?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Русские народные промыслы. Тобольская резная кость.
id77
Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз мы с Вами беседовали об Абрамцево-кудринской резьбе: https://id77.livejournal.com/2192672.html, ну а в этот раз немного вспомним о другом виде искусства вырезания - о резьбе по кости. А точнее - о Тобольской резной кости

Как Вы уже наверняка догадались, связано это искусство с древним сибирском городом - Тобольском. В этих местах издревле умели работать с костью, что не случайно - берега северных рек таят большое количество мамонтовых бивней, но вот первые профессиональные мастерские и артели были связаны....со шведами.

Ведь именно в Тобольск в 1721 г оду были сосланы шведские офицеры, взятые в плен во время Северной войны. Большинство из них занимались различными ремеслами. После заключения Ништадтского мирного трактата больше половины вернулись, но многие остались. Среди них были крутые мастера резьбы по кости- они то и создали первые известные мастерские. Их точёные табакерки пользовались спросом в высших кругах сибирской столицы. Постепенно начали вырабатываться свои школы,свои системы. Тобольская резьба стала известна и за пределами Сибири.

Новый импульс придали новые ссыльные. На этот раз поляки. Имена таких мастеров как Шафнагель или Антон Ковальский до сих пор на слуху.

Ссыльные поляки занимались резьбой по кости вместе с местными художниками. Рисунки для некоторых из них разрабатывал тобольский график, писатель и краевед, воспитанник декабристов М. С. Знаменский. Выучившись у ссыльных резьбе по кости, он обучил этому искусству местных - Фурсова, братьев Филимоновых, Терентьева. И нередко работал вместе с ними.

В 1872 году Иван Ефимович Овешков собрал резчиков и предложил им совместно работать. Их изделия сразу же получили популярность. Чтобы удовлетворить на них спрос, Овешков решил организовать товарное производство, для чего переписал мастерскую на свою жену Софью Ивановну и компаньонов Гутникова и Сидельникова.
Трудились они в мастерской по девять часов в сутки. Рабочий месяц равнялся двадцати пяти дням, годовое жалованье назначалось двести пятьдесят рублей. После обязательно отрабатываемого времени мастерам разрешалось оставаться в мастерской для выполнения поштучной работы.

Выпускаемые мастерской изделия шли для местного населения - большинство их носило утилитарный характер. Недаром на деловом языке они именовались номерами. Семьдесят восемь изделий в прейскуранте были разбиты на шесть групп: для письменного стола тридцать шесть номеров, для дамского туалета — восемь, для столовой — десять. Шесть номеров характеризовались как медицинские принадлежности, четырнадцать были отнесены в разряд разных предметов. Сбывались они как в мастерской, так и в местном музее. Основная часть их продавалась в летнее время, когда открывалась навигация.

Скоро в Тобольске возникли другие мастерские и началась жестокая конкурентная борьба. Особенно жизнеспособным оказалось косторезное заведение Ю.И.Мельгуновой. В Тобольск она приехала из Петербурга и развернула такую деятельность, что сразу же затмила некоторые частные заведения такого типа.

Скупив в 1893 году оборудование мастерской В. С. Филимонова, вновь основанную мастерскую она в отличие от Овешковой назвала не просто „Сибирской, а „Образцовой Сибирской мастерской. ну и конечно же главный, пожалуй, и самый известный мастер Порфирий Григорьевич Терентьев
К началу XX века все мастерские Тобольска вырабатывали продукции на сумму около семи-восьми тысяч рублей. Революция чуть было все не разрушила.
Советский период творчества косторезов складывался трудно. Заработок на жизнь резьба по кости обеспечивала лишь отдельным резчикам.

В конце 20-х гг. XX ст. в СССР встал вопрос о возрождении народных промыслов. Проект затрагивал также и тобольское косторезное ремесло. В Тобольске была основана артель «Коопэкспорт», которая торговала резной костью на экспорт.
Во второй половине 1930-х гг. в ассортименте тобольского промысла получают развитие многофигурные композиции.

В конце 1950-х гг. сказывается влияния резьбы других центров. В коллектив тобольской артели влились выпускники Московского, Ломоносовского, Абрамцевского и Хотьковского учебных заведений.
В 1957 г. лучшие работы тобольских косторезов получили высокую оценку на республиканской выставке произведений прикладного искусства, завоевана Большая золотая медаль Брюссельской выставки.
В конце 1950 – 60-е гг. происходит ещё одно этапное событие: меняется традиционный подход к поделочному материалу. Дело в том, что для тобольской резьбы характерна круглая скульптурная форма. Однако со временем бивень мамонта, а затем и зуб кашалота становятся дефицитным сырьём, необходимо было переориентироваться на простую поделочную кость-цевку. Этот рубеж был преодолен благодаря сотрудничеству с Научно-исследовательским институтом художественной промышленности.

В 1960 г. слово «артель» заменили на слово «фабрика». Артель «Коопэкспорт» реорганизовали в Тобольскую фабрику художественных косторезных изделий. Так началась новая история тобольской резьбы по кости.
В 1970-е и 1980-е гг. про­должился поиск новых выразительных средств. Мастера М.В. Тимиргазеев и А.Г. Ананьин пытаются использовать цевку в сочетании с деревом. Курительные наборы и декоративные коробочки некоторое время составляют часть ассортимента предприятия, но всё же главное место занимает скульптура.
В 1975 г. фабрика была награждена Орденом «Знак почёта».

В 1980 – 90 гг. с особенной силой проявился интерес к истории края. Появляется множество работ из жизни русской Сибири, работы с исторической тематикой («Первопроходцы», «Строители древнего Тобольска», серия медалей «400 лет Тобольску», «Мастер», «Поединок» и др.).
К сегодняшнему дню на тобольской фабрике работает 60 мастеров. Вся продукция изготавливается ручным способом. Каждая единица неповторима, выпускается в единственном экземпляре.

Ассортимент сувенирной продукции отличается широтой и разнообразием, цены на продукцию также разнятся: высокую цену имеют сувениры из редких материалов (мамонтовая кость), значительно дешевле стоят изделия из обычной цевки или рога лося. Характерная для тобольской школы мелкая пластика, настольные сувениры, женские украшения высоко оцениваются специалистами. Восхищаются ею и рядовые жители севера России.
Очень красивые работы.
Радуюсь, что искусство не утрачено.
Приятного времени суток.

  • 1
Мне кажется, современные работы проще выглядят в сравнении с дореволюционными?

Так и есть,увы :-(

  • 1