id77 (id77) wrote,
id77
id77

Categories:

Русские народные промыслы. Кадомский вениз.

Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз мы с Вами вспоминали о холмогорской резьбе по кости:https://id77.livejournal.com/2237375.html, а сегодня вспомним о красивых кружевах, которые принято называть Кадомский вениз.
Кадомская вышивка возникла при Петре I. Он повелел знати и боярам носить европейскую одежду, отделанную венецианским и брюссельским кружевом. Ну и как это часто бывало в истории нашей страны,чтобы сберечь российскую казну, царь повелел обучить искусству заграничного кружевоплетения русских мастериц, пригласив на Русь венецианских монахинь.

Венецианские кружевницы были привезены в Кадомский монастырь, что в Рязанской области, где обучали мастерству русских монахинь. Получился симбиоз старинной русской вышивки и венецианского кружева. Отсюда и название Кадомский вениз :-))

Особый расцвет кружевной промысел в Кадоме получил в конце 19-го века по инициативе местной помещицы М.А.Новосильцевой. В своем имении Муханово, расположенном недалеко от Кадома, она организовала пункт по приему кружевных изделий от крестьянок соседних селений. Мастерицы плели русское кружево на коклюшках с несложными узорами, получая за это плату. Возникновение же шитых иглой кружев и вышивки венецианским швом местное предание связывает с совершенно случайным обстоятельством: зайдя однажды к одной кадомчанке в дом, Новосильцева увидела накомодник и полотенце с узорным швом. На вопрос госпожи хозяйка ответила, что сама вышивала, что мать, сестра и она переняли мастерство от бабушки. Мастерицы были приглашены в имение Новосильцевых, в доме которых в небольшой вроде бы школьной комнатке крестьянские девочки обучались мастерству кружевоплетения.

Дочь Новосильцевой - М.Ю.Авинова сама выучилась новому виду вышивки, в дальнейшем усовершенствовалась в этом искусстве на основании заграничных альбомов и рисунков. Новый вид кружев имел успех как в высших кругах петербургского общества.

Учредительницей кустарного пункта в Кадоме считается именно М.Ю.Авинова. В официальном сообщении о промысле, помещенном в Указателе ко Второй Всероссийской кустарной выставке в Петербурге в 1913 году, говорится: «Авинова Мария Юрьевна, г.Кадом, Тамбовской губернии, учредительница пункта женских рукодельных работ в г. Кадоме». И далее перечисляются изделия, представленные Авиновой на выставку: художественные вышивки, скатерти, салфетки, дорожки, блузки, игольное и филейное кружево. Годовое производство на сумму 17-18 тысяч рублей; нитки покупаются в Костроме, холст - в различных мастерских и у местных крестьян. Сбыт - в Петербург, Москву, Киев, Лондон непосредственно заказчикам. Производство существует пять лет. Работает до 900 местных крестьянок.

Изделия Кадомского пункта экспонировались на многих выставках - губернских, уездных, всероссийских. На состоявшейся в 1910 году в Моршанске сельхозвыставке пункт завоевал свою первую награду - Бронзовую медаль. Дальнейшие награды говорят об улучшении художественного качества изделий. В том же Моршанске в 1911 году на очередной выставке экспонаты кустарного пункта получили Большую серебряную медаль, а через год уже Большую золотую медаль. На Тамбовской выставке «Женский труд» 1912 года, где были представлены всевозможные женские рукоделия мастериц губернии, Кадомское игольчатое кружево отметилось Большой серебряной медалью, а на губернской сельхозвыставке уже Золотой медалью. На Всероссийской кустарной выставке 1913 года наши экспонаты также завоевали Золотую медаль.

Через Русско-английскую торговую палату увеличились заказы заграничных фирм на их изделия, причем запрос один - «требуются старинные русские образцы и узоры». Учредительница пункта М.Ю.Авинова убедилась в том, что самым выгодным и целесообразным являлось производство по иностранным образцам для России, по русским - для заграницы.

В 1913 году в Кадоме открылась кружевная школа, сооруженная на средства Авиновой. Школа с бесплатным обучением, с общежитием, с выдачей пособий при заболевании, с введением наград за лучшие работы. Обучались в ней девочки горожан и окрестных крестьян плетению и вышивке, а также грамоте в пределах двухлетнего курса сельской школы. Она имела богатую библиотеку с русскими и заграничными художественными изданиями и пособиями рисунков для филе и гипюра. При школе был создан превосходный музей из приобретенных у кадомчан старинных строчевышивальных изделий и кружев.

В качестве инструктора была приглашена воспитанница Мариинской кружевной школы Петербурга Пелагея Васильевна Угрюмова. Она имела большой опыт кружевного дела по работе в Ельце, сама составляла рисунки, вводила новые технические приемы и способы. Для сбора образцов выезжала в Вологодскую, Орловскую губернии, в Крестцы. Обходила деревни и села, собирала у населения старинные русские кружева. Ей приходилось вести сложную работу в двух направлениях: заграничные фирмы требовали вещи с русским узором, русские богатые потребители предпочитали изделия с западными мотивами. И приходилось создавать композиции в обоих случаях. Мастерство, с которым исполнялись эти композиции, свидетельствует, что их творили художницы-рисовальщицы с большим опытом и умением. Усердие Авиновой по внедрению техники игольчатого кружева увенчалось успехом, она стала в Кадоме родной, ею превосходно овладели местные мастерицы. Авинова руководила пунктом до 1925 года. И только после этого школа была включена в систему ВСНХ. Заведующей Кадомским кустарным пунктом была назначена Свинарская Эмилия Евстафьевна - большой знаток народного искусства. Зав. производством оставлена Угрюмова, вплоть до 1936 года.

Приняв под свое ведение предприятие, Эмилия Евстафьевна энергично занялась его перестройкой. Школа стала швейно-вышивальным техникумом, на базе мастерской организована промыслово-кооперативная артель «Пробуждение», в которую вошли 25 кружевниц-надомниц, их список сохранен в архиве фабрики. Артель вполне оправдала свое название. Совместная работа подняла чувство ответственности каждого перед коллективом, стремление не отстать от соседки. В тот период экспорт кружевных изделий в Америку и Европу имел важное значение в госбюджете, и кадомские кружевницы внесли в него свою долю.
Артель в основном специализировалась на выпуске кружевных и венизных изделий. Красивое кружево пользовалось большим успехом. На выставке в Мексике в 1927 году изделия заслужили Диплом 1 степени, на выставке в Лионе - Золотую медаль.

К 1933 году численность работниц достигла более 150 человек. С ростом их мастерства совершенствовалась техника вышивки, расширялся ассортимент выпускаемой продукции. В производство внедряются виды отделки: гладь, прорезь, строчка, обвив, насыпь.
Война все нарушила. Артель перешла на выполнение военных заказов, часть работниц ушла на фронт. Только с третьего года войны стали вновь выполняться художественные изделия.

В 1953 году за высокое качество кружева Постоянный павильон Всесоюзной торговой палаты присудил артели Диплом III степени и ежегодную денежную премию в размере 20 тысяч рублей. На следующий год предприятие принимает участие в Международных выставках в Брюсселе и Монреале, за что было отмечено Почетной грамотой.
В 1960 году артель была переименована в фабрику «Пробуждение», численность работающих составляла 30 человек. Фабричные изделия были направлены в Москву на Всесоюзный смотр-конкурс. Основную часть продукции составляли строчевышитые изделия. В конце 60-х и начале 70-х годов фабрика принимала участие во Всесоюзных выставках художественных промыслов в Москве. Но без знаменитого вениза. В военные и послевоенные годы мода на вениз прошла. Но на фабрике из поколения в поколение передавалось искусство этой вышивки. Спустя 30 лет после победного 1945 года группа мастериц во главе с художником Е.В.Шембаковой - А.В.Дмитриева, А.И.Лазарева, А.С.Жуковская, Л.М.Никитна - вернулись к венизу. В честь 30-летия Победы над фашистской Германией они выполнили венизные салфетки. К 60-летию Октября художник А.Н.Петрунина с группой мастериц создали венизный комплект «Звездное небо», в него вошли венизная дорожка и шесть венизных салфеток. Венизное чудо сначала попало в Рязань на областную выставку, а затем в Москву на ВДНХ СССР.

Особенности производства:
В производстве используются шёлковые нити, мулине, золотая вискоза, хлопок высокого качества (маркизет), батист, лён, шёлк. На станине устанавливаются пяльца. Рисунок переносится на кальку, а затем с кальки иглой на ткань.
После этого рисунок выделяется с помощью раствора, в состав которого входит синька, затекающая в отверстия из-под иглы. На швейной машинке делаются валики, а затем вручную вырезаются бриды, стягивающие валики. На этих бридах ведётся плетение кружева. В этом главное отличие от плетения на коклюшках.

Приятного времени суток.
Tags: Искусство, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments