id77 (id77) wrote,
id77
id77

Categories:

"Фишки" станций Санкт-Петербургского метро. Часть 5

Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз закончили с 1, она же Красная ветка Петербургского метро:https://id77.livejournal.com/2869800.html
Предлагаю продолжить. Вторая линия Петербургского метрополитена, также известная как Московско-Петроградская, или синяя линия, соединяет через центр южные и северные районы Санкт-Петербурга — от Московского районов до северной части Выборгского.
Первый участок был открыт в 1961 году
На этой линии впервые были построены станции типа «горизонтальный лифт».
На линии 18 станций.
Итак...

"Купчино"

Особенности наименования: Проектное название станции — «Витебская» от Витебского вокзала м Витебского проспекта
Название, «Купчино», станция метро получила по названию деревни, расположенной в 2 км к северу от неё.

Фишки станции:
«Купчино» — наземная крытая станция с боковыми платформами. Остеклённый павильон сооружён по проекту архитекторов К. Н. Афонской, А. С. Гецкина, И. Е. Сергеевой при участии С. С. Костенко, инженеров К. Е. Панова, И. X. Целолихиной и В. И. Хяргинен. Первая из четырёх существующих наземных крытых станций Петербургского метрополитена, вторая по времени строительства наземная станция (первая наземная, открытого типа станция «Дачное» была закрыта в 1977 году).

Незначительную часть перегона в сторону «Звёздной» (≈ 100 м) поезд идёт по остеклённому порталу тоннеля.
Сооружение участка «Купчино» — «Звёздная» проходило в сложных гидрогеологических условиях — в твёрдых слоях кварцевого песчаника, пронизанного водоносными прослойками, что исключало применение механических щитов. По этой причине весь участок разрабатывался буровзрывным способом.

Станция имеет 19 выходов — 8 на Витебский проспект, 8 на ж/д станцию Купчино, 2 к ТРЦ «Балканский» и улице Ярослава Гашека и один к Южной трассе Малой Октябрьской железной дороги.

«Звёздная»

Особенности наименования: названа согласно топонимике окружающих улиц: в проекте носила название «Имени Ленсовета», но в итоге было выбрано название «Звёздная».

Фишки станции:
Оформление павильона станции выполнено по проекту архитекторов А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой и Н. И. Згодько. Круглый эскалаторный зал перекрыт куполом белого цвета, выносное декоративное кольцо у его основания выполнено золотой смальтой. В кассовом зале установлена скульптурная композиция, посвящённая Юрию Гагарину (скульпторы Э. Р. Озоль, И. Н. Костюхин и В. С. Новиков).

«Звёздная» — станция закрытого типа («горизонтальный лифт») глубокого заложения (глубина ≈ 22 м). По краям платформ установлены платформенные раздвижные двери. Последняя станция данного типа, введённая в эксплуатацию. Подземный зал сооружён по проекту архитекторов Ю. В. Билинского, Г. А. Михайлова и Г. А. Шихалевой.

Тематика художественного оформления станции посвящена освоению космического пространства. Стены облицованы светлым мрамором «коелга», горизонтальные швы декорированы алюминиевыми профилями. Световой карниз выполнен из алюминиевых листов с разнообразной фактурной отделкой. Торцевая стена подземного зала украшена декоративными алюминиевыми решётками с изображением звёзд.

«Московская»

Особенности наименования:Название получила из-за расположения на Московском проспекте, возле Московской площади.

Фишки санции: Павильоны у станции отсутствуют, вход осуществляется через два кассовых зала, разнесённых по разные стороны Московской площади, залы сообщаются с поверхностью через подземные переходы. Северный вход («Московская-1») расположен в месте примыкания улицы Типанова и Авиационной улицы к Московскому проспекту. Южный вход («Московская-2») расположен в месте примыкания Алтайской улицы к Московскому проспекту. Единственная на линии непересадочная станция, являющаяся «проходной» (два выхода на противоположных концах). Всего в Петербургском метрополитене таких станций семь (Московская, Площадь Ленина, Ленинский проспект, Проспект Ветеранов, Спортивная, Проспект Славы и Дунайская).

Вестибюли, кассовые залы и подземные переходы выполнены по проекту архитекторов А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой, К. Н. Афонской, И. Е. Сергеевой и инженеров М. М. Синичкина, А. Д. Евстратова.
«Московская» — станция закрытого типа («горизонтальный лифт») глубокого заложения (глубина ≈ 29 м). По краям платформ установлены платформенные раздвижные двери. Подземный зал сооружён по проекту архитекторов Н. В. Каменского, С. Г. Майофиса и инженеров Д. И. Селитый, Н. С. Арсеньевой. Является самой длинной станцией закрытого типа в городе, длина платформы была увеличена, чтобы вывести два выхода на разные стороны площади. На этой станции — 52 двери (на каждой из платформ — по 26, по 2 из которых закрыты).

В переходе «Московская-2» (южный выход) перед дверями станции с обеих сторон имеются гермозатворы, которых нет в другом переходе. Гермоворота с другой стороны станции расположены внизу, в переходе из зала к эскалаторам.
Ниши дверей самые глубокие среди всех подобных станций в Петербургском метрополитене.
На перегоне к станции «Московская» в 1968 году щитовая проходка была остановлена из-за обнаружения залежей песчаника. Далее проходка осуществлялась вручную — отбойными молотками. Тогда, впервые при сооружении ленинградского метро, был применён буровзрывной метод проходки.

«Парк Победы»

Особенности наименования: Станция получила название по расположению на территории одноимённого парка.

Фишки станции:
Павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой, и располагается на участке Московского парка Победы, выходящем на Московский проспект.
Сооружён по типовому проекту (аналогичен вестибюлям станций «Электросила», «Фрунзенская», «Горьковская») и представляет собой круглое в плане здание с куполом и застеклёнными входами. По всему периметру над окнами и дверями был собран козырёк.

«Парк Победы» — станция закрытого типа («горизонтальный лифт») глубокого заложения (глубина ≈ 45 м). Данный тип станции был впервые применён в общемировой практике метростроения. Впервые в мире по краям платформы были установлены платформенные раздвижные двери. Подземный зал сооружён по проекту архитектора А. К. Андреева и инженера Г. А. Скобенникова.

Ряды дверных проёмов обработаны закруглёнными полосами рифлёного металла. На стенах укреплены карнизы из узорчатого стекла, за которыми скрыты лампы. В торцевые стены вписаны параболические декоративные арки.
Оригинальные станционные двери были снабжены большими стеклянными вставками-окнами матированного стекла. В середине 60-х годов их заменили на обычные двери серого, а позднее — нынешнего чёрного цвета.
Светильники вестибюля были заменены с «факелов» на «световые столбики» после концерта группы «Алиса» в октябре 1991 года. В центре подземного зала расположена лестница в служебные помещения и подплатформенный коллектор. На станции впервые появились турникеты-автоматы.

«Электросила»

Особенности наименования: Станцию назвали из-за близости к главному корпусу крупнейшего предприятия советского электромашиностроения — «Электросила».

Фишки станции:
Павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. С. Гецкина, В. П. Шуваловой.
Павильон сооружён по типовому проекту (аналогичен павильонам станций «Парк Победы», «Фрунзенская», «Горьковская») и представляет собой здание круглой формы в плане, с куполом и застеклёнными входами, напоминающее киоск.
«Электросила» — станция глубокого заложения пилонного типа с укороченным центральным нефом (залом) (глубина ≈ 35 м). Станция завершает серию из семи пилонных станций на второй линии, идущих подряд. Подземный зал сооружён по проекту архитекторов Г. М. Вланина, С. И. Евдокимова и Н. В. Устинович.


Центральный зал станции является одним из самых коротких в Петербургском метрополитене.
Тематика художественного оформления станции посвящена развитию энергетики в Советском Союзе (план Государственной электрификации России — ГОЭЛРО). До размещения служебного помещения торцевую часть центрального зала украшало керамическое панно «Электрификация СССР» (художник Г. А. Шилло). На юго-западе схематического мозаичного изображения СССР набраны слова, принадлежащие В. И. Ленину: "Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны" «Ленин»

В проёмах помещены светильники в виде компактных, геометризированных по форме блоков.

«Московские ворота»

Особенности наименования: Название получила по расположению в непосредственной близости от площади Московские Ворота, на которой расположены Московские Триумфальные ворота.

Фишки станции:
Наземный вестибюль выполнен по проекту архитекторов А. К. Андреева, А. М. Соколова, В. В. Кудрявцева и встроен в бывшее административное здание у Ташкентской улицы (теперь это третий учебный корпус Санкт-Петербургского Государственного инженерно-экономического университета) и выделен на его фасаде большим консольным изогнутым козырьком, который поддерживается двумя круглыми, расширяющимися кверху колоннами.
«Московские ворота» — станция глубокого заложения пилонного типа с укороченным центральным нефом (залом) (глубина ≈ 35 м). Подземный зал сооружён по проекту архитекторов В. А. Петрова, К. М. Митрофанова, А. И. Горицкого и инженера В. И. Акатова. Пилоны, расширяющиеся кверху только со стороны среднего зала, отделаны красно-коричневым мрамором с закреплёнными на нём алюминиевыми профилями, который контрастирует с белыми сводами и светлым мрамором полом.К конце зала крсивая композицию по теме Триумфальных ворот

В начальных титрах фильма «Опасный возраст» фоном служит стена и въезд в тоннель станции «Московские ворота».
Вестибюль станции можно видеть на марке СССР (№ 3281, художник С. Поманский, 1965 год)


Продолжение следует...
Приятного времени суток.
Tags: Архитектура, Город, Поезда
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments