id77 (id77) wrote,
id77
id77

Category:

НАСТАВЛЕНИЕ О ВОСПИТАНИИ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ АЛЕКСАНДРА И КОНСТАНТИНА от Екатерины II Часть 1

Здравствуйте уважаемые.
Такой любопытный документ, что я решил привести его полностью :-) Но придется разбить аж на 3 части. Большой документ. Но любопытный :-)
Итак...

Собственноручный именной указ и наставление Имп. Екатерины II ген-аншефу Николаю Ивановичу Салтыкову о воспитании великий князей Александра и Константина Павловичей.

(13 марта 1784 г.)

Божиею милостию мы, Екетеринз вторая, Имперетрица и Самодержица Всероссийская, и прочая, и прочая, и прочая.

Нашему генералу Николаю Салтыкову. Колико наше попечение простиралось о благе Империи нашей, тому вы в двадцать два года царствования нашего были из очевидных свидетелей. Между прочим обращалось нередко внимание наше на воспи­тание юношества вообще. Здесь не место исчислять различные о том сооруженные установления. Бдению нашему по долгу звания наше­го предлежит предмет наивяще важный, сердцу же нашему столь драгоцен­ный, колико и нежный. Внимание наше сей раз обращается единственно на любезнейших наших внуков, великих князей Александра и Константина Павловичей. Богу благодарение, неоспоримо, что природное сложение их высочеств, здоровье их и качество души и ума соответствуют в полной и редкой мере принятому об них попечению. Старшему приспело уже время прейти из присмотра, младенчеству сходственного, в руководство отроку, отродию его приличное. Брат его, по привычке и горячей любви между ими, да будет неразлучен со старшим братом, которого пример ему нужен и полезен.

В главные приставники над воспитанием искали мы особу добронравную, поведения, основанного на здравом рассудке и честности, и который с деть­ми умел бы обходиться приятно и ласково.

Уверены мы, что вы, соединяя в себе сии качества, ревность вашу к добру и испытанную вашу честность употребите в служении, в котором по великой его важности будете руководимы единственно нами во всех случаях: и так обоих любезных внуков наших, призывая Божию помощь, сим и в силу сего вручаем в попечительное, радетельное, верное и усердное бдение ваше вверяя вам главное надзирательство над воспитанием столь драгоценных вос­питанников.

Объявляя вам соизволение наше, за благо рассудили мы снабдить вас правилами и наставлениями на некоторые нужнейшие случаи, дабы вы, узнав волю нашу императорскую, тем наивяще в состоянии нашлись сход­ственно благому нашему намерению исполнить оную в пользу любезных сих воспитанников.

Во первых мыслим мы, что всякое доброе воспитание учреждено быть должно, смотря на того, кому оное дается.

Здесь различить потребно воспитание и способы к наставлению.

Высокому рождению их высочеств паче иных предлежат два великие пути: 1-й) справедливости 2-й) любви к ближнему; для того и другого нужнее всего, чтобы имели они порядочное и точное понятие о вещах, здравое тело и рассудок.

Второе: тут представится справедливое заключение, что здравое тело и умонаклонение к добру составляют все воспитание и того для предписываем вам о сохранении и подкреплении дражайшего здравия их высочеств, любез­нейших наших внуков, иметь прилежнейшее попечение дабы под благослове­нием Божиим, с укреплением здравия и сил их телесных, укреплялась и бод­рость духа, приличная полу и рождению их. Наставление наше касательно сохранения и способов к умножению или подкреплению здравия их высочеств. А, из которого довольно усмотреть можете о сем мнение и намерение наше, и которое вам служить будет предписанием на тот случай.

Следует не менее важный предлог: продолжение и подкрепление умо-наклонения толь дорогих питомцев ко всякому добру.

Ища прилежно стези, ведущей к тому пути, для исполнения тако­го долга, представляется без сомнения, аки облегчительная и есте­ственная: разделение воспитания их высочеств по возрасту летам вос­питанников на три времени, а именно: 1) продолжение младенчества до семи лет, 2) из младенчества выходящие отроки, 3) оные отроки, вступающие в юность, начало которой обыкновенно почитается с пят­надцати лет.

Яснее мысли наши предложатся, когда скажем, первое, что требуемо быть может в младенчестве; второе, чего от отроков, выходящих из младен­чества и приближающихся к юношеству; и третье, чего в юношестве ожидать можно, составят все то, в чем заключается и разуметь можно воспитание; замыкается же оное в четырех вещах: 1) в добродетели, 2) в учтивости, 3) в добром поведении и 4) знание.

Наставление касательно каждого из вышеописанных предлогов прила­гаются при сем под литерами: Б, В, Г, Д, Е, Ж.

Снабдив вас изъяснениями воли нашщей, ожидаем от вас уведомлений при всяком случае не токмо об успехах: но и о том, что вы усмотрите иногда за нужно и надобно в трудном сем вашем служении, которое да увенчает Податель всякого блага успехами благими к пользе Империи нашей на буду­щие времена; мы же предоставляем себе по временам, смотря по нужде и надобности, снабдить и впредь вас нашими предписаниями, пребывая впро­чем вам императорскою нашею милостию всегда благосклонны.

Дай в Санктпетербурге, марта 13 дня, 1784 года



Екатерина

Наставление касательно здравия и сохранения оного.

Об одежде

Да будет одежда их высочеств летом и зимою не слишком теплая, не тяжелая, не перевязанная, не гнетущая наипаче грудь. Чтобы платье их было как возможно простее и легче.

О пище

Кушать и пить нужно; но что кушать и пить, и сколько, сие определить смотря на то, что их высочествам в каких обстоятельствах здорово.

Пища и питие да будут простые, и просто заготовленные, без пряных зелий, или таких корений кои кровь горячат, и без многой соли.

Буде кушать захотят между обеда и ужина, давать им кусок хлеба.

Запрещается им давать вина инако, как разве по докторскому предписа­нию.

Летом вместо завтрака и между обеда и ужина давать можно вишен, земляники, смородины, Яблоков и груш спелых.

Чтобы не кушали, когда сыты, и не пили, не имея жажды; и чтоб когда сыты, их не потчивали пищею или питием; чтоб не пили холодного, вспотев­ши, или когда разгорячены, и вспотевши не пили инако, как скушав наперед кусок хлеба.

О воздухе

Чтоб в покоях их высочеств зимою по крайней мере дважды в день пере­менен был воздух открытием окон воздушных.

Чтоб как возможно их высочества летом и зимою чаще были на вольном воздухе, когда сие не может вредить их здоровью.

Зимою же колико возможно реже быть им возле огня и чтоб зимою покои их высочеств не были теплее натоплены, как от 13 до 14 градусов по термометру Реомюра.

Чтоб летом играли на свежем воздухе, на солнце, на ветру.

На огар лица и рук от солнца не смотреть.

Вспотевши, не ложиться на мокрой траве.

О мыльне и купанье

Их высочества привыкли зимою и летом ходить в мыльну, париться, и купаться в холодной воде. По опытам оказалось, что то и другое здравие их подкрепляет, и для того зимою и летом недель через четыре, или пять, водить их в баню и дозволять им париться и купаться.

Баню же приуготовить должно по предписаниям доктора Санхеса, то есть мокрым паром, поддавая холодною водою на горячие каменья прежде, неже­ли войдут в мыльну, дабы их высочества сухой пар не глотали.

За весьма нужно и полезно почитается, чтоб их высочества учились пла­вать.

Сверх того поваживают их, чтоб часто ноги мыли в холодной воде для избежания простуды и мозолей на ногах, и чтоб не опасались мочить ног. Сие, начав с весны или лета и продолжая во всякое время года, предупредит мно­гие простуды.

Летом же купаться сколько сами пожелают, лишь бы пред сим не вспо­тели.

О постеле и сне

Чтоб их высочества спали не мягко, но на тюфяках, как привыкли; а отнюдь не на перинах, и чтоб одеяла их были легкие, летом простые ситце­вые, подшитые простынею, зимою стеганье, и стеганные.

Спать им, чтоб ночью голова не была покрыта или закутана, колико хотят: понеже сон детям здоров, но как вставать рано здорово же, и для того поваживать их высочеств ложиться рано.

За семь лет от восьми до девяти часов сна, кажется, довольно быть может.

Когда же их будить нужно, тогда оное чинят не вдруг, но с осторож­ностью, дабы не испугались кликаяти по имени не громко.

О детских забавах и веселости нрава

Веселость нрава их высочеств ни унимать, ни уменьшать не должно; напротиву того поощрять их нужно ко всякому движению и игре, летам и полу их сходственным; ибо движение дает телу и уму силы и здоровье. Не запре­щать им играть, сколько хотят, лишь бы в игру не входило им самим, или жизнь имеющему, вредное, и сохраняли бы при игре благопристойность к людям, при оной находящимся.

Малых неисправностей при игре не унимать.

В игре их приставникам не мешаться, разве сами попросят, чтоб в оной участвовали.

Игры должны быть в воле детей, лишь бы те игры невинны были и здо­ровье их от оных не претерпело вреда.

Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их.

Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей.

Вообще дети не любят быть праздными.

Разнообразие упражнения и свободность в упражнении детям всегда приятны и питают в них веселость нрава.

Питая в детях веселость нрава, надлежит отдалить от глаз и ушей их все тому противное, как - печальные воображения, или уныние носящие расска­зы, и всякие малодушия, привлекающие и ласкательства.

Не оставлять их высочеств никогда в праздности. Буде не играют и не учатся, тогда начать с ними какой ни есть разговор, сходственный их летам и понятию, чрез который получили бы умножение знания.

Дети любят быть упражнены, они же любопытны. Всякое приобретение знания им приятно тогда, когда оное получают без принуждения: следователь­но, не принуждая, наставить можно, принужденно их учить не должно и нездо­рово.

О болезни и лекарствах

Кто рожден со здравым телом и умом, тому не много помощи нужно, а понеже их высочества, благодаря Бога, в самом желаемом расположении находятся, то единственно требуется бдение о сохранении толь дражайших дарований здравия и для того предписывается, яко ненарушимое правило к сохранению и умножению здравия их колико возможно реже приступать к упо­треблению им лекарства и отнюдь не давать им лекарства, аки ради осторож­ности, и будто для упреждения болезни тогда, когда здоровы; словом, вовсе не давать им лекарства без крайней нужды.

Употребление лекарств не ко времени детям более притягать может болезни, нежели отвращать оные.

В детях часто малые припадки озноба, либо жара, или боли в члене, делаются к росту, или иному какому естественному приращению, которые пройдут без лекаря, и без врача и врачебства; употребление же лекарства, в тех случаях отнимет силы нужные к производству того естественного дей­ствия; и так как без действительной болезни не нужно употребление лекарст­венных предписаний, так в случае действительной болезни, и когда легчай­шие способы предуспели, тогда уже совет врача потребовать полезно быть может.

Когда дети больны, надлежит их поваживать преодолевать более болез­ни терпением, сном и воздержанием от излишней по обстоятельствам, или вредной пищи.

Боль от болезни, от ран, голод, жажду, стужу, жар, сон, усталь, всякий человек чувствует, но для того неприлично оказывать нетерпеливости серд­ца, или иного неприличного движения.

Помощь в подобных нуждах надобна; но когда здоровье детей от того вреда не потерпит, то помощь им подать без торопливости во всяком случае.

Наставление касательно продолжения и подкрепления умонаклонения к добру

Кто от природы к доброму и лучшему стремится, тот родился счастлив. Доброе сердце, нрав тихий, в обхождении учтивость, приветливость и снис­хождение всем людям нравится; гордость, нахальство, надменность и при­творство равно всем людям несносны.

Хвалы, даваемые хорошему поведению, хулы и пренебрежения хулы достойному суть те способы, коими поощряется хорошее и отвращается дур­ное поведение. В награждение добрых дел представить детям надлежит честь, доброе имя и славу; а за дурные дела стыд и поношение.

Никакое наказание обыкновенно детям полезно быть не может, буде не соединено со стыдом, что учинили дурно; кольми паче таким детям, в душах коих стыд к дурному вселен от младенчества, и для того предписывается: твердить воспитанникам и давать им чувствовать при всяком удобном случае, что те, кои прилежанием и радением исполняют от них требуемое, у всех людей выигрывают любовь и хвалу; а за неприлежание и нерадение воспосле­дует презрение, нелюбовь и никто их не похвалит.

При всех случаях вселять и напоминать их высочествам правила чело­веколюбия и благоволения ко всякой твари и поощрять их к тому похвалою за те качества, в людях приобретаемою.

Когда в чем который провинится и охужден будет, тогда никто да не дерзнет хвалить, дондеже провинившийся не будет просить прощения и не увидит, что старается поправить свое поведение, к прощению же не надлежит приступать вдруг.

Заставлять воспитанников делать с точностью и ласкою то во всяком случае, что делать им надлежит.

Приставникам не делать при воспитанниках того, чего не желают, чтоб дети переняли, и вовсе отдалить от зрения и слуха их высочеств дурные и порочные примеры; да не повадятся они в игре и при оной быть несправедли­вы и да не употребят в оной несправедливости, или обмана и неправды. Буде таковое приметится, да уймут их, сказав им, что обман и неправда есть без-честное и стыдное дело.

Буде окажут несправедливость или обман, тогда лишить их им принад­лежащего, дабы почувствовали какова несправедливость.

О слезах

От младенчества дети обыкновенно плачут от двух причин: 1-е) от упрямства, 2-е) от чувствительности и склонности к жалобе. Различить и те, и другие слезы можно по голосу, взгляду и по наружности детей; но те и дру­гие слезы не должно дозволять, но надлежит запрещать всякие слезы.

Когда плачут от чувствительности, как-то в болезни, тогда стараться надлежит дать им облегчение, не уважая много при них боли, слез и болез­ни; сказать им, что слезы умножают болезнь и негу, и для того оные унимать и от них воздерживаться надлежит; а более болезни сносить и преодолевать прилично бодростию духа и терпением. Мысли же стараться обратить на иное что, или же обращая слезы в шутки.

Буде единожды приставники детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить. Когда упадут или ударятся обо что, немного то уважать, и слезы запрещать, стыдя их ими; ибо твердость духа и разума под­крепляет добродетель.

Поваживать детей боли сносить с терпением и без роптания.

Буде они вдадутся в опасность какую, тогда их ввести в рассуждение, сказав им, чтобы употребили рассудок.

Наставление касательно добродетели и того, что от детей требуется

Приготовляя здравие тела, аки временное жилище души, надлежит при­ступить и к основанию добродетелей, полезных душе от самого младенчества; следствия того простираться будут на времена настоящие и будущие. Первая добродетель по христианской должности есть истинное познание Бога, Творца видимого и невидимого, от которого зависит наше благополучие и от человеколюбия которого получаем мы благое, и которому достодолжную любовь и почтение приносить подобает, как совершеннейшему существу, делами и молитвою.

Касательно закона христианского наставление в нем любезнейшие внуки наши получить имеют от Софийского протоиерея Самбурского, которого для того здесь и именуем. Он несомненно в оной важной части соразмерно дет­скому понятию поступать будет. Для народных школ сочиненный катихизис тут весьма полезен быть может: ибо составлен, как удобен быть может для детей.

Приставники, при которых сии наставления даваемы будут, имеют в раз­говорах и при удобных случаях соображаться с сими постановлениями.

Когда о законе речь идет, тогда не инако отзываться при детях, как с достодолжным почтением.

О хотении

Телесная сила оказывается в преодолении какого ни есть труда и затруд­нения; душевная же крепость оказывается в преодолении собственных хоте­ний и подчинение хотений здравому рассудку, и для того от младенчества надлежит хотение детей подчинить здравому рассудку и справедливости дабы от младости поважены были повиноваться совету здравого рассудка и спра­ведливости, прежде еще, нежели ум созреет.

Буде их высочества чего пожелают, что им самим, или другим, вредно быть может, или чего для не должно, или не можно; в том им отказывать и отнюдь не давать и не дозволять.

Буде чего будут просить со слезами, или с упрямством, или упорно; то запрещается им давать при том сказывать надлежит, что не дается для того, что упорно, или со слезами, или с упрямством просят.

О послушании

Поваживать воспитанников к непрекословному послушанию нам и импе­раторской нашей власти. Да будет то, что бабушка приказала, непрекословно исполнено; что запретила, того отнюдь не делать, и чтоб им казалось столь же трудно то нарушить, как переменить погоду по их хотению; в чем приставники да дадут им пример, держася с точностью, в сем наказе предписанного. Кто с младенчества не поважен повиноваться приказанию и совету родителей и приставников тот, созрев, не в состоянии будет слушать совета здравого рассудка и справедливости.

Чего дети повелительным голосом требовать будут, того не давать, но поваживать воспитанников просить того, чего желают, и благодарить за то, что получили.

Об упрямстве

Кто не слушается, тот болен, следовательно, лишен выгод здорового. Его, содержат аки больного, и болезнь его не кончится инако, как с возвраще­нием здравого рассудка, т. е. с послушанием и покорностью, и когда надежда видится, что умнее быть хочет.

Буде кто, паче чаяния, при детях окажет упрямство или непослушание; того, аки больного, послать домой, дабы остался дома до выздоровления.

Что запрещать и до чего не допускать

Запрещать и не допускать до того, чтоб их высочества учинили вред себе или жизнь имеющему, следовательно бить, или бранить при нихъ не надле­жит и их не допускать, чтоб били, щипали, и бранили человека, или тварь, или какой вред, или боль причиняли.

Не допускать их высочеств до того, чтоб мучили, или убивали невинных животных, как-то: птиц, бабочек, мух, собак, кошек, или иное подобное, или портили что умышленно; но поважив их, чтоб попечение имели о принадле­жащей им собаке, птиц, белке или ином животном, и оным доставляли выго­ды свои, и даже до цветов в горшках, поливая оные. Буде же что им принад­лежащее оставят без попечения, или призрения, то оное отобрать от них, ибо все в свете требует попечения; сии же способы суть легчайшие, которыми детей повадить можно к попечению, благоволению, жалости и кротости ко всему.

Ложь и обман запрещать

Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять но отвращать их от лжи. Буде кто из воспи­танников, или при них кто солжет; то представить ему, что лгать есть дело стыдное и безчестное, влекущее за собою презрение и недоверие всех людей. Буде кто из них солжет, то первый раз оказать тому удивление, как о поступке странном, неожиданном, неслыханном и неприличном. Буде же паки найден будет во лжи, то чинить ему выговор и смотреть на него, и обходить­ся с ним холодно и с презрением всем тем, кои о том знают. Буде, паче чая­ния не уймется, то почесть ложь за упрямство; упрямство ж влечет за собою наказание, которое совокуплено быть имеет со стыдом и с опасением поно­шения.

О худых и порочных примерах

Отдалить от глаз и ушей их высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов, и не сердился. Отдалять от воспитанников всякие разговоры, рассказы и слухи, умаляющие любовь к добру и добродетели, или умножающие пороки.

В чем главные достоинства наставления состоять

Главное достоинство наставления детей состоять должно в любви к ближнему (не делай другому чего не хочешь, чтоб тебе сделано было), в общем благоволении к роду человеческому, в доброжелательстве ко всем людям, в ласковом и снисходительном обхождении ко всякому, в добронра­вии непрерывном, в чистосердечии и благодарном сердце, в истреблении горячности сердца, пустого опасения, боязливости, подозрения невместного везде тут, где усмотрится. Требуется, чтобы с возрастом питомцы утверди­лись в добродетели, чтоб вкоренялась в душах справедливость, которая состоит в том, чтобы не делать законами запрещенного; в любви к истине, в щедрости, воздержании, уме, основанном на размышлении, здравом о вещах понятии и рассуждении, совокупленном с трудолюбием.

Когда дети наполнены повиновением к верховной власти, почтением к родителям, доверенностью к приставникам, совокупленными с любовью и с опасением прогневать их и к тому соединяют благоволение ко всем людям, тогда уже много сделано. Чем более дети укрепятся в добродетели, тем более готовятся к познанию того, что отродию их прилично.


Продолжение следует...




Приятного времени суток.
Tags: История, Россия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments