?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Русские народные промыслы. Тагильская роспись
id77
Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами вспоминать русские народные промыслы. В прошлый раз говорили о Городецкой росписи:https://id77.livejournal.com/2019315.html, ну а сегодня самое время поговорить о Тагильской :-)
народный промысел художественной лаковой росписи металлических подносов, существующий в городе Нижнем Тагиле Свердловской области, уникальное самобытное явление русской культуры. Считается, что Тагильская роспись — это предшественник Жостовской росписи. Промысел Тагильского подноса является одним из брендов русской культуры, известный далеко за пределами России.

В основе тагильской росписи была работа старообрядцев. Именно они начали расписывать иконы и бытовые вещи в этом регионе. Ну а закрепил этот все знаменитый Н. Демидов, который утвердил при своих заводах специальную школу. В то время в Россию пришла мода на расписанные шкатулки и другие изделия. Называлась такая роспись тогда — горнозаводская. Но с конца 18 столетия остановились прежде всего на подносах.

Поначалу, в центре подноса, писались картины с богатым сюжетом. Это были сцены мифологической, исторической или галантной тематики. По краям поднос расписывался изящным золотым или серебряным орнаментом.
К росписи допускались только мужчины. На обучение принимались мальчики с 12 лет. Но это поначалу. Постепенно, заводы стали испытывать нехватку рабочей силы, и росписи обучили женщин.

Формы подносов использовались разные, в том числе шести/восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечных бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам методом выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самые сложные и причудливые формы.
Главная особенность Тагильской росписи — это особая техника рисования «двойным мазком». Именно такая техника легла, в дальнейшем, в основу известной сейчас Жостовской рописи. Поэтому можно сказать, что Тагильцы, своего рода "родители" жостовцев :-))

Хотя в самом начале писали по другому. Применялась техника цыровки по разным землям (цветному фону). Цыровка (цырь) — изысканный древний прием, применявшийся в орнаментации икон.

Секрет «цыри» в том, что поверх золота густо заливали красочный фон. Краски твердели. После этого тонкой иглой осторожно соскребали красочный слой до золота, создавая золотые узоры по цвету.
Узоры эти получались особо изысканными. А лак, известный под названием «тагильского», превосходил все используемые другими мастерами лаки своей удивительной прочностью и прозрачностью, придавая краскам особую цветовую яркость и едва уловимые переливы тончайших оттенков»

Особыми их делали краски и лак
Исстари, краски применялись на натуральной основе. Различные минералы растирались в порошок и смешивались с маслом. Добавлялась смола. Потом всё это особым образом настаивалось.
Про лак нужно сказать особо. Изобретение рецепта этого лака и создание мастерской по росписи подносов принадлежит Худоярову А.С.

Секрет лака Худояровых заключался в точной дозировке компонентов: копало, льняного или конопляного масла, терпентины местных хвойных пород, растворяемых скипидаром.

На востоке применялся холодный способ лакирования. Тагильчане изобрели, горячий способ при температуре t* в 300 градусов быстрого высыхания в лак добавляли окислы марганца и свинца. Лак получался бесцветным, прозрачным, что оживляло краски.
К счастью и по сей день искусство не утрачено. Настоящие фирменные Тагильские подносы изготавливаются на нескольких предприятиях, объединённых в Нижнетагильский Центр Народных Промыслов и Ремёсел. И торговые знаки — НТЦНПР и Тагильский поднос, защищены в ФГБУ ФИПС, Роспатент.

Обучают будущих мастеров в Уральском Колледже Прикладного Искусства и Дизайна. Основанный в военные годы, колледж существует и поныне, помогая сохранять традиции древнего и редкого ремесла.
Приятного времени суток.


  • 1
Ух ты... а я не знал, как правильно. Теперь буду знать, что тагильчане. Спасибо!
Красивые же вещи делают. Надо обязательно похвалить :-)

ну кто бы спорил :-)))))))))))

  • 1