id77 (id77) wrote,
id77
id77

Categories:

Русские народные промыслы. Скопинская керамика

Здравствуйте уважаемые.
Последний в этом году пост про русские народные промыслы. Напомню, в прошлый раз остановились на Таволжской керамике вот тут вот: https://id77.livejournal.com/2372046.html
Ну а сегодня предлагаю вспомнить и Скопинскую керамику.
Город Скопин в Рязанской области и его окрестности издавна славился своей гончарной глиной. С середины XIX в. в Скопине получило широкое распространение производство декоративных покрытых глазурью сосудов.

Первые письменные источники о гончарном промысле относятся к 1640 году.
В этом году в переписи населения появилось первое имя Скопинского гончара - Демка Киреев, сын Бердников.

Скопинский гончарный промысел развивался, как и многие другие в России, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Но во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за его пределами, производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных pop over here.
Полноценное же производство было основано в 1860-х годах крестьянами братьями Оводовыми. Всероссийская известность пришла к промыслу во II половине XIX века.

Спрос на декоративные изделия поощрял мастеров делать их на продажу. Замысловатые фигуры возили на праздничные базары в Москву, Рязань, Липецк, а также в города юга России и на Украину. Их охотно покупали любители "экзотики" народного искусства, коллекционеры, иностранцы.

В 1900 году работы были представлены на выставке в Париже. В 1902 и 1913 годах скопинские изделия экспонировались на кустарных выставках и были неоднократно отмечены наградами.
В начале XX века в городе насчитывалось около 50 мастерских. Некоторые впоследствии были объединены в артель "Керамик". На базе этой артели была создана Скопинская фабрика художественной керамики. Ныне это закрытое акционерное общество "Скопинская художественная керамика", численность - 160 человек, где, в основном, и сосредоточено наследие древнего народного промысла

До середины XIX в. глазури здесь не применяли, а делали обычные черные («синюшки») и обварные горшки. С освоением глазурования скопинские изделия стали значительно более яркими, декоративными.
Далее скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, исключительной смелостью пластических решений, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Наряду с лаконичными гончарными формами делались сосуды с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных и былинных персонажей. Орнамент наносился всевозможными штампиками и стеками по сырой глине в виде оттисков. Характер орнамента мог быть как растительным, так и геометрическим, но геометрический преобладал.

Изделия представляют собой кувшины, подсвечники, квасники, кумганы, оправы для каминных часов и декоративную скульптуру малых форм (драконы, кентавры, сказочные львы, фигуры рыб, птиц и домашних животных). Особым был образ птицы Скопы, от имени которой и произошло название города.Для скопинской керамики характерны сложные силуэты, обусловленные соединением форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ.Характерен облик Полканов, львов, драконов, хищных птиц, птицы скопа, сказочных сирен и алконоста. Но среди скульптурных фигур на скопинской керамике крайне редко встречается изображение человека.

Детали керамики формируются на ручном станке, затем соединяются жидкой глиной и украшаются рельефным и вдавленным орнаментом, тёмно-коричневой глазурью с добавлением окиси марганца, ярко-зелёной с окисью меди, густо-жёлтой с окисью железа и реже синей кобальтовой. При обжиге крупинки глазури плавятся неравномерно, живописно растекаясь.
Мастера овладели разной техникой исполнения —гончарством, ручной лепкой, литьём в гипсовые формы с ручной доработкой, способом полусухого прессования.
Перед обжигом все изделия покрываются порошком свинцовой цветной глазури, который, растекаясь по изделию, образует стекловидный слой желтого, зеленого или коричневого цвета, обладающий множеством оттенков и переливов.

В наше время Скопинский промысел практически единственный в России, где сохранена технология изготовления изделий ещё XIX в. Осталась гончарная основа изделий, первичный обжиг, вторичный обжиг, декор по сырой глине, который уже практически нигде не делается, традиционные сосуды фигурного плана.
В городе Скопин работает Фабрика скопинской художественной керамики. ЗАО «Скопинская художественная керамика» было создано на базе артели «Керамик», включавшую в себя около 50-ти гончарных мастерских.

И хорошо. Оригинальные изделия Скопинского художественного промысла являются своеобразной визитной карточкой Рязанской области. На предприятии действует музей истории Скопинской керамики

Приятного времени суток.
Tags: Искусство, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments