последовал приказ построить «у рук на Царскосельской перспективе» вместо деревянного каменное здание. 28 февраля придворный архитектор Растрелли представил проект дворца. Весной 1751 г. третий Среднерогатский дворец, теперь на правой стороне дороги, начал строиться. В апреле 1754 г. строительство было завершено. Одноэтажный, на высоком полуподвале, путевой дворец имел пятнадцать комнат и большой зал.
Внутреннюю отделку дворца не стали делать особо роскошной, была изящная лепнина, на стены наклеили бумажные голландские обои и привезли из царскосельского дворца три зеркала и бронзовые подсвечники для каждой комнаты.

При Екатерине II путевой дворец на Средней Рогатке использовался редко, поэтому вышел указ поселить в комнатах постояльцев, с платой 55 рублей в год.
Император Павел I всех слуг из дворца приказал вывезти, из Среднерогатского дворца сделать почтовую станцию. Полуразвалившийся «второй» Среднерогатский деревянный дворец, на левой стороне дороги, снесли 25 июня 1791 г., а место это выровняли и почистили.
В 1831 г. здание отремонтировали, несколько перестроили и в нём разместился «Трактир трёх рук».

Ещё через 20 лет, в 1850 г., дворец был продан под фабрику типографской краски и чернил. До этого Среднерогатский дворец пережил пожар, в 1925 г., его снова перестроили, и надстроили ещё один этаж, в результате величественный дворец и вовсе стал похож на богадельню. Здесь долгое время и после войны находилось промышленное предприятие, связанное с химическим
При строительстве Мемориала «Героическим защитникам Ленинграда» на площади дворец не вписался в проект. Он стоял обращённым главным фасадом к Московскому шоссе, а к парадной площади оказывался торцом. Было решено разобрать дворец и собрать его заново, изменив расположение. Дворец был обмерен, элементы декора демонтировны и сохранены. В 1971 году дворец был разобран, но восстановление так и не состоялось.

Вот такое интересное место.

Конечно, нельзя пройти мимо и так называемой Нижней Дачи. Здесь 30 июля 1904 года родился единственный сын Николая II и Александры Федоровны -цесаревич Алексей.

Это последнее крупное дворцовое сооружение Александрии — четырёхэтажный дворец, называвшийся иногда Новым. Располагался на берегу Финского залива, в северо-восточном углу парка.

В середине 1880-х годов архитектор А. Томишко построил для Александра III павильон «итальянской архитектуры», а через десять лет он же пристройкой так называемой детской половины исполнил желание Николая II иметь в Александрии новую дачу.

Вблизи дворца на самом берегу залива были построены служебные помещения. Выдержанные в едином стиле, они создали небольшой дворцово-парковый ансамбль.

В первые годы советской власти здесь во дворце был организован музей, пользовавшийся большой популярностью, однако вскоре здание передали под пансионат НКВД.

В годы Великой Отечественной войны Нижняя дача была существенно повреждена.
Остатки здания были взорваны в 1961 году. Разрабатывается проект по воссозданию дворца.



Интересный был и летний павильон Монбижу (от французского термина mon bijou — моя драгоценность)
Он располагался в «Верхнем» саду Царского села с середины XVIII по начало XIX века на том месте, где сейчас находится Арсенал.

Павильон был расположен симметрично павильону Эрмитаж в Екатерининском парке. Подобно тому, как Эрмитаж стал композиционным центром новой территории парка, созданной на месте Дикой рощи, Монбижу стал таким же центром в парке, созданном на месте Зверинца. Он возвышался на прямоугольной площадке, обрамленной каналом.

В этом охотничьем павильоне, богато украшенном картинами на охотничьи сюжеты, императрица Елизавета принимала послов Франции и Австрии.
В окончательном виде павильон был разработан 1749-м великим Растрелли, и в 1754 году работы были закончены.
Создание «Нового», или «Верхнего» регулярного сада (ныне — регулярная часть Александровского парка) связало Старый сад, Екатерининский дворец и Зверинец в целостный, огромный по своим размерам дворцово-парковый комплекс.

Двухэтажный павильон имел форму правильного восьмиугольника, увенчанного куполом, к которому примыкали четыре вытянутые пристройки. Стены Монбижу были окрашены в зеленый цвет, а все выступающие архитектурные детали — в белый.
Главным украшением фасада, окна которого выходили на большой Царскосельский дворец, служило двухъярусное крыльцо с двумя всходами на каждом ярусе. Кровли пристроек были выполнены в виде открытых террас для прогулок и любования окружающими видами. Лестницы крылец украшали золоченые решетки. Между крыльцами и по карнизам здание украшали белоснежные алебастровые статуи, чередующиеся с вазами и цветочными корзинами. Террасы, как и на других постройках Растрелли, были украшены позолоченными статуями. Наличники окон, дверей и купол были украшены деревянной вызолоченной орнаментальной резьбой, а медный шар на куполе увенчан резной деревянной статуей Славы.

Легкая, элегантная, яркая постройка заключала средний зал с 16 колоннами. Покои были увешаны картинами, которые покрывали «шпалерной развеской» всю поверхность стен. Это были 46 картин кисти «зверописца» И.-Ф. Гроота, изображавшие битую и живую дичь и различные охотничьи сюжеты.
В 1819—1834 годах снят ведь декор здания, стены включёны в постройку ныне существующего павильона Арсенал.
Приятного времени суток.
Tags: Архитектура, Город, История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment