Previous Entry Share Next Entry
Цуба как произведение японского искусства.
id77
Здравствуйте уважаемые.
Вообще Цуба (鍔) — это аналог гарды у японского клинкового оружия, такого как катана и других мечей (тати, вакидзаси), танто или нагината.
Но так получилось, что изготовление цуба стало самостоятельным видом искусства, напрямую ассоциируемого со Страной Восходящего Солнца. Дело в том, что кодекс Бусидо порицал ношение самураем колец, серёг и прочих украшений. Но самураи нашли выход из положения, украшая ножны и цубу.

Тем самым, без формального нарушения кодекса, самурай показывал свой вкус и богатство. Особенно когда начало развиваться разделение принципа дайсё (двух мечей) на боевые и церемониальные. Мы когда то с Вами говорили об этом чуть более подробно: https://id77.livejournal.com/31954.html
С каждодневной и церемониальной одеждой самураи носили парадный дайсё и тут уже в полной мере в цубах нашло отображение богатая фантазия цубако (мастеров по изготовлению цуба). Особенно это видно по ажурной прорезной работе мастеров. Такая работа называлась “сукаси” (Sukashi)
Давайте более подробно поговорим об этом всем.

Наивысшего расцвета искусство цубы достигло в период Эдо. Самыми известными цубако на тот момент становится семья Гото, официальные мастера сёгуната. Характерным стилевым признаком их изделий является высокий рельеф и обилие золота.

школа Гото

Им противостоят более спокойные и традиционные школы Исигуро и Ивамото. Дальше прославились школы Ёсицуги, Нара, Аксаки и Ёокоя
Хотя справедливости ради надо признать, что “Золотым веком” цубы были времена Муромати и Момояма.

Что-то похожее на Ивамото.

Давайте поговорим об "устройстве" цубы.
Самыми заметными деталями в абрисе любой цубы являются: овальная площадка “сэппа-дай” (Seppa Dai) в центре, а также окна “когай-ана” и “козука-ана”, предназначенные для выхода рукояток ножа когатана и шпильки когай, дабы владелец имел возможность извлекать их, не выдвигая клинка. “Ана” - отверстие, иногда называемое также “хицу” (Hitsu), то есть “прорезь”. Соответственно, вы можете встретить термины “когай-хицу” и “козука-хицу”, а также обобщающее понятие “р-хицу” (Rio Hitsu), что подразумевает оба окна сразу. Правда надо отметить, что часто одно из окон или оба сразу заделаны медной (”суака”) либо оловянно-свинцовой (”савари”) пломбой, именуемой “хицу-умэ” (Hitsu Ume). Так поступали в тех случаях, когда старая цуба монтировалась на катана. При этом когай-ана становилось ненужным, ибо ножны катана лишь изредка оснащались ножом когатана, и никогда - когай.

Да, была еще мими (окантовка краев у цубы) - ее тоже надо указать.

Размеры у всех цуб были разными, но все-таки можно сказать, что в среднем диаметр цубы у катаны примерно составлял 7,5-8 см, у вакидзаси – 6,2-6,6 см, у танто – 4,5-6 см. Метал, который чаще всего использовался- это железо и медь. Хотя,возможны и варианты. Например, знаменитый сплав “ся-кудо” (Shakudo), включающий до 70% золота. Также медно-серебряный “сибуити” (Shibuichi) и медно-цинко-свинцовый “сэнтоку” (Sentoku).


По своей форме цубы можно было разделить на несколько больших групп: Круглые, овальные, четырехугольные, многоугольные, произвольные и особые.
Самым распространенным были круглые цубы, называемые Мару-гата (Maru-gata)






Овальные Нагамару-гата (Nagamaru-gata)





Четырехугольные Каку-гата (Kaku-gata)





Многоугольные юдзу-гата (juji - gata)





Произвольные Кавари-гата (Kavari-gata)






Под особыми я подразумеваю 3 вида цуб - Мокко,аои и ситоги

Мокко (Mokko-gata) - это круглые и овальные цубы, имеющие четыре “ломтика”, точно у дыни, по аналогии с которой и были названы. Глубина прорезки “лепестков” изменяется от почти незаметной до весьма солидной. Тогда форма становится “ири-мокко” (”глубокая мокко”).






Аои (Aoi-gata)- является “мокко”, образованной четырьмя характерными “лепестками”, либо же имеет симметричные промежутки в форме “сердца”. Такой элемент в Японии известен как “иномэ” (”кабаний глаз”). В целом контур похож на лист растения “аои”, отчего и пошло название.





Ну и,наконец, Ситоги (Shitogi-gata). Это самый редкий и необычный тип гарды, который даже не является “цубой” в привычном для нас понимании. Подобный стиль применялся исключительно в монтировке драгоценных парадных и церемониальных мечей, эдакого представительского эксклюзива. Название произошло от аналогии с формой жертвенного рисового пирожка, используемого в синтоистских обрядах.



Мы с вами уже упоминали об ободке цубы “мими” (Mimi). Он тоже играл важную роль. В зависимости от стиля различают ободки, выполненные вровень с плоскостью диска, приподнятые (”дотэ-мими”) или зауженные (”гоиси”). Толстый ободок, кованый непосредственно из пластины, называется “учикаэси-мими” (Uchikaeshi Mimi). По типу сечения бывают круглые (”мару”), квадратные (”каку”) или скругленные (”ко-нику”) ободки. Изредка встречаются цубы с накладным (”фуку-рин”) ободком, сделанным, как правило, из мягкого металла - золото, серебро, медь, латунь. Тут тоже была своя возможность для фантазии.


Для сохранения цубу всегда покрывали лаком. Обычно это был черный или прозрачный лак, но попадаются также цветные разновидности: красный, золотистый.

Вот примерно так.
Ну и под конец, еще несколько вариантов различных цуба











Спасибо, что дочитали до конца.
Приятного времени суток.


  • 1
дочка в школе японский учит, нужно будет показать.

Надеюсь, понравится :-)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account