Решил тут поднять довольно любопытную тему. Надеюсь, вам будет интересно :-)
Если вы читаете мой блог то, наверняка знаете, что я довольно скептически отношусь к фигуре последнего российского императора. При этом я не могу не отмечать и некоторые положительные стороны его характера. Опять-таки, анализ прочитанного объема по теме, заставляют меня думать, что Николай Александрович был куда умнее и хитрее, чем это принято считать. Он более сложен и интересен для того, чтобы внимательно присмотрется к его судьбе,. И уж точно не стоит оперировать шаблонами от "Николашка Кровавый" до "Царь-тряпка". Оставим сей примитивизм для пропагандистов всех мастей и людей, которые привыкли их слушать и твердить как мантры заученные вложенные им в голову фразы, не пытаясь вникнуть в их суть и проверить (хотя бы на минимальном уровне) фактаж.
Однако, повторюсь еще раз, мое отношение к нему как к политическому деятелю явно критическое, и всем известное высказывание острослова генерала Драгомирова относительно Николая II, разделяется мною полностью :-) Более того, я считаю, что к бремени государственной власти он был не готов априори (слишком усредненные возможности и пробелы в воле и цельности), что и привело Династию к тому, к чему привело.
Хотя, справедливости ради, у него не было особой возможности переломить ситуацию и хоть как-то подготовится к царствованию. Его отец Александр III умер слишком неожиданно, да и скороспелая женитьба не стала благом для Династии и для Николая Александровича лично. Я никогда не воспринимал всю эту чушь про "германскую шпионку" Александру Федоровну, хотя бы потому, что она Гессенская принцесса, и ее отец люто ненавидел пруссаков и лично Вильгельма II и воспитал дочь в тех же антипрусских традициях. Более того, местами Аликс показывала себя человеком куда более волевым и цельным, чем супруг, коего она и подчинила себе почти полностью. Но все эти детские вопросы, а главное гемофилия, принесенная ее в Династию, максимально расшатали ее нервы и ее воля ослабла, а вместо нее пришел мистицизм и религионный фанатизм. И все это на инфантильного Николая II подействовало не лучшим образом. Ну и не сложившиеся отношения со свекровью, не добавляло никому позитива.
Как бы там не было в 26 лет, не завершив своего образования, и так, по сути, не осознав в какой сложной территорией ему предстоит управлять, Николай Александрович был коронован в 1894 году.
Без отца, без сложившейся команды или хотя бы близких друзей, с не самыми простыми отношениями с матерью, молодой царь должен был на кого-то опираться. И эти "кто-то" были ближайшие августейшие родственники - дяди и кузены. Но каждый из них возглавлял свою великокняжескую семью (почти что закрытый клан), и у каждого из них были свои интересы. И да, друг друга они недолюбливали часто. Что не вело к благу Династии и страны.
В принципе, там было немало достойных и полезных для Отечества личностей, и если бы молодой император хоть как-то разбирался в людях, то был бы толк. Но такого умения в нем не было, и, посему, "великокняжеская помощь" больше напоминала грызню, а не государственное управление и мудрые советы императору. Такая вот "отечественная война престолов" :-))
И я сегодня решил познакомить (начать знакомить) с этими самыми великоняжескими кланами, которые играли большую или меньшую роль на Николая II с самого начала его правления и до печального конца. Давайте же начнем.
"Константиновичи"
Так называли членов великокняжеской семьи от второго сына Николая I Павловича генерал-адмирала Великого князя Константина Николаевича (1827— 1892), известного в семье по прозвищу "Коко".
Основные владения этого великиняжеского Дома: Мраморный (Константиновский) дворец и несколько доходных домов в Санкт-Петербурге, дворец в Павловске, мыза Стрельна с Константиновским дворцом, имения в Можайском и Рузском у. Московской губернии, имение Уч-Дере в Сочинском округе Черноморской губернии, имение Ореанда в Ялтинском уезде Таврической губернии, участки земли в районе рек Херати и Кудебти в Черноморской губернии, земли в Полтавской области.
Так как сам Констатнин Николаевич к моменту вошествия на престол Николая II почил в бозе, Дом должен был бы возглавлять его старший сын Николай Константинович (1850— 1918). Однако этого не призошло, ибо это был изгой, преданный остаркизму всей семьей Романовых.
Причина простая - тот ужаснейший скандал, который разразился весной 1874 года, когда ради любви к сомнительной американской особе - танцовщице Фанни Лир, великий князь отковырял из семейной иконы бриллианты, которые его адьютант потом снес в ломбард. А когда Николай Константинович был пойман почти что с поличным, под присягой и на Библии клялся в своей невиновности.
мисс Фанни Лир
Как результат - было решено признать великого князя Николая душевнобольным и навсегда высылать из столицы империи. Более того - в бумагах, касающихся Императорского Дома, запрещалось упоминать его имя, а принадлежавшее ему наследство передавалось младшим братьям. Он также лишался всех званий и наград и вычёркивался из списков полка. Вот так вот жестко.
Тем не менее, он прожил достойную жизнь, стал видным ученым и оставил о себе много хорошего, особенно в Туркестане, ибо большую часть своей оставшейся жизни провел в Ташкенте, где и скончался от воспаления легких.
Его внучка Наталья Николаевна Андросова (княжна Н. А. Искандер; 1917—1999),была яркой фигурой - занималась мотогонками, выступала в цирке (гонки по вертикали), мастер спорта СССР по мотогонкам; в Великую Отечественную войну была водителем на «полуторке».
Наталья Андросова
Так как Николай Константинович был всячески удален от рода и престола, то главой Дома считался Великий князь Константин Константинович (1858— 1915) по прозвищу Никол.
Это, пожалуй, один из самых талантливых из Романовых за всю их историю. Прекрасный поэт, переводчик и драматург, творивший под поэтическим псевдонимом К. Р. Он был автором лучшего на тот момент перевода шекспировского «Гамлета» на русский язык и был поклонником Мелпомены, выступая в главных ролях на любительских спектаклях в Эрмитажном Театре Зимнего Дворца. Его творческое наследие - тема отдельного поста, но как минимум одно его произведение вы знаете прекрасно:
Константин Константинович был августейшим президентом Императорской Академии наук. Возглавлял комитет по празднованию 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина. При содействии великого князя было открыто новое здание Зоологического музея в Санкт-Петербурге.
Был попечителем Педагогических курсов при петербургских женских гимназиях. Состоял председателем Императорского Русского археологического общества, Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Императорского Российского общества спасания на водах, Императорского Православного Палестинского общества и Санкт-Петербургского яхт-клуба. Действительный член Императорского общества поощрения художеств, Императорского Русского музыкального общества. Почётный член Русского астрономического общества, Русского исторического общества, Русского общества Красного Креста, Русского общества содействия торговому судоходству.
Но не только найкой и искусством, как говорится. Генерал от инфантерии, присутствующий в Правительствующем сенате. Шеф 2-го батальона лейб-гвардии 4-го стрелкового Императорской Фамилии полка, в списках лейб-гвардии Преображенского полка, Павловского военного и Константиновского артиллерийского училищ, Пажеского корпуса и Оренбургского казачьего войска. Почётный член Николаевской инженерной академии, Императорской военно-медицинской академии и Михайловской артиллерийской академии.
Но несмотря на все свои регалии, глубокий ум и порядочность - особого влияния на молодого императора не имел, и, скаладывается впечатление, что не особо стремился много контактировать с ним. Возможно ввиду того, что ходили упорные слухи об его гомосексуальности, а император старался избегать таких людей. Хотя скорее дело в том, что Константин Константинович органически ненавидел политику и чуждался всякого соприкосновения с политическими деятелями. Общение с простыми людьми было для него усладой и радостью, а вот с политиками всех мастей - нет...
Несмотря на разговоры о нетрадиционной ориентации от своей супруги Елизаветы Маврикиевны (урождённой Елизаветы Августы Марии Агнесы Саксен-Альтенбургской) имел 9 детей.
Его четвертый сын, талантливый поэт и блестящий офицер Олег Константинович погиб на фронте в Первую Мировую войну. А Иоанна, Константина и Игоря расстреляли большевики. Из сыновей спаслись только Гавриил, да и то, только благодаря личному заступничеству Максима Горького, до которого дошла супруга великого князя бывшая балерина Мариинского театра Антонина Рафаиловна Нестеровская. Она буквально спасла Гавриила от пули. Еще одним спасшимся сыном К.Р. был Георгий, который смог уехать в вместе с матерью и сестрой в самый последний момент в Швецию.
Гавриил с супругой
Но продолжим с Константиновичами. Следующий Великий князь Дмитрий Константинович (1860— 1919)
Командир лейб-гвардии Конно-гренадерского полка. Командовал 1-й бригадой 2-й Гвардейской кавалерийской дивизии
Он никогда не был женат и слыл ярым женоненавистником. Прозвище в семье - «Берегись юбок» :-) Но при этом очень любил своих племянников.
До фанатизма обожал лошадей... Своими успехами русское коннозаводство в начале XX века в немалой степени обязано великому князю. Под Полтавой он имел собственный Дубровский конный завод, где разводил рысаков и верховых лошадей орлово-ростопчинской породы.
Ярый германофоб, который предсказывал войну с Германией задолго до ее начала. Возможно ярая позиция в отношении немцев отталкивала его от императорской семьи и влияния он на нее не имел.
Слабость зрения Дмитрия Константиновича, перешедшая к 1914 году в почти полную слепоту, заставила его остаться в тылу и занимаясь подготовкой кавалерии, хотя он очень рвался на фронт. Был расстрелян большевиками в Петропавловской крепости.
Младший из официальных сыновей Константина Николаевича - Великий князь Вячеслав Константинович (1862— 1879) талантливый музыкант гигантского роста, умер от менингита.
К моменту воцарения Николая II была жива вдова Константина Николаевича - Великая княгиня Александра Иосифовна, урождённая Александра Саксен-Альтенбургская (1830— 1911).
Всеобщая любимица семьи под именем "тетя Санни". Большой меломан, она была хранительницей традиций семьи Романовых и строгого придворного этикета. До последних дней великая княгиня Александра Иосифовна пользовалась почётом и уважением, но какого-то действительно большого влияния на императорскую семью и уж тем более на политику, она не имела.
Кроме официальной семьи, Константин Николаевич имел открытые и отношения с балериной Санкт-Петербургского Большого театра Анной Васильевной Кузнецовой (1844—1922), побочной дочери великого трагика Василия Андреевича Каратыгина. Там было 5 детей.
Им было даровано потомственное дворянство, фамилия Князевы и право носить отчество Константиновичи, но никакого веса хоть в каком-то вопросе у них не было.
Продолжение следует....
Приятного времени суток.