?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Русские народные промыслы. Абрамцево-кудринская резьба
id77
Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами знакомится с русскими народными ремеслами. В прошлый раз останавливались на Борецкой росписи: https://id77.livejournal.com/2158246.html. Ну а сегодня предлагаю вспомнить про Абрамцево-кудринскую резьбу.
Очень красивый вид русского народного искусства.
История уходит своими корнями в 1882 год, в подмосковное имение Абрамцево (принадлежавшее С.И. Мамонтову) в Подмосковье, где была основана бесплатная столярная мастерская для крестьянских детей (известная как мастерская Е.Д. Поленовой). Среди учеников мастерской был Вороносков, будущий основатель нового промысла, открывший по окончании абрамцевской школы свою мастерскую в соседней деревне Кудрино. Собственно говоря, отсюда и название.

Поначалу все зачиналось в селе Ахтырка в доме крестьянина Василия Петровича Ворноскова, была создана мастерская по изготовлению резных деревянных изделий. В мастерской делались небольшие столярные изделия – шкафчики, шкатулки, коробочки, ларцы, долбленые ковши различных форм.
Они обильно украшались резьбой, поверхность их полировалась или покрывалась лаком. В отделке применялись разнообразные по цвету морилки. Изделия мастерской были прекрасно выполнены технически, отвечали самому изысканному вкусу тогдашних любителей искусства и бойко распродавались главным образом в Москве, через кустарный магазин Московского земства.
Год от года росла популярность мастерской, появлялись в ней новые работники, расширялся ассортимент изделий, выходивших уже и на мировой рынок.

Возникшая в период промышленного подъема мастерская В.П. Ворноскова устояла и во время последовавшего за ним жестокого экономического кризиса 1900—1903 годов.
Она сохранила не только свою производственную организацию, но и свой особый художественный характер, столь оригинальный, что позволяет ее рассматривать как заметное явление русской культуры.

При организации мастерской особое внимание уделялось учебной деятельности, созданию и поддержанию творческого настроя среди учеников. Помимо обучения навыкам резьбы в мастерской преподавался рисунок, основы живописи.
Проводились занятия в Абрамцевском музее: в усадьбе была собрана большая коллекция предметов народного искусства. Обучение в мастерской продолжалось три года, оно было бесплатным, после окончания выпускники получали в подарок верстак и набор инструментов и становились надомниками. По образцам Поленовой мастера изготавливали резные изделия (полочки, шкатулки, рамки, кресла, шкафчики, столы и т.д), которые продавались в специально открытом магазине на Поварской улице в Москве. Выпускники мастерской получали в подарок инструменты для организации своего дела

В 1890 году Ворносков В.П. стал работать на дому в деревне Кудрино, создав свой, кудринский стиль резьбы, получившей название «плоскорельефной заоваленной резьбы», в просторечии – «кудринки».
Среди первых произведений можно выделить группу вещей, украшенных растительным орнаментом, с одной стороны, родственных произведениям художников и мастеров Троице-Сергиевской мастерской, и, с другой, выявляющих уже новые черты, характерные для творческих поисков В. П. Ворноскова.

Особенности кудринской резьбы:
Растительный орнамент, плавные округлые формы которого мягко выступают над фоном, подрезаемые особым способом, «заоваленные» (закругленные). Заоваливание рельефа придает орнаменту четкость и одновременно округлость, пластичность.

На ковшах, шкатулках, бочатах, декоративных вазах мастер выполняет композиции, составленные из отдельных орнаментальных элементов: веточек, завитков, форм, напоминающих птичьи перья, схематизированные силуэты птиц.
Вместе с декорированием изделий рядами соседствующих элементов орнамента, мастер составляет из них композиции, несущие образную нагрузку. Так, веточки на одной из шкатулок выстраиваются в ряд, будто поросль молодого леса, на верхушках веток появляются птицы, вся композиция обретает поэтический смысл.

Формы животных, ветви растений вырезаются нарочито грубо, приблизительно, мастер сознательно оставляет незаглаженным корявый след ножа, стамески. Особо надо обратить внимание на ворносковскую обработку фона. Это особая рыхлость, бархатистость, достигаемая долблением всей поверхности.

Окрашивание
С помощью различных морилок и красителей В. П. Ворносков добивается богатой цветовой гаммы. Это и большое разнообразие оттенков коричневого теплого тона, столь органичного для дерева, и темное морение под дуб, и поиски сероватых и оливковых тонировок.
Столярные, токарные вещи, объемная резьба, обрабатываемые с помощью различного цвета морилок и красителей, оставались вместе с тем изделиями из дерева.

Изделия могут быть просто прошкурены или отделанны белым вощением, но всегда остаётся главное: отделка и окрашивание лишь подчёркивают красоту и текстуру дерева, другие материалы не имитируются.

Специалистов по абрамцево-кудринской резьбе готовит, как и прежде, Абрамцевское художественно-промышленное училище – учебное заведение, традиции которого восходят еще к абрамцевским мастерским С. И. Мамонтова.
В 70-е годы на фабрике работала целая плеяда талантливых художников, имеющих специальное художественное образование: В.П. Виноградов, Л.В. Баркан, В.Г. Милорадов. Творчество каждого из них основывалось на авторском прочтении традиций абрамцево-кудринского промысла.
В конце 1990-х на фабрике работало три резчика – С.В. Морозов, В.А. Петрова, О.Н. Стрельцова и один-три расписчика.
На сегодняшний день фабрика закрыта, а отдельные мастера, владеющие искусством кудринской резьбы, работают частным образом.
И увы, в настоящее время находящейся все находится в затухающем состоянии. Все меньше людей знакомых с искусной Абрамцево-кудринской резьбой, а владеющих практическими навыками, еще меньше.
Приятного времени суток.