Обновим старую добрую тему, о которой уже не раз общались на страницах данного блога.
Быть может кто-то откроет для себя что-то новое, а другие просто повторят давно известное. Но в любом случае вам, надеюсь,будет интересно.
Итак, начнем с главного.
Наверное все слышали о таком термине как Катана. И наверное все знают что это не марка автомобиля и даже не вид закуски, а название клинка :-) И зачастую в общем понимании японский меч катана ассоциируется исключительно с самураем, являясь его главным, а то и единственным оружием. Это не совсем так. Первоначально буси (воин), а именно так более правильно называть это военно-феодальное сословие, являлись конными воинами-лучниками, а холодное оружие использовалось как второстепенное.
Да и речь шла далеко не всегда именно о мечах. Ибо настоящий, хорошо тренированный боец, должен был, как минимум, уметь пользоваться копьем, сулицей (метательное копье), нагинатой (алебардой), нагимаки (огромное лезвие на древке), различными кинжалами. Просто так сложилось исторически и не побоюсь этого слова философски, что постепенно именно меч стал играть доминирующее положение для воина в стране Ямато. Как поэтично сказано в нетленном памятнике японской литературы «Хагакурэ» («Сокрытое в листве»)- «меч-душа буси». Ну конечно японские клинки, это не только и не сколько катана.
Издревле в Японии было принято каждому воину иметь 2 комплекта мечей: один для боя, другой для повседневного ношения и церемоний. Один такой комплект назывался дайсе (от слов «дайто», сиречь - большой, и «сёто» - малый) и соответственно состоял из 2 клинков – одного большого, другого поменьше. В разные эпохи сочетание различных клинков в 2 дайсе было различным, но наиболее часто встречающимся было следующее:
А) Боевой дайсе: Он состоял из большого (более 75 см длиной) и изогнутого меча Тати (тачи) и Танто — большого кинжала с особым сечением лезвия. Иногда вместо танто использовался Айкути — изогнутый кинжал без цубы (гарды для защиты руки).
Б) Повседневный дайсе: состоял из меча — Катаны (наиболее популярный термин среди всех японских мечей, длина которого должна превышать 2 сяку, (то есть 60 см) и малого меча Вакидзаси (длинна от 1 до 2 сяку – 30-60 см).
Из-за своей формы, отсутствия (присутствия) доспехов и особенностей применения боевое дайсе принято носить лезвием вниз, а повседневное – наоборот.
Что представляет из себя японский клинок. Его можно разделить на 3 зоны: Ми – сам клинок, Накаго –хвостовик меча, который обычно находится внутри рукояти и Кисаки, или острие.
Кисаки имеет сложную форму и устройство. В этой зоне можно выделить Хо-саки (самое острее меча), Фукуру (режущую кромку острия), Боси (линию закала лезвия, которую можно наблюдать за лезвием) и Ко-синоги (отделяющая область лезвия от другой части меча). Кроме того Кисаки от Ми обычно разделяет поперечная грань, которая носит название Ёкотэ-гива.
Следующая часть клинка – Ми. Ми делится на Ха (острую часть) и Мунэ (обух, тупая сторона клинка). Ха состоит из Якиба (режущей кромки), Хамона (узорчатой границы между закаленным лезвием и незакаленным телом клинка) и Дзи (незакаленное тело клинка). Ха от Муне отделяется продольной гранью, которая называется Синоги.
На Накаго надевалась Цука — рукоять меча, обычно выполненная в виде обмотки тесьмой по коже. Иногда рукоять было очень красивой, декорировалась различными картинками, иногда очень красивыми, которые назывались мэнуки.
От клинка Цука отделялась гардой, которая называлась Цуба. Эта самая Цуба зачастую является настоящим произведением искусства. Ее форма и манера исполнения очень различны – если у вас появится такая возможность, то очень рекомендую посмотреть образцы — не пожалеете. Да и современные очень и очень интересны. По сути - это отдельное направление искусства, причем не только в Японии. Красивую Цуба иметь в коллекции - это стильно :-)
По канону меч носился в ножнах, которые имели название Сая. Ножны обычно делали из дерева, покрывали лаком или обтягивали кожей.
Обязательно надо упомянуть и об клинке легендарного клана шпионов, который во всем мире чаще всего называют ниндзя, а в стране Восходящего Солнца используют термин синоби (крадущиеся)
Их меч называется зачастую или ниндзя-то, или синоби-катана. Хотя, второе наименование не совсем верно. Точнее – совсем неверно. Меч ниндзя отличался от катаны и существенно. Надо понимать, что в отличии от самураев синоби относились к мечу более прагматично, и если хотите – то даже и потребительски. Мечей синоби до наших дней дошло немного, а то, что дошло вызывает сомнения в своей аутентичности, поэтому мы можем только предполагать о том, как на самом деле выглядел меч крадущихся.
Прежде всего, надо отметить, что ниндзя-то был короче катаны. Это было обусловлено спецификой – синоби надо было много перемешаться, лазать по деревьям, кувыркаться – и слишком длинный меч был непрактичен. Так что, ниндзя-то был ближе к вакидзаси, нежели к катане.
Ниндзя-то был прямым мечом, и это не совсем понятно почему. Ведь даже чуть более изогнутый клинок оказывал гораздо лучшее режущее воздействие. Но вот так. Хотя его ковали качественно, но него был более легкий вес, что не подразумевала длительные дуэли на мечах (не выдержал бы) и он был лишен даже малейшего намека на украшательство.
Все сугубо практично и просто. С первого взгляда ниндзя-то кроме прямого клинка всегда можно отличить по цубе. Она не только лишена красоты и изящества, но и большей частью была квадратной и очень прочной. Ее снимали и использовали для различных вещей. Вообще, надо обязательно упомянуть, то у ниндзя-то очень много вещей снималось и использовалось для других целей. Рукоять-цука была полой, в которой находилось дополнительное оружие и предметы, а также чаще всего отравленные иглы и вообще запас яда. Шнур оплетки цука использовался еще миллионом способов :-))) А про ножны (сая) я и вообще помолчу. Как их только не использовали – и как дыхательную трубку, и как элемент лестницы, и еще очень много как.
Вопреки мнению киношников, клинки не чернили. Темным было все оружие, и цуба и цука и сая, но не лезвие.
И носили его, чаще всего не за спиной, как показано в фильмах – ибо неудобно не вынимать меч, не вкладывать его обратно. Да и техники такой в иайто том же я не припомню. Так что носили чаще всего на правом или левом боку (в зависимости от того, левша был воин, или правша) у пояса. В принципе вешали конечно и на спину, особенно когда приходилось куда-то ползти или лезть, но постоянно так не носили – непрактично.
А вообще надо еще раз подчеркнуть, что мы можем только предположить, какими именно было настоящие практические ниндзя-то, и я уверен, что единого канона не было. Любой клан, а то и вообще одиночный синоби, выбирал и проектировал меч по своему стандарту и они были не только прямыми, но и искривленными
Еще одним вариантом меча синоби можно считать кодачи – этакий вариант вакидзаси для ниндзя. Он был (если конечно был) гораздо короче,оставляя место для других нужных и полезных вещей, но длиннее танто или айкути. И в случае необходимости, ниндзя мог его даже метнуть.
У ниндзя еще были с собой танто или айкути, но чаще всего использовался нож, получивший название мороха-дзукури. Он был с обоюдоострым лезвием ромбовидного сечения и длиной порядка 17 сантиметров.
Ну и для сэппуку (сиречь ритуального самоубийства, которое у нас чаще всего называют харакири) мужчины часто использовали особый клинок, который назывался кусунгобу (буквально - девять сун, пять бу – то есть 27,4 см). Он считался настоящей фамильной ценностью и хранился как реликвия. От танто он отличался сечением, шириной и размером клинка, а от айкути наличием цубы и тем, что был прямым.
Всем женщинам самураям в день совершеннолетия (12 лет) отец, или старший в семье (клане) дарил особый кинжал, прямой формы и без гарды, который назывался Кайкен. Иногда дарили еще и меч (правда, чаще НЕ дарили), но вот кайкен – всенепременно. Сейчас традиция немного переродилась – в японских семьях с классическим воспитанием отец дарит кайкен свой дочери на свадьбу. Иногда кайкены очень и очень красивы и дорого стоят. Это не только и не столько орудие самоубийства, сколько основа самообороны и уверенности женщины. Его носили или в широком поясе (оби), которым опоясывали кимоно, или в особом мешочке на шее. Дама никогда с ним не расставалась и владела им в совершенстве.
Ну это вкратце об основных клинках. Там еще немало было всякого оружия, но это, опять-таки, выходит за рамки :-)
Немало написано и о технологии изготовления, о процессах плавки железа, о тайных добавках, о системе многократных ковок – о всем том, что делает японские клинки такими уникальными. Говорить можно много – но только все бестолку :-))) Ибо во-первых это выходит за рамки нашего повествования, а во-вторых, и это главное, - на данный момент настоящая технология и большинство тайн изготовления клинков, к сожалению, утеряна. То что производится сейчас - это лишь попытки современных оружейников достигнуть уровня знаний древних мастеров. И неспроста. Ведь современный меч без всяких вопросов можно вывести за пределы Страны Восходящего Ростка, а вот клинки, начиная с уровня «важный меч» вывести будет уже невозможно. Тут требуется небольшое пояснение. На данный момент в Японии принята классификация мечей — все клинки делятся на современные, новые и старые. Современные мечи или Гэндайто делятся на син-сакуто — то есть мечи, выкованные с 1956 года и сёвато — упрощенная технология от 1868 года. Новыми мечами или Синто называются клинки, произведенные с 1596 до 1868 года
Эти клинки делятся на «прикладные» и «художественные» (то есть представляющие художественную ценность). Ну и, наконец, Кото — старые мечи, то есть произведенные до 1596 года. Они особо ценные, но среди них есть особые — так называемые мастерские, то есть произведенные легендарными мастерами. Кроме временной классификации японцы разделяют лезвия по значимости на 6 степеней: 1) Национальное сокровище (кокухо); 2) Важное культурное достояние, 3) Особо важный меч, 4) Важный меч, 5) Особо оберегаемый меч и 6) Оберегаемый меч.
Среди Синто редко встречаются мечи только последней 6 категории.
Вообще говоря всех сказаний и легенд о ниппонских (еще одно самоназвание Японии) клинках не перечесть, но я выделяю одну-про черные и белые мечи. "Черные" мечи — это специально заговоренные лезвия, которые «просили» кровь, и если не питались ей, то могли поранить или изувечить даже своего владельца. Ярким примером подобного меча может служить некоторые работы мастера Мурамасы, направление против клана Токугава.
"Белыми" мечами считались те, владельцам которых иногда вообще не нужно было вступать в сражение, они сами обладали мудростью и уводили от боя. Самым лучшим мастером подобного оружия считается монах и непревзойденный мастер изготовления мечей по имени Масимунэ.
Вот как-то так.
Надеюсь, вам было интересно.
Приятного времени суток.