id77 (id77) wrote,
id77
id77

Category:

РПЦ. Третья степень священства - архиереи. Часть 2

Здравствуйте уважаемые!

В прошлый раз мы с Вами начали тему архиереев:http://id77.livejournal.com/207931.html, сегодня предлагаю ее «углУбить и расширить» (с) Горби и поговорить об одеянии епископов, да и вообще по возможности пройтись по давно нами уже затронутой вскользь теме цветовых решений униформы РПЦ.
Итак, как исключительно по форме определить архиерея РПЦ. Очень просто. Во внебогослужебное время епископ Русской Православной Церкви одевается в подрясник, черную рясу и черный клобук без креста, а на груди носит панагию.
При богослужении архиерей облачается в саккос. Под саккос надеваются подсаккосник, епитрахиль и пояс. Поверх саккоса  - омофор, панагия, наперсный крест и палица, а на голову  - митра. В руках же держит посох. Часто используется мантия.
Некоторые элементы облачения мы с Вами уже разбирали, но кое что есть новое.
Начать же предлагаю с головного убора. Клобук используется не только архиерееями. Это вообще головной убор монаха, принявшего малую схиму. Соответственно мы его можем видеть и на иеромонахе и на архимандрите и митрополите. Просто он немного отличается один от другого.
Клобук
Клобук, вид сзади

Клобук (или наглавие) — это некий симбиоз уже хорош известной нам с вами камилавки и так называемой наметки (кукуль) — то есть покрывала, которое крепится к камилавке и спускается на плечи и спину 3 длинными концами.
История клобука штука интересная и сложная. Вообще-то мне он больше всего напоминает шелом (шлем) воина со спускаемой от него кольчужной сеткой, предохраняющей шею — этакий вариант бармицы. Но это только одна из версий. Другие отходят от уже установленной нами  связи священства и воинства и связывают подобный головной убор с необходимостью беречь тепло, а 3 конца — этакий вариант завязок, чтобы в случае ветра не придерживать клобук руками. Почему нет? Вполне может быть и так. :-)) Официально же Церковь считает, что три конца наметки имеют значение символа Троической благодати, покрывающей главу (то есть помыслы) монаха. И кстати такой неоднозначный термин в русском языке как «нахлобучить» произошел именно от клобука :-))))
клобук архиерея
Епископ в повседневном облачении.

Клобук у епископов и викариев просто черного цвета. Архиепископу же на клобук нашивается металлический крест с драгоценными камнями (чаще всего бриллиантами), а клобук митрополита вообще белого цвета и чаще всего именно с алмазным крестом, причем алмазы означают высокое духовное совершенство и особенную твердость веры и учения, соответствующие высшим степеням церковной иерархии.  Про клобук же Патриарха поговорим после в особом посте.
Клобук митрополита
Клубук митополита.

Саккос — это верхняя литургическая одежда епископа (этакий заменитель ризы), очень похожая на укороченный снизу и в рукавах диаконский стихарь, так что из-под саккоса у епископа видны и подризник, и епитрахиль. Саккос, как и риза у священника, знаменует собою багряницу Спасителя. Саккос по покрою представляет собой длинную просторную одежду (обычно не сшитую по бокам) с короткими широкими рукавами и вырезом для головы и что интересно, если его правильно разложить он составляет почти что правильный круг (в отличие от фелони). Это говорит о всей полноте духовной власти епископа. На саккосе имеются 33 фибулы-пуговицы (по 16 на боках и одна около выреза для головы), которые напоминают о числе лет, прожитых Иисусом Христом на земле.
o
Одеяние архиерея

Подсаккосник — это вариант подризника. За тем исключением, что на нем есть особые ленты, стягивающие рукав у запястья. Они называются гамматы и символизируют потока крови из пронзённых рук Христа.
podsak-001-01
Подсаккосник

Следующим важнейшем элементом одеяния архиерея является омофор (нарамник), о котором мы уже упоминали в связи с процедурой хиротонии. Это своего рода наплечник, состоящий из длинной широкой ленты с изображениями крестов, огибающей шею и спускающейся одним концом на грудь, другим — на спину (большой омофор). Есть еще и малый, но он нам сейчас без надобности.
Символически как это не парадоксально омофор обрзначает.... заблудшую овцу, которую добрый пастырь принес в дом на своих плечах. Ну вот как то так: «А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15:4-7). В общем лучше не вдумываться особо — ну овца и овца :-)
images
Саккос с омофором

Омофор часть одеяния исключительно епископское и без него архиерей, как иерей без епитрахили, не может совершать никакой службы. А еще есть такое выражение - «быть под омофором» — означает находиться под попечением или под покровительством.
fotor1590
Иерархи РПЦ в богослужебном облачении.

Следующий новый для нас, но важный элемент архиерейского облачения - это панагия. Панагия это небольшой образ Богоматери, чаще всего округлой формы носимый на груди. Произошло наименование от греческого слово
παναγία, что можно перевести как всесвятая. История этого символа сложная и запутанная и разбираться мы сейчас в ней не будем. Просто обозначим, что есть эта самая панагия в нашей время (особо подчеркну). Епископские крест и панагия являются знаками высшей власти в Церкви. Ношение панагии епископами показывает особый статус Богородицы для церкви. Хочу напомнить, что только ко Христу и к Богородице обращаются со словами "Спаси нас". Остальных святых просят: "Моли Бога о нас". Крепится панагия также как и наперсный крест, о чем мы с вами уже говорили ранее. То есть если видите на священослужителе и крест и панагию - сомнений быть не может, это епископ, а не пресвитер.
панагия
Панагия.

Еще один «девайс» архиерея, о котором мы уже упоминали, говоря об архимандритах — это епископский посох-жезл. Один из древнейших символов жрецов, происходящий чуть ли не от скипетра этрусских авгуров. Вообще существуют три древних формы епископского посоха: с изогнутым в виде крючка верхним концом, с набалдашником, обычно увенчанным крестом, и Т-образный посох, перекладина которого как бы обвита змеями. В РПЦ чаще всего используются 2 первых варианта. Плюс особенностью русских православных архиерейских жезлов является так называемый сулок — два платка, вложенных один в другой и привязанных к жезлу у верхней перекладины рукояти. Сулок возник, судя по всему, ввиду особенностей нашей погоды. В то же Рождество или Крещение могут стоять суровые морозы и нижний платок предохраняет руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний — от внешнего холода. Перчаток то не предусмотрено :-)))
Правда есть жезл без сулока — патриарший. Но об этом после.
zhezl
Сулок на посохе

Надо понимать, что посох - символ власти епископа над церковным народом, подобной той, которую имеет пастух над стадом овец. В жезле (посохе) олицетворяется странничество, проповедничество, пастырство как символ мудрого руководства.
Жезл, которым епископ пользуется во время богослужения, издревле было принято украшать драгоценными камнями, узорами, инкрустациями. Повседневные посохи епископов, что естественно, существенно скромнее.
Жезл
Епископские посохи-жезлы

Ну и закончим мы с вами разбор одеяния архиереев рассказом о мантии (палие). Вообще мантия — это знак отличия любого монашествующего в Православии. Представляет он из себя длинную, без рукавов, накидку с застежкой только на вороте, спускающуюся до земли и покрывающую собой подрясник и рясу. Обозначает отрешенность от мирской жизни, а также всепокрывающую силу Божию. Символизм мантии прост — ангельские крылья, которые полностью покрывают и защищают инока. В древности монахи носили мантию всегда и везде, и не имели права выходить без нее из келлий вообще. За это было суровое наказание. Такая строгость была связана с тем, что в то время у монахов еще не было ряс как обязательной верхней одежды. Они носили однорядки с узкими рукавами, так что мантия была единственной верхней одеждой. Вот так то.

Arhierejskaja_hirotonija_Klimenta_Vecheri_prorektora_KDA_35_JPG_450x450_q100
Епископы в мантиях

Мантии монахов, как и их подрясники и рясы, всегда черного цвета. Мантии архимандритов и архиереев со шлейфом (причем у последних шлейф длиннее). У архимандритов на черной мании крепятся скрижали. А вот у архиереев все немного по другому.
Цвета мантии и вовсе даже не черные. У архиепископа, епископа и насколько я понимаю викария — она (мантия) фиолетовая. У митрополита — синяя или голубая, а у Патриарха — зеленая. Черная мантия у всех архиереев надевается только во время Великого поста. Мантия всех архиереев имеет скрижали как  у архимандритов.
965623885
Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в мантии

Скрижали на мантии означают, что епископ, управляя церковью, должен руководствоваться заповедями Божиеми. Также на мантию архиерея нашиваются сверху в три ряда белые и красные ленты из другой ткани — так называемые «источники» или «струи». Они символически изображают учение, истекающее из Ветхого и Нового Заветов, проповедовать которое — обязанность епископа. Мантия надевается архиереем при входе в храм, на литию, молебны, а также во время торжественных процессий и церемоний. При облачении в богослужебные одеяния
мантия снимается. Так что зеленая с красными и белыми полосами Патриаршья мантия никакого отношения к флагу Ичкерии не имеет, чтобы там не писали некоторые особо одаренные создатели демотиваторов :-)))
mantiya-006
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в мантии

Возникает вопрос почему именно такие цвета. И если с зеленым все ясно — это символ весны, возрождения, воскресения Христа, то вот с фиолетовым и синим облачением несколько все более сложно. Вообще издревле это 2 цвета считались мистическими и не побоюсь этого слова трансцендентными. Фиолетовый — цвет Марии Магдалены, а также одежды Христа. Он символизирует высшую мудрость, истину и покаяние. Это цвет аметиста, который всегда считался епископским камнем.
Синий же — цвет святого Духа и один из цветов Девы Марии. Символизирует небо, цвет вечности, смирения, благочестия и кротости. Чаще всего Богородица на иконах изображается именно в синих или голубых одеяниях.
На этом на сегодня все. Продолжении разбора цветовой гаммы одеяний в РПЦ, а также окончание рассказа об архиереях — в следующий раз.
Продолжение следует...
Приятного времени суток!



Tags: Православие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Recent Posts from This Journal