id77 (id77) wrote,
id77
id77

Categories:

Артиллерия большого калибра :-)

Здравствуйте уважаемые.
Размер не всегда является синонимом эффективности. Но гигантомания у людей в крови. В том числе и в области оружия.
Предлагаю вашему вниманию несколько действительно очень и очень крупных артиллерийских орудий. Особо подчеркну, что они все действуюшие были и эффективные. Поэтому никаких Царь-Пушек и чего то совсем старого, типа "Базилики". Просто несколько действительно впечатляющих стволов :-)

Мортира Маллета.
Это система сверхтяжёлой мортиры калибра 914 мм, разработанная в Великобритании в 1850-е годы по проекту конструктора Роберта Маллета и предназначавшаяся для обстрела сильно укреплённых фортификационных сооружений. Были построены две мортиры этой системы, однако по итогам испытаний они не были приняты на вооружение. Оба орудия сохраняются по настоящее время в качестве музейных экспонатов.

Конструкция орудия
Проект Маллета предусматривал создание типичной мортиры — короткоствольного (длина ствола всего 3,67 калибров) орудия, предназначенного для стрельбы по очень крутой траектории, однако небывало крупного для середины XIX века размера. Ствол мортиры состоял из девяти частей, вес каждой из которых уже позволял осуществлять перевозку любым транспортом без значительных проблем. Зарядная камора была значительно у́же, чем основной канал ствола, поскольку считалось, что относительно небольшого количества пороха, помещавшегося в неё, будет достаточно для заброски бомбы на те дистанции, на которых предполагалось вести огонь

Одно орудие прошло стрельбовые испытания на полигоне 19 октября и 18 декабря 1857 года, 21 и 28 июля 1858 года. Были произведены в общей сложности 19 выстрелов. После всех сделанных выстрелов орудие оказалось повреждённым, что привело к прекращению испытаний. Мортира Маллета была по итогам стрельб признана непригодной для реального боевого применения.


Большая Берта
Свое прозвище легендарная мортира, выпущенная в 1914-м году на заводах старинной литейной династии Круппов, получила в честь Берты Крупп, бывшей в то время единственной владелицей концерна. Судя по сохранившимся фотографиям, Берта действительно была довольно крупной женщиной.
420-мм мортира могла делать один выстрел в 8 минут и посылала 900-киллограммовый снаряд на 14 километров. Фугас взрывался, оставляя после себя воронку диаметром 10 и глубиной 4 метра.


Разлетавшиеся осколки убивали на расстоянии до 2-х км. Стены французских и бельгийских гарнизонов к такому подготовлены не были. Союзные войска, сражавшиеся на Западном фронте, окрестили Берту «убийцей фортов». На взятие очередной крепости у немцев уходило не более двух дней.

Всего за годы Первой мировой было произведено двенадцать Берт, к настоящему времени не уцелело ни одной. Те, что не взорвались сами, были уничтожены во время боев. Дольше всего просуществовала мортира, захваченная в конце войны американской армией и выставлявшаяся до 1944 года в военном музее г. Абердина (штат Мэриленд), пока ее не отравили на переплавку.


Парижская пушка
21 марта 1918 года в Париже прогремел взрыв. За ним другой, третий, четвертый. Взрывы раздавались с пятнадцатиминутными интервалами и всего за день их прозвучало 21… Парижане были в панике. Небо над городом при этом оставалось пустынно: ни вражеских самолетов, ни цеппелинов.

К вечеру, после изучения осколков, стало понятно, что это были не авиабомбы, а артиллерийские снаряды. Неужели немцы добрались до самых стен Парижа? А то и вовсе засели где-то внутри города?
Лишь спустя несколько дней французский авиатор Дидье Дора, совершая облет, обнаружил место, откуда стреляли по Парижу. Пушка пряталась в 120 километрах от города. По Парижу стреляла «Труба кайзера Вильгельма» — сверхдальнобойное орудие, еще одно исчадье концерна Круппа.
Ствол 210-миллиметровой пушки имел длину 28 метров (плюс 6-метровое удлинение). Колоссальное орудие, весившее 256 тонн, размещалось на особой железнодорожной платформе. Дальность выстрела 120-килограммового снаряда составляла 130 км, а высота траектории доходила до 45 км. Именно потому, что снаряд двигался в стратосфере и испытывал меньшее сопротивление воздуха, и достигалась уникальная дальнобойность. Снаряд добирался до цели за три минуты.
Пушка, замеченная глазастым летчиком, пряталась в лесу. Вокруг нее располагались несколько батарей орудий малого калибра, которые создавали «шумовой фон», мешавший установить точное расположение «Трубы кайзера».

