id77 (id77) wrote,
id77
id77

Category:

"Фишки" станций Санкт-Петербургского метро. Часть 6

Здравствуйте уважаемые.
Продолжим наш рассказ про "Синюю" линию. В прошлый раз остановились вот тут вот:https://id77.livejournal.com/2878079.html
Итак...

«Фрунзенская»

Особенности наименования: название получила в честь революционера, советского государственного и военного деятеля М. В. Фрунзе, а также по находящемуся вблизи универмагу «Фрунзенский». В проекте станция носила название «Обводный канал».

Фишки:
Павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой. Сооружён по типовому проекту (аналогичен павильонам станций «Парк Победы», «Электросила») и представляет собой круглое в плане здание с куполом и застеклёнными входами, напоминающее киоск.
«Фрунзенская» — станция пилонного типа с укороченным центральным нефом (залом) глубокого заложения (глубина ≈ 39 м). Подземный зал сооружён по проекту архитектора Б. Н. Журавлёва. Облицован зал белым полированным мрамором.

Торцевую часть центрального зала украшает барельеф из алюминия и красной смальты, с изображением М. В. Фрунзе на коне, в окружении красноармейцев и на фоне боевых знамён (скульптор В. И. Сычёв). В проекте архитектора Б. Н. Журавлёва было другое украшение торца — на красном фоне голова Ленина с текстом: «Все силы на выполнение семилетки!».

«Технологический институт»


Фишки станции:
единственный действующий кроссплатформенный узел Петербургского метрополитена. Самая большая по размеру станция первой очереди метрополитена.
На входе в вестибюль имеется круглый в плане аванзал с высоким куполом, покрытым анодированными металлическими пластинами. В одной из арок на стене планировалось сделать панно с изображением Сталина, стоящего на лестнице.
На карнизе купола в проекте имелась надпись «Слава Сталину великому зодчему коммунизма корифею науки!»

Второй зал, в отличие от первого, оформлен в строгом функциональном стиле (он строился в годы хрущёвской программы тотальной экономии). Архитекторы А. И. Прибульский, А. Я. Мачерет и В. В. Ганкевич разместили на облицованных мрамором пилонах хронологические надписи об успехах, достигнутых советской наукой и техникой. Хроника ведётся с 1920 по 1979 год (при удлинении центрального зала в 1980 году были раскрыты дополнительные проходы к платформам, вследствие чего появилось место для новых надписей). Путевые стены отделаны белым мрамором с полосой чёрного отделочного камня снизу и серого гранита поверху.
Список достижений, опубликованный на станции
1920 год: Принят Ленинский план электрификации всей страны.
1922 год: Положено начало широкой радиофикации нашей страны.
1934 год: Советские ученые первыми создали теорию цепной реакции.
1937 год: Первая советская дрейфующая станция в Арктике.
1938 год: Освоение Великого Северного морского пути.
1953 год: В СССР создана быстродействующая электронно-счётная машина.
1954 год: Дала ток первая в мире атомная электростанция.
1955 год: В СССР созданы реактивные пассажирские самолёты.
1957 год: В СССР запущен первый в мире искусственный спутник Земли.

1958 год: В СССР вступил в строй крупнейший в мире синхрофазотрон. Построен первый советский завод-автомат.
1959 год: Советская космическая ракета достигла поверхности Луны. Построен первый в мире атомный ледокол «Ленин». Советская ракета сфотографировала невидимую сторону Луны.
1960 год: В СССР впервые в мире получены искусственные алмазы. Изобретение и начало технического освоения лазеров (оптических квантовых генераторов). В СССР созданы первые судна на подводных крыльях.
1961 год: 12 апреля впервые в мире советский космонавт Ю. А. Гагарин совершил космический полёт.
1962 год: Начато массовое производство нового мощного трактора «Кировец» К-700.
1965 год: Открыт Западно-сибирский нефтегазоносный район и начато его освоение. Космонавт А. А. Леонов впервые в истории совершил выход в открытый космос.
1969 год: В СССР создан и освоен первый в мире комплекс непрерывной разливки стали.
1970 год: Впервые в истории на Луну доставлен советский самоходный аппарат «Луноход-1». Впервые в истории советская автоматическая станция доставила лунный грунт на Землю.
1971 год: Запущена первая советская долговременная орбитальная научная станция «Салют».
1973 год: Создан первый ядерный реактор-размножитель на быстрых нейтронах.
1974 год: Начато строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
1976 год: Вступила в строй первая очередь Ленинградской атомной электростанции.
1977 год: Советский атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса.
1979 год: Создан широкофюзеляжный пассажирский самолёт Ил-86.


«Сенная площадь»

Особенности наименования: название получила из-за расположения на одноимённой площади. До 1 июля 1992 года носила название «Площадь Мира».

Павильон выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой и располагается у Сенной площади, в непосредственной близости от места снесённой в 1961 году Успенской церкви (Спаса на Сенной).
«Сенная площадь» — пилонная станция глубокого заложения (глубина ≈ 55 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов А. И. Прибульского, А. Я. Мачерета и В. В. Ганкевич.

При открытии пилоны были облицованы мелкой серо-кремовой кафельной плиткой (т. н. «ириской»), торец центрального зала украшала надпись: «СССР оплот мира»
Оформление станции простое, пилоны отделаны мрамором, путевые стены — голубой керамической плиткой (цвет мира).

«Невский проспект»

Особенности наименования: Название связано с расположением на одноимённой главной магистрали города.
Фишки:
Павильон у станции отсутствует. Вход в вестибюль осуществляется через подземные переходы, имеющие выходы на Михайловскую улицу, Думскую улицу и Невский проспект. Вестибюль и подземный переход выполнен по проекту архитекторов А. К. Андреева, А. С. Гецкина и В. П. Шуваловой. Подуличное размещение вестибюля было применено впервые в Ленинграде.
«Невский проспект» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 63 м). Подземный зал сооружён по проекту архитектора С. Г. Майофиса и инженера Б. Д. Максимова.
Своды и пилоны оштукатурены, в нижней части украшены рёбрами из полированного алюминия. Путевые стены были выложены стеклянной плиткой с красной подложкой, заменённой в 2006 году на искусственный камень похожего цвета.
В средней части станции находится поперечная камера. С одной стороны к ней примыкает переходной коридор со станции «Гостиный двор» с широким мостиком и лестничным спуском на платформу среднего зала. С противоположной стороны поперечной камеры (на торцевой стене) размещён текст Указа Президиума Верховного Совета СССР «О награждении Ленинградского метрополитена имени В. И. Ленина орденом Ленина»:
Указ Президиума Верховного совета СССР о награждении Ленинградского метрополитена имени В. И. Ленина орденом Ленина

За успешное выполнение коллективом метрополитена заданий пятилетнего плана и обеспечение высокой культуры в обслуживании пассажиров наградить Ленинградский метрополитен имени В. И. Ленина орденом Ленина
Первая станция, не имеющая наземного вестибюля.
Первоначально станцию планировали построить в районе площади Плеханова (ныне Казанской). Поэтому она имела проектные названия «Площадь Плеханова» и «Улица Желябова».
Станция являлась самым масштабным проектом, связанным со сносом исторических зданий:
При постройке выхода на Думскую улицу и Невский проспект были снесены портик (архитектор Л. Руска) и Перинные ряды (архитектор Дж. Кваренги), в этом месте была произведена разработка котлована для кассового зала в историческом центре города.

Чтобы соорудить выход к каналу Грибоедова, потребовалось частично разобрать, а затем восстановить Дом Энгельгардта — ныне Малый зал Филармонии.
Выход со станции представляет собой старейший в городе подземный переход.
Перегон «Невский проспект» — «Сенная площадь» — самый короткий на линии.
При прокладке тоннеля между станциями «Невский проспект» и «Горьковская» под Невой проходчики обнаружили в районе Марсова поля ранее не выявленную водоносную песчаную линзу. Пришлось заглублять тоннель с максимально допустимым уклоном. При перемещении на этом отрезке состава первый вагон оказывается на 6 метров ниже последнего. Этот перегон является самым глубоким в мире (самая глубокая его точка — 126 метров).

«Горьковская»

Особенности наименования: Данное название получила по расположению в начале бывшего проспекта Максима Горького (ныне Кронверкский проспект), где в доме № 23 долгое время жил писатель.

Вестибюль станции располагается вблизи Кронверка Петропавловской крепости, у развилки Кронверкского и Каменноостровского проспектов.
Старый вестибюль являлся типовым для станций Ленинградского метрополитена, открытых в хрущёвскую эпоху (аналогичен вестибюлям станций «Парк Победы», «Электросила», «Фрунзенская»). Он представлял собой приземистое цилиндрическое здание с куполом и застеклёнными входами, построенное по проекту архитекторов Арона Гецкина и Валентины Шуваловой.
Новый павильон станции, возведённый в 2009 году, — круглое в плане одноэтажное строение. Площадь павильона увеличилась в три раза. Как и старая постройка, для предотвращения затопления в связи с близостью реки Невы новый вестибюль находится на возвышении.

«Горьковская» — пилонная станция с укороченным центральным нефом (залом) глубокого заложения (глубина ≈ 53 м). Станция начинает серию из семи пилонных станций, идущих подряд. Подземный зал сооружён по проекту архитекторов С. И. Евдокимова, Н. И. Башнина, А. П. Изоитко, С. Л. Михайлова и Е. И. Травникова.

Художественное оформление станции посвящено писателю М. Горькому. Оформление станции простое и суровое, пилоны облицованы сааремским известняком с включением грубо обработанных блоков. Под карнизом пилонов установлены круглые лампы. Торцевую стену центрального подземного зала украшает портрет писателя, выполненный из камня той же породы (скульпторы М. Р. Габе, А. М. Торич и П. А. Якимович). На путевых стенах установлены декоративные решётки с узорами на тему произведений писателя. Кроме того, на дверях кабельных шкафов в путевых тоннелях находятся изображения буревестника, выполненные из тёмных металлических полос.
Центральный зал считается самым коротким в петербургском метрополитене.

«Петроградская»

Особенности наименования: наименование получила из-за расположения на Петроградской стороне.

Фишки: Вестибюль выполнен по проекту архитекторов А. К. Андреева, Я. Е. Москаленко и встроен в здание «Дома мод».
Вестибюль имеет Г-образную форму в плане. Над эскалаторным ходом размещался витраж, отражавший историю моды. На каждой из 6 картин были изображены мужчина и женщина, одетые в костюмы различных эпох (шкуры древнего мира, рыцарь и его дама и т. д.). Он был уничтожен 31 декабря 1993 года в результате взрыва в одном из магазинов, арендовавших помещение в Доме Мод.

«Петроградская» является станцией закрытого типа глубокого заложения (глубина ≈ 53 м). По краям платформ установлены платформенные раздвижные двери. Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В. Ф. Белова, А. В. Говорковского, В. Л. Ривина, Н. Н. Трегубова и Л. И. Шимаковского. Гофрированная поверхность стен перронного зала выполнена в виде облицовки из керамики. Торцевая стена украшена золотистым декоративным панно на фоне синей решётки, на котором изображены профили рабочего и крестьянки, которые создал художник Г. Н. Васильев.
Ранее станция имела синие платформенные раздвижные двери, но в 2008 году они были заменены на типовые для всех станций закрытого типа чёрные платформенные раздвижные двери.

Продолжение следует...
Приятного времени суток.
Tags: Архитектура, Город, Поезда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments