Продолжаем наш с вами разговор о кулинарных русских народных промыслах. Напомню, в прошлый раз остановились вот тут вот:https://id77.livejournal.com/2724711.html
Козули или козюли — изготовленные из теста запечённые фигурки. Название козуля образовано не от слова коза или косуля, а от поморского слова, обозначающего «завиток», «змейка». Козули принято считать разновидностью пряников; также используются детьми как игрушки.
Родиной этих пряничков считается Архангельск. Хотя в разных северных поселениях, привязанных к той или местности по топонимическому признаку: мезенские поселения по реке Мезень, каргопольские – город Каргополь и близлежащие деревни, терские, поселившиеся на Терском берегу Белого моря, холмогорские – в Холмогорском районе, архангельские – в Архангельске – сохранилась своя техника выпечки козуль.
Даже приготовленные в пределах одной области козули могли отличаться друг от друга. Самые известные из них:
Плоские расписные архангельские козули-пряники. Появились они на русском Севере не раньше XVIII века, когда недоступными ранее пряностями (гвоздика, корица) и сахаром смогли пользоваться многие жители.
Каргопольские козули которые также как и мезенские, в отличие от архангельских пряников, выполняются из хлебного жгута. Вместо расписных сплошных плоских фигурок, приготовленных из жженого сахара, в Каргополе делают «витушки». Тесто при этом вытягивается, раскатывается в тоненькие колбаски (не толще карандаша), и из него выкладываются различные витые фигурки.
Объемные холмогорские козули (которые наряду с мезенскими считаются наиболее древними) готовили из черного теста, расцвеченного в некоторых случаях белым тестом. По виду это стилизованные фигурки оленя из ржаного теста с головой, изображающей куст, украшенный яблоками и крылышками птичек из белого теста, напоминающие крылатое солнце из языческой культуры.

Северные козули – это не просто национальное лакомство, которое поморы готовили по особым, только им известным рецептам, но и традиционное ритуальное блюдо. Их приготовление – настоящий старинный обряд, в котором изначально был заложен глубокий философский смысл.
Расписным пряникам в древности приписывали магическую силу. И, вероятно, задумывались они первоначально вовсе не как кулинарное блюдо (готовили их из простого ржаного теста), а как ритуальные изображения животных, которые впоследствии стали основой для появления вкусной поморской сдобной выпечки.
Эту версию подтверждает и такой факт, что фигурки животных из теста должны были вырезаться определенным способом: они должны смотреть только в левую сторону. Фигурка человека должна была быть развернута лицом вперед. Внизу пряника часто оставлялась полоска, символизирующая землю.

В старинные времена козули-пряники пекли строго раз в году: в дни святок и рождественских праздников. Северные народы искренне верили, что рождественские козули принесут им удачу, богатство и благополучие. Их считали оберегом и дарили на счастье всей семье. С ними связано много примет и традиций.
Вся семья накануне праздников принимала участие в этом событии. Мужчины месили тесто, женщины вырезали фигурные пряники в форме птиц, животных, домиков, елочек, ангелочков, саней и рождественской звезды и пекли. Не оставались без дела и дети: они активно помогали в их раскрашивании и украшении.
В Рождество все родственники, соседи, друзья, колядующие дети получали в качестве угощения козули. Перепадало и домашним животным, потому как считалось, что съев такой рождественский пряничек, домашняя скотина принесет богатый приплод. Для северных народов, которые в основном жили за счет промыслов и скотоводства, это было важно.
Козули развешивали как оберег в хлевах и конюшнях, защищали свой дом от злых духов, использовали как непременный атрибут при гадании в крещенские вечера. Ими, готовя с особой любовью и старанием, похвалялись перед гостями. Рождественские козули сразу не съедали, а долго хранили (иногда до следующего праздника). Пряничную фигурку (даже если она ломалась) нельзя было выбрасывать – это могло принести несчастье.

В настоящий момент козули изготовляются в Архангельской и Мурманской областях (например, в селе Варзуга). Здесь козули считаются символом Поморья. Традиционно в этих областях козули пекут на новогодние праздники — на праздник Коляды и Рождество. Также козули изготовляют и на личные праздники — новоселье, свадьбу и при рождении ребёнка. Считается, что козули, находящиеся в доме, охраняют его от злых духов.

Потомственные архангельские пряничники утверждают, что самое главное, что требуется при их приготовлении, так это делать все без спешки, в хорошем настроении, с добрыми мыслями в голове, когда никто и ничто не будет отвлекать на другие дела.
В семьях пряничников строго и в тайне сохранялись способы приготовления теста, сахарной поливы, декоративного убранства готовой выпечки и собственный рецепт козуль с «изюминкой», который передавался по наследству по женской линии.
В старину такие фигурки пекли особым образом: сначала делали тесто из ржаной муки. Вероятно, потому что на темном фоне наиболее выигрышно смотрелся рисунок из глазури. Муку брали самую темную, добавляли немного соли, круто замешивали – и тесто было готово. Позже, готовя тесто из пшеничной муки, для получения темно-коричневого цвета в тесто стали добавлять пережженный сахар.

Тесто для козуль готовили заранее, и оно могло выдерживаться на морозе не одну неделю. Впрочем, от этого его свойства становились только лучше. Потом из него вырезали фигурки разным форм, которые также изготавливались в каждой семье свои. И уже готовые и остывшие пряники расписывались белой и розовой глазурью, полученной путем добавления сока клюквы или брусники.

Дрожжи в рецептах козуль полностью отсутствуют, а потому такие расписные прянички с потрясающим ароматом корицы и меда долгое время не теряют свои вкусовые качества и не портятся. Напротив, через какое-то время они становятся мягче.
Вот такие они - козули
Приятного времени суток.