id77 (id77) wrote,
id77
id77

Category:

Петербургский трамвай как элемент культурного наследия страны.

Здравствуйте уважаемые.
По мотивам старого своего поста :-) Вспоминая и перерабатывая немного:-)
Возможно, вам будет интересно :-)
Итак...
Скажите пожалуйста, что для вас общественный транспорт? Просто средство передвижения из пункта А в пункт Б внутри нашего великого города? Путешествие по определенному маршруту за фиксированную плату? Средство повышенной опасности для пешеходов и автолюбителей? И все? А не задумывались ли вы никогда над тем, что транспорт, являясь одним из важнейших элементов человеческого общества, напрямую связан не только с материальными аспектами, но также и, если хотите, с духовной сферой общества? Что он (этот самый общественный транспорт) может становиться источником вдохновения для создания литературного, изобразительного, музыкального и иного произведения, а значит непосредственным элементом культуры? То есть, можно сказать, что транспорт – это и есть часть культуры. Или вообще транспорт и культура неразрывны. Не верите? Давайте попробуем вспомнить, какие именно известные художественные произведения были созданы под влиянием общественного транспорта, а точнее одного из символов города Святого Петра- трамвая. Причем еще раз оговариваюсь, что я подыскивал произведения тем или иным образом связанные с нашим славным городом недалеко от озера Нево и никаким другим. Посему вы не увидите тут ссылок на Теннесси Уильямса, стихи Михалкова или даже на самого уважаемого мною очень Булгакова. Только наши и только наше! :-))))
785645 (1)
Работа И. Быковой Трамвай из прошлого. Ленинград.

Почему я решил выбрать для примера именно этот тип уличного рельсового общественного транспорта для перевозки пассажиров, спросите вы? Все просто. Во-первых, наш город трамвайная столица страны, а в некотором прошлом и вовсе всего мира. Да-да, мой уважаемый читатель – в 80-х годах XX столетия протяженность трамвайных путей в городе была самой большой на планете, и даже сейчас по этому показателю мы уверенно входим в 5-ку. Во-вторых, есть что-то притягательное в то, что раньше называли электрической каретой, причем привлекательное именно у нас. С Белыми ночами трамваи хорошо коррелируют, что ли..:-))) Ну а в-третьих, мне трамвай нравится. Вот так вот банально и просто :-)
8ef339cc490014cae9356661c2a
Одна из самых старых фото электрического трамвая в городе

В славном граде Петра электрические уличные поезда (а этот еще один синоним трамвая) появились в начале 20 века и сразу же завоевали умы и души горожан. Естественно конка, ледовый и паровой трамвай функционировали гораздо раньше, но вот электрический появился на маршруте от Главного штаба до 8-й линии Васильевского острова именно в 1907 году.
Богема нашла трамваи чарующими и интересными, и использовала их как источник вечного вдохновения. Самым известным из всех произведений, родившихся в творческих муках от союза пылкого художественного воображения и электрического движущего по рельсам транспорта того времени, пожалуй следует признать стихотворения Николая Гумилева. Думаю, уместно будет кусочек процитировать.

Шел я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы, —
Передо мною летел трамвай.

Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.

Мчался он бурей темной, крылатой,
Он заблудился в бездне времен...
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон…..


Красиво, согласитесь….
articles_500_511e1074a83e5c543c016cc5f68ce80dcc0da2d820bcc
С. Адливанкин "Трамвай Б"

Смена власти и политической формации никак не сказались на любви творческой части населения города к электрическому транспорту, а даже наоборот. В 20-х годах были написаны, пожалуй, 2 самых известных картины связанные с трамваями. С. Я. Адливанкин выставил свой антиавангардисткий "Трамвай Б.", а Александр Самохвалов пишет свою монументальную «Кондукторшу». И это только мала часть известных работ.
Кондуктурша
Та самая "Кондукторша"

Холодные и голодные 20-ые отгрохотали и канули в Лету, наступили сложные 30-ые. В это время появилось некое произведение, которое непосредственно связано с данной темой и известное, наверное, каждому из нас. Я говорю о стихотворении С.Я. Маршака «Вот такой рассеянный». Тем трамвая там не основная, но важная (и, кстати, первоначально этот стишок назывался «Случай в трамвае»):
...Однажды на трамвае
Он ехал на вокзал
И, двери открывая,
Вожатому сказал:

- Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?

Вожатый удивился -
Трамвай остановился....


Я, кстати, провел небольшой анализ этого кусочка с исторической точки зрения. Улицей Бассейной в 30-ые годы многие горожане называли не ныне существующую улицу в Московском районе (она появилась только в 60-х), а нынешнюю улицу Некрасова.  Вокзал, судя по упоминаемым станциям это Московский или Финляндский (по 2 станции на обоих направлениях – Бологое и Поповка на Московском направлении, Дибуны с Ямской на Выборгском). Соответственно можно предположить, что если он ехал на Финляндский вокзал, то он сел на трамвай маршрута 23, а вот если на Московский – то на номер 31. Вот так то.
Ну, пойдем дальше. Кроме стихов и картин, образ ленинградского трамвая начал использоваться в филателии, а также в рекламе. Например, известна рекламная работа ленинградского художника Д. Буланова, выпущенная еще в 1927 году и повторенная в 30-х.
Трамвай в 40-ы, в годы войны и разрухи это вообще отдельная тема для разговора. Но сходу вспоминается фильм «Два бойца", который содержит кинохронику осени 41-го, на кадрах которой запечатлен Ленинград и блокадный трамвай.
plakat_41_220
Рекламный плакат Д. Буланова

С восстановлением страны и с ее подъёмом образ трамвая все ярче и ярче разгорается в различных художественных произведениях и достигает апогея уже в практически наше время – во 80-ые -90 года 20 столетия. Куча картин, фильмов, инсталляций. Как не вспомнить «Приключения Итальянцев в России» или «Как стать звездой» в которой трамваи, можно сказать, выступали как заправские артисты. Нельзя не вспомнить недавно ушедшего от нас А. Балабанова, который в своем самом известном и, наверное, лучшем фильме «Брат» также делает акцент на электрический рельсовый транспорт. А ведь были еще и документальные фильмы: «Трамвай идёт по городу» И «Мелодия старого трамвая» и еще многое иное.
nik-s_140
Рязановские "Итальянцы" на трамвае...

Ну а больше всего тема нашего городского трамвая вдохновляла, конечно же, музыкантов.
О труженике петербургжского (ленинградского) транспорта пела групп «Ноль» (Ехали по улице трамваи) и «Ночные снайперы» (О тебе не поют); «Аквариум» (Трамвай) и «Пилот» (Трамвайная). Были песни хулиганисто-блатные как у Аркадия Северного (Шел трамвай 10 номер), были веселые, как у Корнелюка (Билет на балет), а были и лиричные, такие как у «Секрета» (Последний трамвай)или Чиж и Ко - (Дополнительный 38-й)
sv53x
Образ городского трамвая в филателии

И это только малая толика того, что было создано под впечатлением от нашего старого доброго трамвая.
И это, естественно, не все. В любом случае будет интересно, если вы дополните меня и напишите те произведения, которые я не указал или запамятовал, или просто выскажите свое мнение.
Надеюсь, вам было интересно.
Приятного времени суток.
Tags: Город, Книги, Поезда
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments