id77 (id77) wrote,
id77
id77

Categories:

Немного о проституции Древнего Рима

Здравствуйте уважаемые.
Отношение к интимным вещам в Древнем Риме отличались от настоящего времени и, причем, серьезно. Все было проще и спокойнее. Не было ханжества. По мнению римлян, секс — это дар Венеры. Прекрасный дар, к которому надо относится с благодарностью и с некоторым трепетом.
Отсюда и нет опошливания. Скажу больше-удивительно, но продажная женщина зачастую играла в общественной жизни гораздо более значительную роль, чем благопристойная хозяйка, mater familiae, деятельность которой всецело ограничивалась домашней сферой. Римская проститутка действительно была «публичной» в полном смысле слова. Она обращала на себя внимание общества, становилась предметом повседневной беседы, частью хроники, и в то же время – предметом публичного поклонения, след которого и сегодня заметен в литературе и искусстве. Вот такие дела.

Хотя те же матроны в вопросах секса не отставали.
Для примера покажу вам обратную сторону бронзового зеркала, принадлежавшего римской матроне. Хозяйка заказала свое изображение в золотых украшениях на ложе с любовником.

Красиво же, верно? :-)
Ну и соответственно отношение к проститукам было намного терпимее, и уж точно не было абсолютного общественного порицания.
Проституция в Риме была повсюду: на улицах, в частных домах и общественных заведениях (термах – римских банях, цирках, театрах), у храмов и в храмах, во множестве таверн, кабаков, гостиниц и борделей и даже на кладбищах. Вспомни того же Овидия с его «Ars Amatoria» («Наука любви»):
Знает хороший ловец, где сети раскинуть на ланей,
Знает, в какой из ложбин шумный скрывается вепрь;
Знает кусты птицелов, и знает привычный удильщик
Омуты, где под водой стаями рыбы скользят;
Так и ты, искатель любви, сначала дознайся,
Где у тебя на пути больше девичьих добыч.


Тем не менее проститутку легко можно было идентифицировать. Любая публичная женщина была лишенная права облачаться в платье матрон – stola, а носила поверх укороченной туники тёмную тогу с разрезом спереди.
Эта одежда утвердила за проституткой прозвище togata. На волосах нет белых лент (vittae tenes), поддерживающих прическу «порядочных» девушек. На улице голову куртизанки обычно покрывает капюшон pаlliolum, а в театре, цирке и на общественных собраниях её украшает митра, нимбо или тиара. Наконец, lupae, волчицы, обуты в сандалии (матроны носили полусапожки), которые практически наверняка на каблуке ибо каблук носили в Риме только проститутки.

Всех публичных женщин Древнего Рима можно было разделить на несколько больших групп.
1. Ритуальная проститутка
Древняя традиция, задолго до основания Рима. Девушка, сидевшая в храме подле статуи богини, за известную цену отдавалась чужеземцу согласно многовековому обычаю, так называемому «долгу гостеприимства». Распространенность религиозной проституции как неотъемлемого элемента древнейших священнодействий подтверждают археологические исследования. «На этрусских и итало-греческих кладбищах, действительно, найден целый ряд раскрашенных сосудов, на которых изображены различные сцены культа проституции».
Ритуальное лишение девственности также связывается с обрядами храмовой проституции. Но об этом поговорим отдельно как-нибудь.
Основа религиозной проституции Древнего Рима - культ Венеры. Ей было посвящено множество храмов, а главные из них: Venus-victrix, Venus-genitrix, Venus-erycine, Venus volupia, Venus-salacia, Venus-myrtea, Venus-lubentia. Причем тут интересная двойственность. Римские граждане поклонялись двум воплощениям богини. С одной стороны, Venus Verticordia («обращающая сердца») была покровительницей целомудренности, моногамии и чистой любви. Она почиталась замужними дамами и юными девушками. С другой стороны, была Venus Vulgivaga («общедоступная, гулящая») – Венера куртизанок, которая учила искусству секса.


2. Prostibula - чужестранки и проститутки на кладбище
Это легальные проститутки низшего ранга, клиентами которых были представители низших сословий и рабы. Prostibula (prostibulum) заносилась эдилом, городским чиновником, в особый список публичных женщин, после чего получала официальное разрешение заниматься развратом, licentia sturpi. Обязательное условие для занятия узаконенной проституцией – девушка должна быть частью дома терпимости называемого лупанара. Долгое время разрешение на занятие проституции могли получать только представительницы плебейских (не аристократических) родов- оттого в основной своей массе prostibulae были рабынями или вольноотпущенницами. Но в эпоху империи, места в списке добились и патрицианки :-)

Название prostibula происходит от древнегреческого глагола «προ-ίσταμαι» [proistamai] («ставить впереди себя», «выставлять»), который имеет однокоренную кальку в латыни: «pro-sto» – «быть выставленным на продажу» (буквально «выступать»). То есть наиболее буквальный перевод термина – «продажная девка», «проститутка». Они «подразделялись на putae, alicariae, casoritae, capae, diabolae, forariae, blitidae, noсtuvigilae, prosedae, perigrinae, quadrantariae, vagae, scоrota, scrantiae, — в зависимости от того, какие места они использовали для ремесла: кабачки, публичные площади, перекрестки, кладбища, окрестные леса или...булочные :-).

Конкретно:
Alicaria – «булочница», держалась вблизи булочников и продавала лепешки; имеет значение женщины жалкой, потому что питалась только полбой (alica – полба, род пшеницы); аналогично – fornicaria от «fornax», «печь».
Bustuаria – проститутка на кладбище (bustum – могила), которая одновременно могла быть и профессиональной плакальщицей – исполнительницей ритуальных погребальных плачей;
Foraria – проститутка, приехавшая в большой город из деревни для занятия этим видом деятельности;
Peregrinа – проститутка-чужестранка (от peregrinus, «иноземный, привозной»);
Vaga – «бродяжка», блудница (от vagus, «блуждающий, скитающийся, беспорядочный»);
Proseda – от «pro-sedere», сидеть перед публичным домом;
Quadrantaria – та, что отдаётся за четверть асса (римская денежная единица), а diabola – за два обола (обол, мелкая монета).

Tabernia – проститутка при таверне.
Scorta – «распутница», буквально «шкура», что очень забавно, зная аналог в русском языке :-)))
Ну и, наконец, «Meretrix» (от mereo – зарабатывать, наживать) предоставляла свои услуги клиентам более высокого статуса и также должна была получить лицензию у эдила. По большей части, именно категорию meretrices пополняли знатные и богатые дамы, желавшие вести свободный образ жизни.

3. Танцовщицы и исполнительницы музыки

Танцовщицы (saltatrices), флейтистки (tibicinae) и кифаристки (fidicinae) – римские проститутки, совмещавших проституцию с навыками танца или игры на свирели. Изящные и обаятельные, они продавали себя дорого и появлялись только у богатых людей к концу пиров, симпозиумов. Этакие Гейши Древнего мира. Большим любителем тaких женщин был Суллa; Цицерон обедaл с некоей Киферис. Для Овидия и других они были своего рода Музами :-)

4. Дамы высокого ранга

«Bonae meretrices» (bonus – искуссный, умелый, хороший) – куртизанки высшего ранга. Окруженные роскошью и многочисленными поклонниками, они были законодательницами мод и предметами воздыхания.
Подражая им, римские матроны передвигались по городу на октофорах (носилках, рассчитаных на восемь рабов) и облачались в полупрозрачные шелковые одежды, sericae vestes.

5. Свободные проститутки

Еrraticae scortae (erraticus – блуждающий, бродячий) – блудницы, нелегальные или свободные проститутки. Они не могли быть внесены в списки, как prostibulae и meretrices, и потому присуждались к штрафу, а пойманные вторично – изгонялись из города, если только leno, содержатель публичного дома, не принимал их в число своих пансионерок. Свободными куртизанками становились многие замужние женщины. Некоторые с разрешения своих мужей, некоторые – без.

6. Проститутки-мужчины

Занятие проституцией запрещалось гражданам, поэтому обычно это были гладиаторы или рабы, но клиенты принадлежали ко всем слоям общества, начиная с самых высших и кончая рабами. Известно три названия, отличающих продажных мужчин по возрасту: pathici, ephebi, gemelli. Кроме того, существовало еще разделение по роду их деятельности: активные и пассивные гомосексуалисты, а также те, кто практиковал оба вида альтернативного секса, и гетеросексуальные мужчины-проститутки. Выглядели они соответственно либо изысканно, немного на женский манер (кольца, надушенные волосы и мушки) или инфантильно, либо, напротив, подчеркнуто мужественно.
Что касается представителей гетеросексуальной мужской проституции, они часто становились любовниками знатных римлянок и, как описывают Петроний и Ювенал, имели колоссальный спрос.

Приятного времени суток.
Tags: История, Римская империя
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 147 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →