А давненько мы с вами не вспоминали тех генералов, кующих славу русского оружия, о которых ныне,увы, почти никто не помнит.
Сегодня пару слов хочется сказать о бароне Отто Ивановиче Вейсмане фон-Вейсенштейне. Слышали о таком? Думаю, подавляющее число читателей узнают о нем впервые. А ведь его называли не иначе как "Русский Ахиллес", его ценил и любил сам Суворов... А Гаврила Державин посвятил герою следующие строчки:
Вкруг Измаила ветр шумит,
И слышен стон, - что турок мнит?
Дрожит, - и во очах сокрытых
Ещё ему штыки блестят,
Где сорок тысяч вдруг убитых
Вкруг гроба Вейсмана лежат.
Но барону втройне не повезло. Он рано умер (а точнее геройски погиб), не дождался заслуженных превилегий в виде должностей и званий (погиб генерал-майором), а главное его немецкая фамилия поставила крест на его "раскрутке" в 19-20 веках в нашей стране.
Вейсман фон Вейсенштейн немецкий род из Лифляндии, в 17 веке возведенный в дворянское достоинство Римским императором Матьяшем II. После присоединения Прибалтики Вейсманы фон Вейсенштейны начали верой и правдой служить России.В 1772 году они были возведены в баронское достоинство Российской Империи на основании Именного Высочайшего Указа.
Наш герой родился 20 декабря 1726 года. В отличие от других, записанных в гвардию с младенчества, Отто Иванович вступил в русскую армию рядовым в 1744 году. До 1749 года состоял в нижних чинах. Но затем за усердную службу и неординарные способности сразу произведён в офицеры – подпоручики. Ибо отличный солдат и хороший офицер. Настолько хороший, что в январе 1752 года он уже капитан.
Дальше - больше. Храбрый, но при этом жалеющий солдат и знающий свое дело, пошел резко в гору. В ходе боевых действий против войск Фридриха II Вейсман был дважды ранен в сражениях при Гросс-Егерсдорфе и Цорндорфе. К окончанию войны в 1763 году он получил полковника. Есть за что! Под его командование передали Белозерский пехотный полк и полк этот отличился в боях простив Барской Конфедерации. И скажу больше, во многом действия Вейсмана стали casus belli для войны с Турцией. Той войны, которая принесла ему лавры настоящего героя! А что касается "военного инцидента", то там не до конц понятно, что произошло. Официально считается, что полк Вайсмана преследуя поляков, перешел турецкую границу и, более того, сжёг город Балту. После чего Турция объявила войну России. Но похоже, там не солдаты Вайсмана "посторались", а запорожские казаки, а на регулярное войско русское "стрелки перевели". Хотя Россия была не против - "ситуация назрела" :-))
Описывать действия Вейсмана фон-Вейсенштейна подробно в Русско-турецкой войне 1768—1774 годов я не буду на это уйдет слишком много времени. Скажу лишь, что Отто Иванович действовал не просто хорошо, он действовал БЛЕСТЯЩЕ и стал одной из самых ярких и популярных фигур русской армии.
Мастер быстрых передвижений и штыкового боя, он всегда был в первых рядах, пулям не кланялся, за что получил уважение как у солдат, так и среди офицеров. Командуя бригадой он поучаствовал в нанесении поражению туркам при Днестре, блестяще проявил себя в сражениях при Ларге и Кагуле, был заметен под Хотином. После получив задание действовать на коммуникациях противника на правой стороне Дуная, провел отличный рейд, наскоком взяв крепость Искачи, разорив окрестности, а затем дважды в блестящем стиле разбил турков под Тульчиным, взяв эту крепость и еще город Бабадаг. Победа была полнейшая!
Причем Вейсман показал себя не только как храбрый офицер, но и как талантливый штабист, сам производя регосценировку и намечая удары, причем с взаимодействием всех родов войск. Когда надо было на Дунае противодействовать турецким кораблям - он тоже нашел способ :-) Более того, Отто Иванович проявлял гибкость, на ходу меняя планы, если что-то шло не по плану. Блестящий офицер!
И это видели все. Поэтому получил чин генерал-майора, Орден Александра Невского и высший военный Орден Святого Георгия 3 и 2 степени соответственно! А главное народное прозвище - "Русский Ахиллес".
В кампанию 1773 года Вейсман опять первым переправился через Дунай и 7 июля разбил 10-тысячный турецкий корпус при Гурдабале (30 верст ниже Силистрии), чем очистил переправу для главной армии. При дальнейшем движении к Силистрии Вейсман, командуя авангардными войсками, неоднократно имел случаи выказать свою отвагу и распорядительность, занял ближайшее к Силистрии укрепление и держался в нём до обратного движения армии Румянцева за Дунай.
24 июля 1773 года в этих местах у него произошел последний бой. По приказу командующего Вайсман со своими богатырями атаковал войска турок у небольшой деревушки. Название ее Кючук-Кайнарджа, и вскоре о ней узнает весь мир, ибо именно там будет подписано знаменитое перемирие. Но до этого еще надо было дожить.
Вейсман не дожил, увы. Генерал направил своих пехотинцев на артиллерийские позиции противника, главную ударную силу осман. Атаковали бегом, чтобы у неприятеля не было возможности вести эффективный огонь на поражение. Неожиданно с артиллерийских позиций навстречу русским ринулся отряд янычар. Турок было в три раза больше, чем солдат Вейсмана. Один из янычар прорубился саблей до генерала Вейсмана и выстрелил в него из пистолета. Пуля попала в сердце отважного полководца....
Его солдаты знали свое дело. В сражении под Кючук-Кайнарджой турки потеряли убитыми до 5 тысяч воинов. Русские всего 15 человек, но среди них и Отто Ивановича. О нем горевали все - и солдаты, и офицеры и сама императрица.... Его тело было забальзамировано в крепости Измаил и отправлено для захоронения в Лифляндию на мызу Сербен.
Ну и конечно же, осталось в истории и мнение великого Суворова, который и дружил с Вайсманом и ценил его. В своей переписке, говоря о делах Румянцевской кампании, он писал: «Вейсмана не стало — я остался один».
Это ли не степень признания?
Вот такой он, замечательный герой войска русского.
Приятного времени суток.