id77 (id77) wrote,
id77
id77

Category:

РПЦ. Третья степень священства - архиереи. Часть 3

Здравствуйте уважаемые!

В прошлый раз мы с Вами затронули цветовую гамму одеяний священнослужителей: http://id77.livejournal.com/208384.html
Предлагаю ее «добить», а затем приступать к разбору чинов архиеереев. Надеюсь, никто не против? :-)
Вы не раз и не два обращали, наверное внимание на то, что цвета одежд служителей культа сильно разнятся в зависимости от того или иного религиозного праздника и наверное можете предположить, что есть некая система. И вы будет абсолютно правы — система имеется :-) Все облачения священства в РПЦ разделяются на 8 цветов. Собственно говоря белый, как основной и 7 вторичных — (все оттенки золотого, голубой, зеленый, фиолетовый, светло-красный (оранжевый), темно-красный (багряный) и все оттенки темного (черный).
загруженное
Цвета богослужебных одеяний

Хоть белый является и основным, но чаще всего в повседневной жизни и во всех воскресениях священослужители используют золотые (и все связанные с этим оттенки) одеяния. В христианстве нет точной символики и обозначения того или иного цвета, но тем не менее кое что о значениях оттенков сказать можно. Золотой — это царский цвет, говорящий нам о Духовном богатстве последователей веры, а также о том, что Иисус к тому же и царь. Ну и не будем забывать, что ранее христианство как губка впитывало в себя основы других религий, в том числе и культ Митры. Как-никак — золотой — цвет Солнца.
str11-1
Золото рулит! :-)

Белый же используется при совершении таинства, крещения, венчания
и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан. Кроме того в такие праздники как Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Преображение и Вознесение. Кроме того белое облачение используется в начале богослужения на Пасху. Символизм белого цвета ассоциируется с божественным светом, надеждой, а также является оттенком чистоты и непорочности.
Голубой и все его оттенки, как я уже говорил в предыдущем посте, четко завязаны на Богородицу. Вы кстати замечали, что част церквей имеет синие купола, а не золотые или белые. Так вот и эти церкви посвящены Пресвятой деве. Ну соответственно синие и голубые цвета используются в Богородичные праздники.
19
А вот и белый....

Зеленый одевают в праздники преподобных подвижников и на Троицу.

Следующий цвет — фиолетовый и о нем мы уже тоже говорили. Одеяния такого оттенка используются про праздновании Праздников Животворящего креста, а также в воскресенья Великого поста
Светло-красный (оранжевый) используется на Пасху, а также на праздники мучеников. Это цвет крови, а также радости Воскресения Христова.
600px_Riza-Collage
И еще немного.

Темно-красный (багряный) — цвет страстей и используется только в Великий Четверг.

Ну и наконец оттенки темного — это цвета Великого поста.
Надеюсь более-менее наступила какая-то ясность и предлагаю обратить ваши взоры на чины архиереев.
Кроме, собственно говоря, епископа, о котором мы с Вами уже говорили у нас есть еще несколько чинов. Для начала поговорим о викарии (викарном архиерее). По сути это тот же епископ за тем исключением, что у него нет собственной епархии. И поэтому он помогает действующему епархиальнму епископу. Иногда викарию дается часть епархии в управление и эта часть называется викариат.
1LonginTalypin
Викарий Лонгин

Архиепископ - это не степень, это
почётный титул епархиального епископа, жалуемый указом Патриарха за заслуги. Возглавляемая архиепископом структура часто  называется архиепископат, хотя ныне это не официальное наименование. И отличается от обычных епархий тем, что в них имеют место викариаты. Впрочем быть архиепископом это вовсе не значит возглавлять архиепископат, так как повторюсь, это титул, а не ступень в иерархии.
Насколько я помню на данный момент в РПЦ 72 здавствующих архиепископа.
Митрополит это тоже почетный титул, он возглавляет митрополию, о которой мы с Вами говорили вот тут вот:http://id77.livejournal.com/201119.html на данный момент в РПЦ 85 митрополитов.
IMG_4253
2 панагии можно видеть у Митрополита Токийского и всея Японии Даниила.

Раз мы с Вами заговорили об иерархических наградах для епископов, то надо рассказать о них больше.

Последовательными наградами для архиереев являются:
- возведение в сан архиепископа;
- возведение в сан митрополита.
- право ношения второй панагии
- патриаршая панагия
- право преднесения креста за богослужениями
С первыми двумя наградами мы разобрались. Право ношение второй панагии имел до 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины и Высокопреосвященнейший Митрополит Токийский и всей Японии (да -да — тот самый Даниил). В 2012 кроме того это право предоставлено предоставлено митрополиту Крымскому и Симферопольскому Лазарю и митрополиту Донецкому и Мариупольскому Иллариону.
1Ilarion
Митрополит Донецкий и Мариупольский Илларион.

Патриаршая панагия, как это не парадоксально присваивается гораздо чаще, хотя по документам проходят как вообще исключительная награда. В 2013 году насколько я помню, она была дарована
Митрополиту Красноярскому и Ачинскому Пантелеймону.
Правом же преднесения креста за богослужениями до 2011 года обладали только Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины (в пределах Украины). С 2011 г. Патриарху было разрешено, в качестве высшей иерархической награды, награждать таким правом митрополитов, имеющих вторую панагию, в пределах их епархий.
У нас с вами остались 3 темы, которые закончим на следующей неделе.
Продолжение следует....
Приятного времени суток!



Tags: Православие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments