id77 (id77) wrote,
id77
id77

Categories:

Русские народные промыслы. Усольская финифть

Здравствуйте уважаемые
Продолжаем с вами наш небольшой рассказ о русских народных промыслах. В прошлый раз вспоминали старооскольскую игрушку: https://id77.livejournal.com/2554227.html
Сегодня же предлагаю немного поговорить о вологодской финифти, которую часто называют усольской эмалью еще.

Это особый вид декоративно-прикладного искусства с использованием эмалей, получивший развитие в Вологодском крае. В переводе с греческого «финифть» означает «светлый, блестящий камень».
Финифтяное искусство получило большое развитие с XII века. Сначала были известны выемчатые и перегородчатые эмали, а затем появилась техника изготовления по литью, рельефу, гравировке. Впервые русская финифть упоминается еще в 1175г. в Ипатьевской летописи.

Напомню, что эмаль – это прочное стеклообразное покрытие, которое наносится на металлический предмет и закрепляется обжигом.
Она может быть окрашена в разные цвета окислами металлов. Молочно-белый цвет, например, получается при добавке к расплаву стекла окиси цинка, а желтый – окиси железа. Окись меди окрашивает эмаль в бирюзовый и зеленый цвета, магнезия – в лиловый, золото и свинец дают богатую гамму оттенков красного. Серый, стальной и черный цвета получают, используя в качестве добавки иридий.

Существовали различные способы нанесения эмали на металлическое изделия, но наибольшее распространение на Севере получило изготовление перегородчатых и живописных эмалей. Техника создания перегородчатой эмали такова: по контуру рисунка на изделии выкладывают тонкие металлические пластины или ленты, поставленные на ребро. Получаются закрытые со всех сторон ячейки, которые мастер заполняет эмалями разных цветов. Затем изделие обжигают. Получается узор яркой мозаичной раскраски. Глубиной цвета и блеском эмаль может поспорить даже с драгоценными камнями.
По сути у нас два центра было развития искусства финифти. Южный и Северный. На Севере изготовлением перегородчатых эмалей славились мастера Вологды, Великого Устюга, Сольвычегодска.

Характерными для их работ цветами были синий, голубой, желтый, зеленый.
Еще в XVI веке Сольвычегодск (ранее город назывался Усольск) –крупный торговый узел Московского государства, стоящий на торговом пути из Архангельска в Сибирь, где, благодаря большому количеству торговых людей быстро возник спрос на продукцию художественных ремесел. Купцы Строгановы организовали в Сольвычегодске мастерские, в которых работали первоклассные живописцы, серебряных дел мастера и прочие. Искусство ювелиров Сольвычегодска было хорошо известно в Москве – усольских мастеров вызывали для работ в Московском Кремле и соборах Москвы.

Развитию художественных ремесел в вотчинах Строгановых способствовали не только вкладываемыми в это дело денежные средства, но и то, что Строгановы вели разработку рудников на Урале, где добывали олово, медь, свинец, железо и другие металлы.
Квалифицированных работников Строгановы выписывали из других городов (Москвы, Ярославля) и государств (Германии, Голландии и др.)

Для обрамления отдельных эмалевых клейм, цветков и проч. усольские мастера применяли сканные жгутики (скань в сольвычегодских изделиях в основном имела служебное значение).Наиболее интересные и сложные сюжетные и орнаментальные изображения встречаются на чашах, поверхность которых давала возможность развернуть большие композиции. Дно и край чаши обычно окаймлялись рядом синих эмалевых кружков в сканной оправе или просто толстым сканным золоченым жгутом. Снаружи поверхность чаш никогда целиком не заливали эмалью, а украшaли отдельными крупными эмалевыми клеймами в сканных обрамлениях, с яркими живописными изображениями.

В начале XVIII века эмальерное искусство Сольвычегодска приходитв упадок. Это связано с падением экономического значения города.
Открытие Ирбитской ярмарки, смещение Сибирского торгового пути в Великий Устюг и другие события XVIII века окончательно разорили Сольвычегодск. Несмотря на это традиции сольвычегодских эмальеров еще долго сохранялись в городе, хотя большинство мастеров изготовляли эмали на меди т.к. после распада строгановских мастерских в XVIII веке эмальерам перестали поставлять серебро, и они были вынуждены пользоваться услугами скупщиков, которые снабжали их медью и эмалью, привезенными из Архангельска.

В 20-40-х гг. XVIII века в Сольвычегодске еще насчитывалось значительное
количество опытных эмальеров, которых, как свидетельствуют документы, даже вызывали для работ в Москву, как, например, Яков Григорьевич Попов или Никита Буравкин.

Во второй четверти XVIII века в Сольвычегодске все реже встречаются расписные эмалевые изделия – им на смену приходят одноцветные эмали с серебряными накладками. В этом случае одноцветная (белая, синяя, зеленая) эмаль накладывается на тонкую листовую красную медь, сплошь покрывая внутри и снаружи медный предмет. Покрытие эмалью и обжиг повторялись несколько раз, пока поверхность предмета не становилась ровной и гладкой. На последний, еще не обожженный слой накладывали вытесненные по матрице из тонкого серебряного листа изображения: галантные сценки, фигурки животных и птиц, пейзажи, орнамент. При последнем обжиге предмета накладки вплавлялись в эмаль. Для получения более высокогорельeфа использовался прием двойного наложения – в этом случае орнаменты или изображения сначала чеканили на медной пластине, затем покрывали всю поверхность однотонной эмалью, на рельефы накладывали тисненые узоры из фольги или тонкого серебряного листа, а потом уже изделие обжигали.

Позже подобной финифтью стали заниматься в Вологде.
Изначально главным мотивом были растительные композиции (в основном — тюльпан) нанесённые на медную основу: мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей, в том числе и мифологических с помощью множества красок. Однако, в начале XVIII века искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть (белая, синяя и зелёная). Только в 1970-е годы началось возрождение «усольской» финифти вологодскими художниками.И теперь она чаще называется именно вологодской. Производство продолжается и сейчас.
Нынешняя вологодская финифть - это иконы.


Во-вторых, вологодская финифть - это панно.


В-третьих, волгодская финифть - это замечательные декоративные снежинки


В-четвертых, вологодская финифть - это изумительные по своей красоте шкатулки.


В-пятых, женские украшения


Вот такие вот дела...
Приятного времени суток.
Tags: Искусство, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments