id77 (id77) wrote,
id77
id77

Categories:

Некоторые из сущностней балтской мифологии.

Здравствуйте уважаемые.
Вообще интересная это тема - балтская мифология. То язычество, которые активно использовали жемайты, ятвяги и главное пруссы. Интересный пантеон во главе с Диевасом и Перкунасом.
Очень и очень интриующий Жрец Криве в связенном месте Ромув, жрецы Зиггоны и это все. Вообще интересно. Реально.

Но сегодня хочу лишь слегка коснуться этой темы и вспомнить некоторые сущности из балтского пантеона. А по остальному мы с вами как-нибудь в другой раз поговорим, лады? :-)))
Там у балтов большое разнообразие было различных сущностей и духов. Была просто нежить из болот и лесов - всякие цмоки, смутки, живойты, щугры, кадуки, вилкатис (волки-оборотни) и так далее.

Но были и более интересные персонажи.
Пару примеров сегодня. Особо ценимый литовцами и по сей день дух в виде огненного змея по имени Айтварас (он же Кутас,Дамавикас, Гаусинелис, Тулиханд или Спирукас).

Жил в лесах, но часто переселяется в дом. При этом считается, что Айтварас приносит в дом, где селится, богатство, молоко, мёд и другие дары, то есть благополучие. Но вещи он ворует...у соседей :-))) Он может показать и заговоренные клады и большие. По легенде Айтварас питается яичницей, любит заплетать гривы лошадям и насылает людям кошмары. И да, если Айтварас живет в доме, то будет много богатства, но все женщины, а особенно хозяйка, постоянно будут болеть.

Его можно выгнать, а можно и вовсе убить. У литовцев, насколько я знаю, до сих пор, есть поверье, что не стоит метать нож в вихри, можешь поранить или даже убить Айтвараса. Но при своей смертности, этот дух постоянно возрождается, стоит ему коснуться земли. Он вечно возрождающийся :-))

Еще интересны безусловно Барстуки или Барздуки — маленькие человечки, живущие внутри земли и держащие под деревьями хлеб и пиво. Этакая балтская разновидность гномов.

С ними обязательно надо было дружить и всячески ух умасливать. От них зависел урожай. Могли его и погубить, а могли наоборот - сделать его обильным. Поэтому древние балты устраивали барстукам два раза в год ночной пир: вносили вечером столы на гумно, ставили блюда с мучными и мясными кушаньями.

Лаума (не путать с Лаймой — богиней судьбы и счастья и жены Перкунаса)
Повелительница кошмаров, а также очень строгий контролер за женской работой. Чтобы работа эта (прежде всего, прядение и качество) были сделаны качественно и в нужные сроки.

Она часто может помогать в работе, но может и наоборот все испортить. А главное - те, кто идет против нее она запросто умершвляет. А еще ребенка может украсть
Лаума выглядит как обнаженная женщина с большой грудью. Обитает она зачастую в лесах, в местах скопления воды и камня.

Аналог нашего Домового - Каукас. Доброе существо, которое приносит дому богатство и деньги. Но помогал только мужчинам - женщин боялся и не любил.

У него жена была - Дейве, вот та как раз наоборот женщинам помогала, а не мужчинам. Но Каукас не всегда вселялся в дом с женой, чаще - один :-)
Жил под печью или под землёй, любил молоко, пиво и другое питьё.

А вот вариант нашего лешего у балтов - сущеность злая и мстительная. Называли их Йодас, Йодс или Юдас.

С ним вообще лучше не сталкиваться. Запутает, загонет в лесу или в болоте, человек умрет. Интересно, что Йодов недолюбливает даже божества. Тот же Перкунас, который их преследует во время грозы, стараясь их убить молнией, как чертей.

Ну и латышей есть довольно неприятная сущность, которая называется Лиетуонис.

Это олицетворение кошмара и удушья в виде злого духа, насылающего кошмары по ночам на людей и домашних животных. Лиетуонис способен проникать в жилые дома даже через замочные скважины и, помимо нагнетения кошмаров, может задушить жертву

Вот такие вот дела. Надеюсь вам было интересно.
Приятного времени суток.
Tags: Мифы, Непознанное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments