id77 (id77) wrote,
id77
id77

Category:

"Хозяин земли Русской", или несколько фактов о том, что последний император России не бедствовал )

Здравствуйте уважаемые
Решил тут вспомнить в очередной раз об императоре Николае II Александровиче или "Хозяине земли Русской", как "скромно" он охарактеризовал сам себя при переписи населения в конце XIX века. О, скажем так, одной из ипостасей его жизни :-))

Я к нему скептически отношусь, мягко говоря. Он был довольно приятным для своей семьи человеком, верным и преданным супругом, и человеком, у которого в целом и общем были добрые намерения по отношению к своей стране и к народу. Но вот никаких способностей ИМХО для управления столь сложной и огромной страной не имел. Не помню кто (возможно Драгомиров), в свое время сравнил его с кавалерийским полковником. Вот это и был его уровень, не больше. Все ИМХО.

В итоге, погубил и себя, и семью, и поставил на грань исчезновения страну....
Ну да ладно. Сегодня не об этом.
Предлагаю коротко вспомнить о его богатствах. Помните же - Хозяин Земли Русской? Ну так вот - по силе и сути - нет, а вот по финансам.....очень даже. У царской семьи было гигантское состояние: ей принадлежали многие тысячи гектаров недвижимого имущества (так называемые удельные имения), плантации, фабрики и заводы, а также прибыль от активов в промышленности и торговле. К концу правления последнего русского царя, по некоторым оценкам его личное состояние оценивалось в 900 миллионов долларов. По нынешним примеркам - это около 150 млрд. и даже больше....
Внушительно, верно?

Хотя надо понимать, что это все активы вообще и там сложная структура и не все просто.
Так скажем, из десятка императорских дворцов лично царю... не принадлежал ни один. Царское Село и Петергоф были собственностью царствующего монарха лишь на период его правления и передавались новому главе государства после восшествия на престол.
В остальных дворцах проживание зависело от воли Монарха. Тот же Николай сначала поселился в Зимнем дворце и, кстати, устроил там грандиозный ремонт. При нем в Зимнем появились новшества, например, бассейн.

После рождения сына Алексея пара решила покинуть Зимний и перебраться в Александровский дворец в Царском Селе. Его тоже было решено переоборудовать. Там появилась новая система отопления, киноаппараты, была установлена коммутаторная система на 50 телефонных номеров, пожарная сигнализация, новые электрические обогреватели, бассейн. А еще, большой гараж, о котором чуть позже вспомним.

Осень императорская чета проводила в Крыму вместе с детьми. В Ливадии было несколько дворцов, однако один из них впоследствии было решено снести, а на его месте возвести новый — Белый дворец. На его строительство из бюджета в 1910-1912 годах ушло свыше 4,5 миллиона рублей. Там тоже все было обустроено по последнему слову техники: лифт, канализация, водопровод, телефон, электричество, а также автомобильный гараж.

Для управления всем этим (и еще многим-многим иным - например то же Абрау-Дюрсо с заводом винным, подаренный царю Голициным, чтобы не потерять) существовало целое Министерство императорского двора - огромная структура с фантастическим бюджетом. Траты действительно были серьезными. Постройка Ливадийского дворца обошлась российской казне в 4,6 млн рублей, на царский гараж расходовалось 350 тыс. рублей в год, на фотографирование - 12 тыс. рублей в год. Это при учете того, что средний расход домохозяйств в Российской империи составлял на тот момент около 85 рублей в год на душу населения.

И нельзя сказать, что император и его близкие вообще не знали что такое деньги, типа они и не нужны им были. Это не совсем так. Точнее - совсем не так :-) Император и члены его семьи постоянно получали наличные деньги на личные расходы. В средне Нbколаю II выделяли в год от 220 до 250 тысяч рублей, его супруге — чуть больше 200 тысяч, цесаревичу Алексею — чуть более 100 тысяч, старшая дочь Николая — Ольга — по достижении 20-летнего возраста получала 120 тысяч, а ее несовершеннолетние сестры — по 78 тысяч рублей. Каждому Великому князю также полагалась ежегодная рента в сто тысяч рyблей. Каждой из Великих княжон выдавалось при замужестве приданое в размере миллиона рублей. При рождении член императорской семьи получал капитал в один миллион рублей. Немало, верно?

Куда же они девали эти деньги, спросите вы? Нууу...обычно эти деньги вкладывались в ценные бумаги. И это не удивительно, ибо особо тратить их было не на что и незачем. И как итог, только на заграничных банковских счетах семьи лежало, по самых скромным оценкам, от 7 до 14 миллионов золотых рублей. Кстати, именно поэтому и появлялись потом якобы спасшиеся дети императора - из-за денег, прежде всего. Кстати, интересная тема, как мне кажется :-)) Если будет вдохновение и возможность, завтра сделаю небольшой пост и выложу...

Но не все же в английские акции вкладывали, верно, опять спросите вы? Верно, не все :-) Еще в украшения и подарки. Знаменитые пасхальные яйца от Фаберже, например.
Считается, что для двух последних российских монархов мастерская Карла Фаберже изготовила свыше 50 пасхальных яиц и огромное количество иных украшений. Каждое из яиц стоило около 30 тысяч рублей...

Николай вообще любил презентовать своей жене ювелирные украшения.Только в бриллиантовой кладовой Зимнего Дворца (а всего их, если не ошибаюсь, было 3) к 1916 году скопилось более 10 тысяч драгоценных вещей на сумму около 1,5 миллиона рублей.
На что еще уходили деньги. Любил Николай Александрович технические приблуды. И прежде всего яхты и автомобили.
Яхты его мы с вами недавно разобрали вот тут вот:https://id77.livejournal.com/3405499.html
А вот с машинами тоже интересно

Императорский гараж просуществовал всего десять лет, однако сумел собрать внушительную коллекцию автомобилей - таким автопарком, к слову, не мог похвастаться ни один европейский монарх. Более того нынешний автопарк Президента РФ - это прямой наследник того, императорского. Мы с вами тоже это уже как-то обсуждали. Если интересно, то вот тут вот:https://id77.livejournal.com/2184591.html
Любимым авто Николая стал лимузин фирмы Delaunay-Belleville, поражавший своей роскошью. Впоследствии монарх приобрел четыре такие машины.

На одной из них была аббревиатура — S.M.T., что означает Sa Majeste le Tsar — «Его Величество Царь». Сделана она была на заказ. Внешние элементы автомобиля были «под золото», на дверях — царские гербы, обивка салона — из лакированной кожи.
Еще одна из машин несла ну очень интересную эмблему

Чуть подробнее об этом мы с вами говорили вот тут вот:https://id77.livejournal.com/760758.html
Также у него было минимум 4 Меrсеdes, а также Renault и Peugeot. В 1911 году для Николая купили два Rolls-Royce Silver Ghost. Через два года для своей матери — вдовствующей императрицы Марии Федоровны — монарх заказал машину марки Вrаsier.
Автомобиль был даже у цесаревича Алексея. Ко дню ангела десятилетнего сына Николая заказали маленькое двухместное авто Bebe Peugeot.

Чтобы хранить такие машины, в 1906-1907 годах было решено в Царском Селе и Петергофе построить крутой гараж площадью около тысячи квадратных метров — с мастерскими и подсобными помещениями. Через четыре года в Ливадии также появился гараж на 25 машин, чтобы обслуживать императора и его семью, когда те находились в Крыму.

Свита императора разъезжала на автомобилях попроще: 19 машин, среди которых французские Panhard-Levassor и Serex, а также отечественные — фирмы «Лесснер» и «Руссо-Балт». Помимо этого, в гараже императорской семьи были и хозяйственные машины — грузовики, трактор и тягач.
Вот так вот он и жил. Не бедствовал, уж точно :-)
Надеюсь, вам было интересно.
Приятного времени суток.
Tags: История, Монархия, Россия, Финансы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments