?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Блоковская "Незнакомка" - один маленький юбилей :-)
id77
Здравствуйте уважаемые.
На пршлой  неделе исполнилось 112 лет одному из самых крутых и запоминающихся стихотворных произведений на русском языке. Я не большой любитель Александра Блока ни как автора, ни как человека, но это его работа одна из самых моих любимых стихов вообще. Ибо мощно, ярко,образно, круто....
Давайте вспомним и чуть-чуть разберем -)

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.


Ну тут все понятно - весна, пора расцвета, любви, которая, правда тяжело складывалась для Блока. Он тяготился дома и старался выбраться оттуда пораньше, дабы не разговаривать с женой (кстати,дочерью Менделеева)- на то были причины, о чем чуть позже. Он целый день ходил по городу, а вечером часто любил приезжать в Озерки. Тогда это был ближний пригород Петербурга. В Парголово было модно снимать дачу на весну-лето, а вот кутить дачники и городские ездили в Озерки. там было немало недорогих, но достаточно модных ресторанов. Правда было много и дешевых забегаловок, в которых реально перебирали с выпивкой. Так что пьяные выкрики, выходки и даже драки были не редкостью :-) Удивляет строчка про горячий воздух. Видимо май 1906 года с точки зрения погоды был несколько получше, чем нынешний :-)

Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.


Многие говорили о том, что крендель булочной - это такой символический знак. Я не очень поверил. Я был в Озерках намедни и попытался найти место в которое захаживал поэт. Его, увы, уже не существует. Но оно было недалеко от железнодорожной станции, и самое главное - рядом была...немецкая булочная. Так что никакого символизма - сугубый реализм :-) Также как и скука и уж тем более детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.


Испытнные отряки с заломанными котелками- это хорошо так. Петросянство и все-такое :-)) Это красиво. А особенно красиво,что гуляют среди канав. Хочу напомнить, что по фене канава - это одно из названий проститутки низшего пошиба, и самое интересное,что термин этот пошел с дореволюционной поры  Символизм в полный рост :-)

Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.


В общем то район этот называется Озерки по одной причине. Там расположены так называемые Суздальские или по-иному Парголовские озера. Их 3. Верхнее озеро расположено севернее Поклонной горы. Средняя глубина 2,5—3 м, длина — 600 м, ширина — 450 м. Среднее озеро существенно меньше Верхнего — 400 м в длину, 250 м в ширину. Ну а самое большое и интересное - это Нижнее озеро. Оно имеет почти 2 км в длину и 600 м в ширину. Как раз по нему очень любили кататься.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.


А вот тут интересно. Терпкая влага - это вино,и если терпкая- то грузинское. Хотя может и Франция. Яне знаю особенностей вкуса Блока, но он особо не злоупотреблял, и эстетом не был. Возможно поэтому вино для него еще отчасти и таинство, часть ритуала, а не повседневная необходимость. Но его друг отражен в стакане,это не вино. А кто? Луна,точнее месяц,потому что друг. Верно? И это важно,вы потом поймете почему.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат.


Странное место все-таки выбрал себе поэт. Лакеи и одновременно пьяницы. Или он называет тех, кто просто пьет не для того, чтобы как он найти забвение, а ради удовольствия и,так сказать по жизненной необходимости. Не зря для них "истина в вине" :-)) Или лакеи -это просто трактирщик и его половые. А может и тех и других Блок так называет. Насколько я могу судить он был достаточно высокомерным человеком, хотя внешне не особо это проявлял. Зато в стихах мог :-)


И каждый вечер, в час назначенный,
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.


А тут начинается интересное. Итак, выходит, что автор неоднократно приходит именно в этот кабак только с одной целью - ему назначено. Некая свиданка с красивой леди. Почему многие посчитали, что это его воображение, и он грезит о "Прекрасной даме" (чей образ проходит через всю русскую поэзию того времени), а кто-то говорил о конкретике. Он ждал некую жрицу любви. У поэта наметился разлад с супругой, ибо Любовь Дмитриевна дала втянуть себя в дурацкий роман с Андреем Белым (о чем мы с Вами уже говорили вот тут вот:https://id77.livejournal.com/1083857.html) и он искал возможность утешиться любовными утехами. Нууу...есть один только момент на который я хочу обратить Ваше внимание - почему туманное окно. Что причиной? Затуманенный взгляд поэта? Или.... Погода прекрасная, небо чистое, месяц, вечер, и уже поздний. Откуда туман? :-)) Но об этом позже.


И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.


Вот вроде еще один плюс в сторону тех, кто отмечает, что это дамочка полусвета. Одна, без спутников, и садитя не к Блоку или к кому-либо еще а просто к окну. Но есть одно Но. Как можно дышать духами и туманами. Почему именно дышать? И почему опять туман? А? :-))
Дальше давайте без комментариев - о них я скажу после.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.


Итак, что мы знаем о даме. Траурная, сиречь черная шляпка с перьями, вуаль, синие и бездонные глаза, шелковая одежда, причем "с древними поверьями", кольца многочисленные на пальцах которые гипнотизируют и заводят за ту сторону добра и зла... Ребятушки, а мне одному кажется, что это... смерть. Которая приходит в тумане и манит за собой поэта. Хочет забрать с собой и призывает к самоубийству. И автор сильно думает о том, чтобы совершить этот шаг. Пойти вместе с Прекрасной дамой через туман, которым она дышит, и которым живет. Однако есть последние строки.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.


Таки-нет. Сокровище души сильнее желание самоубится. Лучше бухнуть и написать стихотворение. Навека :-)))
Вот как то так. А как Вы считаете -я прав в своих домыслах или нет?
Напишите, а лучше нарисуйте :-)))
Приятного времени суток.

  • 1
нынешний май, кстати, совсем не плох. сейчас в Озерках 27 градусов... ))

Да уж...женег был самый жаркий за последние несколько лет :-)

Вспомнилось любопытное. В середине 80-х вся Москва, ну студенты, инженеры точно (смайл) отстояв два-три часа в очереди, побывала на выстfвке Ильи Глазунова. И вот, помню,про его картину, блоковская "Незнакомку", одна весьма простоватая дама сказала, типа разве это женщина, это мtртвец какой-то) А ведь в точку, глаголила истину своими устами. Лично мне всегда казалось, что конечно не живую женщину описывает Блок, а какое-то видение, призрак, но вот насчет, что прямо смерть - как-то не приходило в голову.
У меня в альбоме ЖЖ только мелкая фотография есть, но и на ней можно заметить, что на заднем плане художник изобразил постаревшего, с поредевшими волосами Блока, как он его представлял

Глазунов странный художник, хотя местами очень интересный

В чем-то вы правы, как философствующий логик, но по большей части (на мой взгляд) нет.
Дело в том, что земные "физики" (левополушарные) наверное никогда не смогут полностью понять "инопланетных лириков" (правополушарные индиви-дуальности с психикой творческого склада, земные только по ЯВнешним, у них хорошая связь со своими ЯВнутренними, но здесь на Земле они не в состоянии им помочь действием, только советом). Они и в наших человекообразных ЯВнешних Младших не перестают ощущать себя здесь лишь временно-вынужденными "гостями", а их ЯВнутренние всю жизнь находятся в поисках ЯВнутренних своих земных Программных половинок. Тех предназначенных только им Единственных, которые в состоянии помочь преодолеть им их Жизненные Пути, в сложившихся из-за оккупации Земли крайне неблагоприятным для всех Светлых детей Творца, окружающих обстоятельствах планеты - Галактического чистилища.
Из выше приведенного объяснения следует:
1). "И каждый вечер друг единственный (его ЯВнутреннее)
В моем стакане отражен
--------------------
-Почему ищет "отражение в стакане"?
-Потому что небольшие дозы алкоголя и никотина, хотя бы на некоторое время включает в процесс Творческого мышления основного функционального правого полушария мозга, рождающего "туманные" представления, логическую привязку к реальной действительности, дает возможность "включить" и левое.
----------------------
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен."
----------------------
- потому что Друг - творческое ЯВнутреннее, осознает, что очень не часто может быть полезен своему Младшему.
-----------------------
Ну и т.д., и т.п. объяснение блоковского символизма можно продолжить до конца

А правы вы в том, что оно было написано в период разочарования в своей первой влюбленности. Она ушла, а жена - чужая ПП осталась, зато родился поэтический шедевр на все ВРЕМЕНА.

С последним соглашусь на 200 % Пронимает до конца

"правополушарные индиви-дуальности с психикой творческого склада, земные только по ЯВнешним, у них хорошая связь со своими ЯВнутренними, но здесь на Земле они не в состоянии им помочь действием, только советом"

- это, просто, бисдец, какой-то, неимоверный...

Пронимает - значит инициирует Творческое ("долгосрочное", вечное) мышление даже у некоторых логиков ("физиков"), рождает эмоции, а они генерируют высокочастотные импульсы чувств в душе вашего ЯВнутреннего. Это как раз то, чего добиваются все выдающиеся поэты соТворцы. Значит не зря Александр Александрович свою, до обидного короткую, Жизнь прожил!

А можете описать свои чувства, чем блоковские строки вас пронимают?

  • 1