Надо отметить, что орудие было довольно бестолковым. 138-тонный ствол прогибался от собственного веса и нуждался в поддержке дополнительными тросами. А раз в три дня ствол и вовсе приходилось целиком менять, поскольку больше 65 выстрелов он не выдерживал, слишком уж быстро его стачивали залпы. Поэтому для очередного нового ствола имелся свой особый набор нумерованных снарядов — каждый следующий чуть толще (т.е. чуть больше по калибру), чем предыдущий. Всё это сказывалось на точности стрельбы.
Всего по Парижу было произведено около 360-ти выстрелов. При этом было убито 250 человек. Больше всего парижан (60) погибло при попадании — естественно, случайном — в церковь Сен-Жерве во время службы. И хотя погибших было не так много, весь Париж был напуган и подавлен могуществом немецкого оружия.

Когда ситуация на фронте изменилась, пушку немедля эвакуировали обратно в Германию и уничтожили, чтобы ее секрет не достался войскам Антанты.


520-мм железнодорожная гаубица Шнейдера обр. 1916 г.
Это французская железнодорожная гаубица особой мощности, разработанная во время Первой мировой войны, но не принимавшая участия в боевых действиях до её окончания. Была построена в двух экземплярах, один из которых в 1918 году вышел из строя во время испытаний вследствие взрыва снаряда в канале ствола, а другой состоял на вооружении французской армии и был захвачен немцами во время Французской кампании 1940 года и использовался ими на фронте под Ленинградом.
Заказ на две сверхтяжелых 520 мм железнодорожные гаубицы был выдан комиссией по тяжёлой железнодорожной артиллерии (фр. Artillerie Lourde sur Voie Ferrée) фирме Schneider et Cie 24 января 1916 года, на разработку ушло около года (первая гаубица была готова 11 ноября 1917 года, вторая — 7 марта 1918 года).

В присутствии союзнической печати первые стрельбы обоих орудий были проведены в феврале — марте 1918 года. 27 июля 1918 года на полуострове Киберон производились испытания первой выпущенной гаубицы. Во время выстрела снаряд разорвался в стволе, и орудие оказалось уничтожено.
Второе орудие после испытательных стрельб с 1919 года хранилось в Ле-Крёзо, а затем в новом арсенале тяжёлой железнодорожной артиллерии в Нёви-Пайу. Также на хранении состояли две генерирующие станции, запасные стволы и снаряды.
После начала Второй мировой войны было принято решение вернуть орудие в строй. В 1939 году гаубица вернулась в мастерские Шнейдера в Ле-Крёзо для ремонта и должна была по планам быть готова к июлю 1940 года. Вследствие этого орудие не успело принять участия в военных действиях и было захвачено немецкими войсками на заводе.

Масса ствола составляла 44 тонны, длина — 11.9 м (15 клб, или L/15). Угол вертикального наведения — от +20° до +60°, горизонтальное наведение отсутствовало. Наведение осуществлялось вручную.
Противооткатные устройства — четыре гидравлических тормоза отката, два пневматических накатника. Длина отката 945 мм, откат — скользящий и в люльке.
Главная рама помещалась на балансирах на двух парных четырёхосных колесных тележках.
Для стрельбы применялись фугасные гранаты массой 1370 и 1420 кг и бетонобойный снаряд массой 1654 кг. Заряжание было раздельное, картузное, с переменным зарядом.

В Вермахте это орудие получило обозначение 52 cm Haubitze (E) 871(f) и поступило на вооружение новосформированной одноорудийной 686-й железнодорожной батареи (Artillerie-Batterie (E.) 686). На фронт орудие прибыло 31 октября 1941 года; оно обстреливало цели в окрестностях Ленинграда, но уже 3 января 1942 года вышло из строя вследствие детонации снаряда в канале ствола (как и первый экземпляр орудия). Орудие не подлежало ремонту и было захвачено советскими войсками во время окончательного снятия блокады Ленинграда.


Самоходная мортира «Карл»
Немецкая тяжёлая самоходная мортира периода Второй мировой войны. Всего было построено семь экземпляров. Использовались при штурме крепостей и сильно укреплённых позиций противника.
История самоходной мортиры «Карл» началась в 1935 году с разработки фирмой «Рейнметалл-Борзиг» нарезного миномёта калибра 600 мм, который мог выпускать снаряды весом до четырёх тонн на расстояние немногим более тысячи метров. Проектирование велось под руководством генерала от артиллерии Карла Беккера, поэтому машина, имевшая заводской индекс Gerät 040 (изделие 040), получила полуофициальное имя «Карл». Опытный образец орудия изготовили в 1937 году. Внушительная мортира, весившая порядка 55 тонн, забрасывала двухтонные снаряды на расстояние до 3 000 м. Столь впечатляющее орудие имело только один существенный недостаток — громоздкость, поэтому в том же году начались работы по созданию для него самоходного лафета. Когда лафет был разработан, общий вес артсистемы достиг 97 т. После получения конструкторами задания забронировать лафет, масса установки поднялась уже до 126 т. Также модернизировали ствол орудия, доведя его длину до 5 108 мм и подняв тем самым дальнобойность до 4 000 м. Прототип с восьмикатковым гусеничным шасси был успешно испытан в мае 1940 года. Затем с ноября 1940 по август 1941 года строилась небольшая партия установок.

Фирма «Рейнметалл-Борзиг» изготовила один прототип и шесть боевых самоходных мортир. Поскольку установки были единичными изделиями, каждая из них получила собственное имя:
I — «Адам» (нем. Adam), позднее переименована в «Бальдур» (нем. Baldur);
II — «Ева» (нем. Eva), позднее переименована в «Вотан» (нем. Wotan);
III — «Один» (нем. Odin);
IV — «Тор» (нем. Thor);
V — «Локи» (нем. Loki);
VI — «Циу» (нем. Ziu);
VII — «Фенрир» (нем. Fenrir) — прототип — не участвовал в боях.
В ноябре 1940 года первая мортира, «Адам», была передана в войска. До середины апреля 1941 года были сданы три установки — «Ева», «Тор» и «Один», а к концу августа ещё две — «Локи» и «Циу».
Существовала также седьмая установка, названная именем «Фенрир», однако она использовалась в основном для испытаний и не применялась в боях. Возможно, под этим именем имеется в виду установка-прототип, построенная в мае 1940 года.

Уникальной особенностью этого орудия является наличие у него гусеничной части, с помощью которой орудие могло самостоятельно передвигаться на короткие расстояния со скоростью до 10 км/ч. Конструктивно ходовая часть представляла собой гусеничную машину со сварным броневым корпусом, усиленным рёбрами жёсткости. В носовой части корпуса был установлен 12-цилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения Daimler-Benz 507 мощностью 750 л. с., и гидромеханическая трансмиссия с тремя включаемыми по очереди гидротрансформаторами. Двухступенчатый планетарный механизм поворота оборудован пневматическим сервоприводом. Непосредственно ходовая часть серийных машин несколько отличалась от ходовой части прототипа и применительно к одному борту состояла из одиннадцати опорных катков малого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской, пяти поддерживающих роликов, ленивца заднего расположения и переднего ведущего колеса. Ширина гусеничной ленты цевочного зацепления составляла 500 мм, площадь опоры — 7 м².

Для обеспечения необходимой устойчивости при стрельбе машина перед стрельбой опускалась днищем на грунт. Для этого торсионная подвеска опорных катков гусеничной ходовой части была связана с расположенным в корме механизмом опускания машины на грунт. Приводимый в действие от двигателя редуктор посредством рычажной системы поворачивал на определённый угол противоположные балансирам концы торсионов. Перевод машины из походного положения в боевое (с опусканием машины на землю) занимал 10 минут.
Для стрельбы были разработаны лёгкий и тяжёлый бетонобойные снаряды с весом 1700 кг (в том числе 280 кг взрывчатых веществ) и 2170 кг (в том числе 348 кг взрывчатых веществ), а также фугасный (Sprenggranate) массой 1250 кг (в том числе 460 кг взрывчатых веществ).
Бетонобойный снаряд весом 2170 кг выстреливался с начальной скоростью 220 м/с и пробивал бетонную стену толщиной от 3 до 3,5 м или стальную плиту толщиной 450 мм. Начальная скорость фугасного снаряда составляла 283 м/с, стрельба им велась на дальность в 6 700 м. Максимальное время полёта снарядов составляло 49 секунд.
Скорострельность орудия составляла один выстрел в 10 минут.
Самоходные мортиры «Карл» состояли на вооружении 628-го и 833-го дивизионов артиллерии особой мощности вермахта (по три орудия в каждом дивизионе; позднее одна мортира была передана из 628-го в 833-й дивизион, в котором сформировали две батареи по два орудия).

Little David

Это экспериментальная американская мортира конца Второй мировой войны, которая до сих пор держит рекорд самого большого калибра (914 мм или 36 дюймов) среди всей современной артиллерии. Орудие было спроектировано группой инженеров компании «Места машин»в Питтсбурге, штат Пенсильвания, под руководством Лоренца Иверсена. Боеприпасы к орудию были разработаны по госзаказу инженерами военных лабораторий компании «Бабкок и Уилкокс» в Акроне, штат Огайо, изготовление деталей по чертежам велось на её же заводе в Барбертоне. Изготовлением заготовки для ствола из стального сплава с марганцово-молибденовыми добавками занимались по субподряду на заводах компании «Карнеги-Иллинойс стил»

Внешне Little David представлял собой дульнозарядную мортиру с нарезным стволом, опиравшимся на большой стальной короб весом 46,5 т, врытый в глубокую яму. Вес ствольной части составлял 40640 кг[4]. В коробе находился механизм вертикального наведения и 6 гидравлических домкратов для установки и извлечения ствола. Ствол поднимался и опускался при помощи «квадранта» с приводом с казённой части ствола, ширина короба позволяла осуществлять наведение по горизонтали. Накатник отсутствовал, ствол вручную возвращался обратно на позицию после каждого выстрела. Заряжание производилось с помощью специального крана.

Little David перевозился двумя артиллерийскими тягачами M26 «Повозка дракона» (отдельно ствольная часть и короб-основание), что делало его гораздо мобильнее железнодорожных пушек. Подразделение также включало бульдозер, кран и ковшовый экскаватор для оборудования огневой позиции.
Чудо-оружие никогда не покидало Абердинского испытательного полигона, где проходили все тесты и стрельбы, и вскоре стало музейным экспонатом.

«Дора»
И снова немцы, и снова фирма «Крупп». В 1936 год Адольф Гитлер настоятельно рекомендовал концерну построить пушку, которая была бы способна разрушить французскую линию Мажино (систему из 39 оборонительных укреплений, 75 бункеров и прочих блиндажей, построенную на границе с Германией). Спустя год спецзаказ фюрера был выполнен и одобрен. Проект был тут же запущен в производство. И в 1941 году суперпушка увидела свет.

«Дора» (получившая свое имя в честь жены главного конструктора) была способна пробить броню толщиной в 1 метр, 7 метров бетона и 30 — обычного твердого грунта. Дальнобойность орудия оценивалась в 35-45 км.
Длина ствола — 32,5 метра, вес — 400 тонн, высота 11, 6 м, каждый снаряд весил — 7088 кг. Пушка располагалась на двух железнодорожных транспортерах, и полный вес всей системы достигал 1350 тонн.

И однако. Ужасать «Дора», конечно, ужасала, но тут выяснилось, что применить ее особо негде. Линия Мажино уже год как была взята, форты Бельгии — пали. Даже переправить пушку для укрепления Гибралтара не представлялось возможным — железнодорожные мосты Испании не выдержали бы ее веса. Но в феврале 1942 было решено доставить «Дору» в Крым и начать обстрел Севастополя.
Несмотря на большие усилия фашисткой армии эффект оказался практически нулевой. Более 4000 человек были заняты обслуживанием «Доры». Для орудия была даже проведена специальная километровая железнодорожная ветка. Сложная маскировка и защита позиции осуществлялась с помощью истребителей, дивизиона дымомаскировки, двух пехотных рот и специальных команд полевой жандармерии.
В период с 5 по 26 июня по Севастополю было выпущено 53 снаряда. В цель попало лишь пять. Да и те не достигли желаемого эффекта. Операция была свернута и «Дору» отправили к Ленинграду. Но больше за всю войну она так и не произвела ни одного выстрела.

В апреле 1945-го в лесу под городом Ауэрбахом американские войска обнаружили обломки «Доры». Орудие было уничтожено самими немцами, чтобы оно не досталось наступающей Красной армии.

Вот такие дела.
Приятного времени суток.
Tags: Оружие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments