id77 (id77) wrote,
id77
id77

Category:

РПЦ. Система построения и структура. Часть 3

Здравствуйте уважаемые!
Продолжим сегодня с Вами тему, начатую вот тут:http://id77.livejournal.com/200416.html и продолженную здесь:http://id77.livejournal.com/200832.html
Но это мы с Вами немного отвлеклись. Пожалуй, закончим со структурой, дабы в следующем посте (уже на следующей неделе) пойти дальше.
Основной структурной единицей  является приход. Под приходом подразумевается вовсе не то, что имеют в виду зависимые от наркотических веществ граждане, а некий территориальный округ, на котором имеется православный храм с причтом (сиречь со священнослужителями и церковнослужителями) совершающий церковные обряды для мирян (прихожан). :-)  Слово  "приход" произошло (как и многое в Православии, что естественно) из греческого языка.  Термин παροικία можно дословно перевести как то, что возле дома. По последним данным у РПЦ более 30 000 приходов.  Как меня немного подправил мой хороший френд и человек в теме mka (всем рекомендую его журнал) несколько приходов, расположенных в непосредственной близости друг от друга, по территориальному признаку объединяются в благочиния (деканаты), во главе с благочинным (деканом). Я то первоначально считал благочиние системой устаревшей - ан нет оказывается :-)Раньше это было очень распространено, особенно среди военного духовенства.

Кроме приходов существует еще несколько видов наименьших, если можно так выразиться,  территориальных единиц Церкви – Монастыри, пустыни, подворья, братства (сестринства) и миссии.
Успенское_подворье_монастыря_Оптина_пустынь
Успенское подворье монастыря Оптина пустынь в Санкт-Петербурге

Под монастырем подразумевается объединение монахов или монахинь (об этом мы поговорим позднее), проживающих в одном комплексе зданий и подчиняющихся одному монастырскому уставу под управлением игумена (игуменьи), сиречь настоятеля (-ницы) (об этом мы тоже упомянём потом).

Пустынь – отдельное поселение, удаленное от монастыря обычно для проживания аскетов. Подворье – принадлежащая определенному монастырю недвижимость далекая от этого самого монастыря. Ранее активно использовалась эта система как место ночлега паломников, идущих на поклон именно в этот монастырь, но ныне система несколько изменилась. Это скорее «филиал» определенного монастыря.

Братства и сестринства это уже практически полный анахронизм. Интенсивно использовалась такая система объединения православных людей на территории, в которой использовалась другая религия. Особо известны православные братства 14-17 столетия на территории Ржечи Посполитой.

Львовское
Печать знаменитого львовского православного братства.

Ну и наконец, миссия - это пастырско-миссионерское учреждение, ставившее задачу возрождения православной церковной жизни или же приобщения к православию людей иных конфессий и язычников. Ныне тоже является анахронизмом.

Следующей и более крупной административно-территориальной единицей является епархия. Она возглавляется епископом (архиереем) и в нее входят как приходы на определенной территории, так и монастыри, благочиния, епархиальные учреждения, подворья, духовные образовательные учреждения, братства, сестринства и миссии.  На данный момент в РПЦ 160 епархий.

Кроме того, имеет место такая организация церковного сообщества  как викариат (викарная епархия). Это объединение нескольких благочиний или приходов, которые подчиняются  не епархарному архиерею, а особому епископу – викарию (об этом позже)

1TikhonZaytsev
Тихон, епископ Подольский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

С более крупными единицами все сложнее.  С 2011 года внутри РПЦ реализуется 3-х ступенчатая система подчинения, а именно Епархия -  Митрополия – Патриархат (сиречь аппарат Патриарха). Таким образом, митрополия, в которую входят епархии и викариаты должна являться крупнейшей административно-территориальной РПЦ. Должна, но не является. В Русской Православной церкви на данный момент 46 митрополий. Митрополия управляется Митрополитом.

Но есть еще и митрополичьи округа, которые управляются  местным синодом под председательством главы митрополичьего округа. На данный момент в РПЦ есть 2 митрополичьих округа – Казахстанский митрополичий округ и Среднеазиатский митрополичий округ.
Молдова
Епархии Православной церкви Молдовы

Но и это еще не все. Далеко не все. Внутри РПЦ на данный момент существуют еще церковные организации  одного уровня с митрополией и митрополичьем округом, а то и выше того – 1 экзархат, 3 самоуправляемых церкви, 2 автономные церкви и еще две самоуправляемая с широкой автономией. Все непросто :-)))


3 самоуправляемых церкви существуют на территориях, на которых имеют место споры с другими Автокефальными Православными церквями. Это Православная церковь Молдовы (споры с Румынской Православной Церковью), Латвийская Православная церковь (былые споры с Константинопольской Православной церковью) и  Эстонская православная церковь (споры с Константинопольской Православной церковью). Автономия таких церквей ограниченная. Они действуют на основании особого указа Патриарха, который называется «Томос».
1098064
Собор Святого Александра Невского в Таллине - ставропигиальный кафедральный собор Эстонской Православной церкви

Украинская православная церковь является самоуправляемой церковью с широкой автономией. Столь редкий статус вполне понятен, учитывая ситуацию начала 90-х, когда Православная Церковь на Украине имела серьезные конфликты с униатами, а также большие внутренние проблемы, в результате чего  была разделена на УПЦ МП (Московского Патриархата) и УПЦ КП (Киевского Патриархата), автокефалия коей не признана. Такой же статус имеет и Русская православная церковь заграницей, которая после подписания Акта о Каноническом общении 2007 года вошла в состав РПЦ.
jpg
Предстоятель РПЦЗ Иларион

Статус Автономной Церкви внутри РПЦ имеют  Китайская и Японские Православные церкви. Первая фактически существует только на бумаге, а последнюю возглавляет широко известный Митрополит Токийский и всея Японии Даниил (в миру Икуо Нусиро), человек которое долгое время лидировал в интернет-голосовании по поводу выборов нового Патриарха в 2009 году.  Автономная церковь – обладает наиболее полной автономией и наиболее близка к статусу автокефальной.

Даниил
Митрополит Токийский и всея Японии Даниил.

Ну и наконец, Белорусская Православная Церковь внутри РПЦ носит статус Экзархата. Экзархат – это   зарубежная по отношению к государству того или иного патриарха административно-территориальная единица в данной православной церкви  во главе с экзархом , то есть наместником Патриарха.  Создан этот экзархат был еще в 1989 году и по своему статусу он близок к самоуправляемой церкви. Еще в 1990 в составе РПЦ было 3 экзархата, но остался только один – Белорусский.
Епархии
Епархии Белорусского экзархата.

Вроде бы со структурой мы с Вами худо-бедно определились.
Осталось только добавить об учебных заведениях Церкви. Тут возможно 4 уровня обучения. Низовой – это духовное училище, которое приравнивается к среднему специальному образованию. То есть по большому счету, это школа с углубленным изучением Закона Божьего. Сейчас работает 33 духовных училища.

Ступенька выше – это Семинария (от латинского термина seminarium — рассадник). В Семинариях уже готовят будущих священнослужителей. Ныне учение в Семинарии намного сложнее, чем еще пару лет назад и связано это с реформой церковного образования, которую проводит Патриарх Кирилл.

У РПЦ на сегодняшний день 52 духовной семинарии, в том числе и такие экзотические как Токийская, и семинария в Джорданвиле (США)

Следующий уровень – это  учреждения высшего профессионального религиозного образования , к которым относятся Религиозные университеты и институты. Их 8, и самым известным, пожалуй, будет Российский православный университет. В тот же РПУ могут поступать не только будущие (и действующие) священники, но и простые абитуриенты.

Ну и верхним уровнем Духовного образования является учеба в Духовной академии. Их 6. Плюс одна Общецерковная аспирантура и докторантура им свв. Кирилла и Мефодия.
logo_ava
Эмблема Общецерковной аспирантуры и докторантуры

Нынешняя система высшего богословского образования в России должна быть 3-х ступенчатой:
1)     Бакалавриат: 4 обязательных года + 1 практический год обучения  и защита Дипломной работы на соискание степени «Бакалавр богословия ».
2)     Магистратура: 2-х годичная программа в вышестоящем учебном заведении -  Духовной Академии, и после защиты Диссертации апологет получает  степень «Магистр богословия».
3)     Аспирантура: 3-х годичная программа в Духовной Академии, итогом которой становится написание Кандидатской диссертации на соискание степени «Кандидат богословских наук».
На этом пока все, на следующей неделе поговорим о чинах и одеяниях священнослужителей.
Продолжение следует...
Приятного времени суток!


Tags: Православие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments