?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Русские народные промыслы. Ракульская роспись.
id77
Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами разговор о русских народных промыслах. В прошлый раз остановились вот тут вот:https://id77.livejournal.com/2121663.html, а сегодня поговорим о Ракулке.

Ракульская роспись или Ракулка – это народный русский промысел, который зародился в Красноборском районе Архангельской области России. Своё название красивая и старинная роспись получила от глубокой полноводной реки Ракулки, которая является притоком Северной Двины. Культурным центром этого промысла считается Ульяновская деревня. Эта роспись, вместе с ещё двумя видами, входит в группу росписи северодвинского типа. Возникла она в середине XIX века, а к 1930-м годам стала понемногу исчезать из культуры. Считается, что этот промысел возник и передавался из поколения в поколение в семье Витязевых. Витязевы передавали свое мастерство через поколения.

На протяжении всего своего развития роспись приобрела характерные особенности, которые присущи только ей. Стоит отметить, что ракульская роспись очень отличается от промыслов, которые процветали в округе. Во времена своего пика по художественным качествам промысел не уступал крайне популярному пермогорскому промыслу. В самых первых работах, которые выполнены ещё в начале XIX века, можно проследить тенденцию, которая приближала художественную роспись к миниатюрам поморских росписей, что были изготовлены на реке Выг.

Этот народный промысел отличался золотисто-охристыми и черными цветами. Чаще всего они выступали в ансамбле с насыщенным зеленым и красно-коричневым цветом. Особенностью орнамента является то, что он всегда довольно крупных размеров. Главные декоративные элементы – это листья. Черный цвет обычно используют для придания контура. В ракульской росписи его также используют для разукрашивания различных деталей, таких как усики, завитки и прожилки.

Некоторые отдельные образцы росписи могут похвастаться орнаментом белых полукружий. При этом ракульская роспись имеет свою четкую структуру и схему. Базовая сторона прялки делится на три основные части. Нижняя часть заполняется орнаментом в виде вертикальной ветки с симметричными и крупными листьями, а также с насыщенно-черными усиками. Выше расположен квадрат, в котором традиционно размещалась птица, что по внешнему виду напоминает нечто общее между сорокой и курицей. Верхнюю часть занимает ветка с очень массивными листьями, которые чередуются сдвоенной и трехлистной формой. Роспись внутренней части практически является повтором базовой, особенно в нижней и средних частях.

Ракульская роспись, элементы которой многочисленны, состоит из капелек, усиков, брызг, завитков или полукружий. Главное назначение этих элементов состоит в украшении изделия. Все завитушки выполняются, в основном, в черном цвете. Если эти завитки располагаются на цветастом фоне, то они выполняются в белых цветах. Некоторые фрагменты необходимо прорисовывать при помощи кисти. Также стоит отметить, что ракульская живопись относится к графическому типу. Орнамент Река Ракулка дала для мастеров много сюжетов, и главный из них – бегущий орнамент, который напоминает игривые узоры реки. Следует отметить пластичность каждого элемента, ведь, несмотря на строгую структуру, формы остаются плавными и округлыми. Орнамент ракульской росписи состоит из растений-лиан, которые украшены крупными листьями, крепящимися к стеблю. Что же отличает этот орнамент от других похожих промслов - прежде всего борецкого, пермогорского и пучужского мастерства?

Первая особенность – это растительная тематика, которая преобладает во всех рисунках. Даже там, где изображены животные, всегда можно найти много растительных элементов. Листья выполняются преимущественно в каплевидной форме, которая лаконична и кругла. При этом стоит отметить некую скупость на цветовую гамму, ведь разнообразия красок на ракульских прялках не найти. Также следует отметить такой важный элемент, как экономное использование крохотных элементов, которые являются резкой отличительной чертой от других географически близких видов росписи. Растительные сюжеты Также следует отметить фантастичность растений. В этом проявляется народная символика, которая была присуща народам Русского Севера. Фантастические, цветные, переливчатые цветы означали радость в доме, неиссякаемое богатство, богатые урожаи. Рисунки направлены к матери-природе, у которой народ просит благоволения и плодовитости. Также можно отметить характерное изображение птичек, технику выполнения которых мы рассмотрели выше. Маленькие, но удаленькие птички со вздернутым хвостиком – вот та самая «изюминка» ракульской росписи.

Несмотря на тот факт, что она развивалась отдельно от других видов искусства, все же её развивали люди, которым были близки мотивы их родного края.
Приятного времени суток.