id77 (id77) wrote,
id77
id77

Category:

РПЦ. Первая степень священства - Диаконы. Часть 1

Здравствуйте уважаемые!
В прошлый раз мы с Вами слегка прошлись по основам православного клира: http://id77.livejournal.com/203468.html, а сегодня я предлагаю продолжить более конкретно и поговорить о первой степени священства – о диаконах.
Система диаконства (или по иному дьяконства) является древнейшим институтом, который возник на первых же годах существования Церкви, хотя корни этого института еще глубже – что то подобное, скажем, было в иудаизме, а некоторые находят сходство даже в некоторых помощниках древнеегипетских жрецов Атона.

Вообще надо понимать, что диакон – это не священник, а его первый и главный помощник, то есть профессионал от религии, который не может самостоятельно совершать  все священнодействия, но знает все процедуры очень хорошо.
Вообще слово диакон произошло от греческого διάκονος, что и обозначает "служитель".
150-24
Диакон Исавр. Фреска XI века.

Говоря о диаконах, мы должны понимать, что под этим термином подразумевается сразу несколько чинов – просто диакон, протодиакон, иеродиакон и архидиакон. В чем различие мы слегка разберем чуть ниже. Также как упомянем и иподиакона, который хоть и не относится к священству и является переходным звеном от церковнослужителей к священнослужителям, но все же близок к институту диаконов по сути.

Итак, как мы с Вами уже говорили, диакон – это главный помощник священника при священнодействиях. В данный момент этот институт постепенно уходит в прошлое, и диаконы есть только при крупных приходах, монастырях или кафедральных соборах, а на местах священник вполне справляется и в одиночку.
a2637c328726ebdc21bb7dc1041_prev
Денис Хоппер в "Водном мире" тоже называл себя Диаконом, но это несколько из другой оперы...:-)))

Диаконом (а пока он не рукоположен, он называется ставленник) может стать мужчина не моложе 25 лет (есть исключения, но они редкие), желательно окончивший духовную семинарию или хотя бы училище, неженатый, женатый первым браком или вдовец, не имеющий препятствий физического, духовного или социального характера. Препятствиями физического характера признаются те, которые могут помешать ему совершать священослужение. То есть быть инвалидом, ну скажем горбатым или с отсутствием ноги диакон вполне может быть, а вот слепым или глухим – нет. Препятствиями духовного характера является некрепкая вера или  желание вступления в сан под воздействием тяжелой болезни. Желание должно быть осознанным и обдуманным, а крепость веры надо доказать не только словами, но и делами.
3
Диакон на службе

Наконец, социальная связана со статусом человека в мирской жизни. Никаких преступников, скрывающихся от правосудия,  никаких браков с близкими родственницами, а еще запрет (правда, его часто обходят) на браки с неправославными женами. И еще один забавный момент есть в отношении неверных жен. Запрет на введение в сан диакона супруга жены,   уличенной в прелюбодеянии звучит  так: «Аще жена некоего мирянина, прелюбодействовав, обличена будет в том явно, то он не может прийти в служение церковное. Аще же по рукоположении мужа впадет в прелюбодейство, то он должен развестися с нею, Аще же сожительствует, не может касатися служения, ему порученнаго» (8 прав. Неокес. Соб.). Очень интересно знать, как на практике проверяется сие положение :-))))

54287.b
Дьякон Андрей с семьей. Постановочное фото А.Жука

Перед рукоположением ставленник должен пройти так называемое испытание – то есть пройти ставленническую исповедь перед епархиальным духовником за всю свою жизнь и священническую присягу. После этого духовник говорит епископу готов ли ставленник принять сан или нет. Исповедь может быть и тайная (что чаще всего и происходит) или же в присутствии всей общины.

300px-Kheirotonia
Хиротония диакона (ставленник был иподиаконом)

Если ставленник допущен к хиротонии, то сам процесс рукоположения происходит во время Литургии после освящения  Святых Даров. Совершает рукоположение местный епископ (архиерей). Процедура следующая: ставленник трижды обводится вокруг  так называемого Престола (стола, находящийся в середине алтаря для совершения на нем причастия (евхаристии),  целуя его углы, затем встаёт перед Престолом на колени и кладёт на него свою голову. Епископ (архиерей) кладет ему на голову особую ленту, честь своего облачения, которая называется омофор (о ней мы поговорим в следующих частях) и на омофор, прочтя особую молитву, возлагает свои руки.

eirinoupoleos_002_small
Омофор

После чего дарует 3 атрибута диакона и громко провозглашает "Аксиос!" ( ἄξιος), что в переводе с греческого обозначает «достоин», на что все присутствующие в церкви ему трижды также отвечают "Аксиос!"

С этого момента ставленник начинает считаться диаконом и к нему нужно обращаться или отец диакон, или «Ваше благовестие». Хотя порядка обращения по имени-отчеству никто не отменял, и насколько я понимаю, в Царской России именно последнее обращение встречалось чаще всего.
Продолжение следует...
Приятного времени суток!

Tags: Православие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

Recent Posts from This Journal