?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Русские народные промыслы. Скопинская керамика
id77
Здравствуйте уважаемые.
Последний в этом году пост про русские народные промыслы. Напомню, в прошлый раз остановились на Таволжской керамике вот тут вот: https://id77.livejournal.com/2372046.html
Ну а сегодня предлагаю вспомнить и Скопинскую керамику.
Город Скопин в Рязанской области и его окрестности издавна славился своей гончарной глиной. С середины XIX в. в Скопине получило широкое распространение производство декоративных покрытых глазурью сосудов.

Первые письменные источники о гончарном промысле относятся к 1640 году.
В этом году в переписи населения появилось первое имя Скопинского гончара - Демка Киреев, сын Бердников.

Скопинский гончарный промысел развивался, как и многие другие в России, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Но во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за его пределами, производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных pop over here.
Полноценное же производство было основано в 1860-х годах крестьянами братьями Оводовыми. Всероссийская известность пришла к промыслу во II половине XIX века.

Спрос на декоративные изделия поощрял мастеров делать их на продажу. Замысловатые фигуры возили на праздничные базары в Москву, Рязань, Липецк, а также в города юга России и на Украину. Их охотно покупали любители "экзотики" народного искусства, коллекционеры, иностранцы.

В 1900 году работы были представлены на выставке в Париже. В 1902 и 1913 годах скопинские изделия экспонировались на кустарных выставках и были неоднократно отмечены наградами.
В начале XX века в городе насчитывалось около 50 мастерских. Некоторые впоследствии были объединены в артель "Керамик". На базе этой артели была создана Скопинская фабрика художественной керамики. Ныне это закрытое акционерное общество "Скопинская художественная керамика", численность - 160 человек, где, в основном, и сосредоточено наследие древнего народного промысла

До середины XIX в. глазури здесь не применяли, а делали обычные черные («синюшки») и обварные горшки. С освоением глазурования скопинские изделия стали значительно более яркими, декоративными.
Далее скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, исключительной смелостью пластических решений, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Наряду с лаконичными гончарными формами делались сосуды с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных и былинных персонажей. Орнамент наносился всевозможными штампиками и стеками по сырой глине в виде оттисков. Характер орнамента мог быть как растительным, так и геометрическим, но геометрический преобладал.

Изделия представляют собой кувшины, подсвечники, квасники, кумганы, оправы для каминных часов и декоративную скульптуру малых форм (драконы, кентавры, сказочные львы, фигуры рыб, птиц и домашних животных). Особым был образ птицы Скопы, от имени которой и произошло название города.Для скопинской керамики характерны сложные силуэты, обусловленные соединением форм посуды с фигурами реальных или сказочных существ.Характерен облик Полканов, львов, драконов, хищных птиц, птицы скопа, сказочных сирен и алконоста. Но среди скульптурных фигур на скопинской керамике крайне редко встречается изображение человека.

Детали керамики формируются на ручном станке, затем соединяются жидкой глиной и украшаются рельефным и вдавленным орнаментом, тёмно-коричневой глазурью с добавлением окиси марганца, ярко-зелёной с окисью меди, густо-жёлтой с окисью железа и реже синей кобальтовой. При обжиге крупинки глазури плавятся неравномерно, живописно растекаясь.
Мастера овладели разной техникой исполнения —гончарством, ручной лепкой, литьём в гипсовые формы с ручной доработкой, способом полусухого прессования.
Перед обжигом все изделия покрываются порошком свинцовой цветной глазури, который, растекаясь по изделию, образует стекловидный слой желтого, зеленого или коричневого цвета, обладающий множеством оттенков и переливов.

В наше время Скопинский промысел практически единственный в России, где сохранена технология изготовления изделий ещё XIX в. Осталась гончарная основа изделий, первичный обжиг, вторичный обжиг, декор по сырой глине, который уже практически нигде не делается, традиционные сосуды фигурного плана.
В городе Скопин работает Фабрика скопинской художественной керамики. ЗАО «Скопинская художественная керамика» было создано на базе артели «Керамик», включавшую в себя около 50-ти гончарных мастерских.

И хорошо. Оригинальные изделия Скопинского художественного промысла являются своеобразной визитной карточкой Рязанской области. На предприятии действует музей истории Скопинской керамики

Приятного времени суток.

  • 1
а часы как хороши ))

Очень даже! Спасибо!

Какие яркие вещи!

Простые, но интересные :-)

  • 1