Previous Entry Share Next Entry
Русские народные промыслы. Борецкая роспись.
id77
Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз вспоминали Ракульскую роспись: https://id77.livejournal.com/2134328.html
Ну а сегодня немого поговорим о другом виде росписи - Борецкой. Хотя их нередко объединяют как одну и называют северодвинская роспись. Хотя, все-таки они отличаются.
Борецкой она названа по селу Борок (Шенкурский уезд) в среднем течении реки Северная Двина (возникло на берегу Двины при заселении Двинского края новгородцами в XI—XII веках). Впоследствии отпочковались еще два центра: с «пучужской росписью» (центр — в бывшем селе Пучуга, в 25 километрах выше от пристани Борок) и «тоемской росписью» (ещё выше по течению — деревня Жерлигинская).

В старину здесь была распространена роспись в иконописной манере. Расписывали туеса, короба, орудия труда и другие предметы домашнего обихода, но особенное внимание уделялось прялке. Красочной прялкой гордились, а в доме она висела на самом видном месте.

Традиционная борецкая роспись выполняется в ярких, но, вместе с тем, натуральных цветах - оранжевом, красном, вишневом, золотисто-желтом, насыщенно-зеленом, белом. Для контраста между ними добавляются тонкие черные линии, которые подчеркивают сочность и насыщенность тонов.
В современности борецкая роспись может выполняться не только по дереву, но и по бумаге, шелку и другим материалам.

Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся черным контуром.
Символ борецкой росписи - Древо жизни. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепитие, гуляния и проч.

История борецкой росписи начинается с легенды, которая давно живет на двинской земле.
Более пятисот лет тому назад московский князь Иван Третий подчинил себе русские земли. В те времена дань он собирал даже с Пскова и Новгорода. Но группа новгородских бояр, которую возглавила женщина с властным и сильным характером – боярыня Марфа Борецкая (жена бывшего новгородского посадника), – не могла смириться с подобным закрепощением. Чтобы усмирить их, Иван Третий отправил свое войско, и ему удалось покорить Новгород. Марфа Борецкая бежала с боярами в Северную Двину, где она поселилась на высоком берегу, огородив это место валом.

В истории борецкой росписи можно встретить предположения, что среди тех, кто бежал, были художники-иконописцы и художники миниатюрной живописи и рукописных книг. Мастерство свое они передавали потомкам из поколения в поколение, благодаря чему смогли сохранить лучшие традиции народного древненовгородского искусства.

И все-таки как не крути - наиболее известны именно борецкие прялки. Различить борецкую роспись прялок можно, в первую очередь, по узору на ножке. Через всю ножку борецкой прялки тянется прямой стебель с симметрично расположенными традиционными трилистниками, который часто завершается в розетке пышным тюльпаном. В верхнем круге борецких прялок, кроме розеток, иногда размещались птица, цветок или "перчик". Большое значение имеет и сама конфигурация ножек. Они выпиливались в форме четырех или пяти кругов, соединенных между собой плавными фигурными переходами.

Круг сюжетов борецкой росписи довольно широк. В основном они отражают труд и быт северных крестьян и ремесленников. На прялках иногда встречается такой сюжет - всадник на коне или два коня под дугой ("радугой-дугой"). Но также украшают прялки растительные мотивы, тонкие вьющиеся ветки с мелкими красными завитками и кусты с крупными бутонами или раскрытыми лепестковыми розетками, солнечные знаки. На оборотной стороне прялки - сцена парадного выезда жениха и невесты, князя и княгини. Жених и невеста - в красной одежде, подпоясаны золотыми поясами; вокруг ворота, по рукавам и подолу - золотая кайма, расшитая жемчугом.

В росписях сундуков и сундуков-подголовников конца XVII-начала XVIII веков можно встретить тюльпановидные цветы. Персонажи росписи сундуков одеты в праздничные одежды новгородских бояр XVII века. Здесь чувствуется влияние новгородской школы.

Роспись борецкой прялки Со временем появляются новые персонажи и новые композиции, хотя прослеживаются и древние темы. На прялках мастера любили писать птиц, которые также менялись с течением времени. На первых прялках, что дошли до нас из XVII-XVIII веков, - это были курочки, простые птички, то есть мастер писал их такими, какими он их видел. В дальнейшем птицы становились все более красочными, нарядными, ярких пестрых расцветок; хвосты их удлиннились, появилось много дополнительных украшений. Они уже стали сладкоголосыми райскими птицами, что сидели на "древе жизни". "Древо жизни" с птицами было одним из излюбленных сюжетов русского народного искусства. С ним связывалось представление о могуществе сил природы и зависимости от нее благополучия и счастья человека.
Дерево как символ жизни изображалось всегда с корнями и называлось "древом жизни". Та часть лопасти прялки называлось "став с древом".

Среди других излюбленных мотивов борецкой росписи - сани. Санями на Руси пользовались зимой и летом. По бездорожью, на ярмарку, для ямской езды, для праздничных катаний и свадебных выездов.

К счастью, искусство еще не утеряно. И это радует :-)
Приятного времени суток.

?

Log in

No account? Create an account