Previous Entry Share Next Entry
Русские народные промыслы. Федоскинская миниатюра
id77
Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз мы с Вами говорили о Мезенской росписи:https://id77.livejournal.com/1914736.html, а сегодня вспомним другой очень интересный народный промысел - Федоскинскую миниатюру.
Федоскинской она называется потому, что этот вид промысла начал развиваться в подмосковном селе Федоскино. А миниатюра - потому что в основе картинки сделанные масляными красками на папье-маше и покрытые лаком.

Началось все в конце ХVIII. Московский купец Петр Коробов подрядился делать козырьки для армейских киверов: государственный шляпный завод не справлялся. Вот и позвали на подмогу мастеров из ближайших деревень. Были в их числе и федоскинцы.

Но военный заказ не очень пошел - обошли конкуренты. Правда купец не отчаялся - после того как Коробов побывал на фабрике Штобвассера в Брауншвейге и увидел насколько интересны, модны и нужны табакерки, он решил создать что-то подобное и у нас в России. Изучил производственные тонкости, выписал немецких мастеров и наладил свое производство. Из «жеваной» бумаги делали и табакерки, и шкатулки, и бисерницы.

Сначала на коробочки для красоты наклеивали картинки. Художественную ценность эти вещицы получили лишь с 1814 года, когда шкатулки стали расписывать вручную. Технику художники выбрали самую сложную — живописную миниатюру. И планку поставили высокую: равнялись на эпоху Возрождения.

Настоящего расцвета достиг промысел благодаря купеческой свадьбе. Дочка Коробова вышла замуж за купца Лукутина. От него-то и пошли нововведения: мастеров учить в Строгановке.
После смерти П. И. Коробова фабрика непродолжительное время находилась во владении его дочери Е. П. Коробовой, перейдя затем по родственной линии в собственность московским купцам Лукутиным, которым принадлежала на протяжении восьмидесяти пяти лет. В 1828 году Пётр Васильевич Лукутин получил право клеймения продукции фабрики: на внутренней стороне изделий размещался двуглавый золотой орёл, а также имена или инициалы Лукутиных, владеющих фабрикой.

В 1831 году, на художественно-промышленной выставке в Москве П. В. Лукутин был награждён золотой медалью на Анненской ленте, а в 1839 году — на выставке в Петербурге — золотой медалью на Владимирской ленте. Продолживший дело, Александр Петрович Лукутин (1819—1888), на выставке в Варшаве также получил золотую медаль на Анненской ленте; в это время на фабрике трудились 40 вольнонаёмных рабочих — мужчин, женщин и учеников; многие из них были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы, некоторые имели художественное образование, полученное в Строгановском училище. Известны имена некоторых из них — С. И. Бородкин, А. А. Шаврин, А. В. Тихомиров, Д. А. Крылов и др.

Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.

Главное отличие русского лака от европейского — ярко выраженный национальный колорит. Мастера переносили на шкатулки картины русских художников и сценки из деревенской жизни. Но главным символом федоскинской лаковой миниатюры считается русская тройка.

Хрупкая с виду шкатулочка из папье-маше запросто выдерживала кипяток. На свои изделия мастера давали столетнюю гарантию. Залог прочности — в особом лаке. Перед тем как взять в работу, лак выдерживали несколько лет на солнце. Работали неспешно, одну шкатулку мастер мог делать полгода.

Самая известная федоскинская табакерка принадлежала Ивану Тургеневу. Уезжая из России в Париж, писатель подарил любимую лаковую вещицу своему другу — поэту Якову Полонскому. Сейчас раритет можно увидеть в экспозиции Литературного музея Пушкинского Дома.
Наследники Лукутина в начале ХХ века фабрику закрыли, и мастера объединились в артель. При помощи мецената Саввы Морозова промысел удалось сохранить. Смену растили в школе миниатюрной живописи.

В послевоенные годы федоскинцы вписывают в старый стиль новые образы: Кремль, портреты вождей, космонавтов. Но для подарков все же используют традиционные сюжеты. Были возрождены утраченные способы декорировки изделий — «скань», «цировка», «шотландка», «малахит», роспись по перламутру и др. Впервые перед художниками-миниатюристами была поставлена задача перевоплощения в декоративную миниатюру натурных зарисовок. Однако принципиально новый этап в истории федоскинской миниатюрной живописи, ознаменованный ростом авторского начала, пришёлся лишь на конец 1950-х годов.

Художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры. В 1960-х годах артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи.

В настоящее время традиции федоскинской миниатюры развиваются, в основном, художниками, работающими самостоятельно. Среди них — Г. И. Ларишев , А. А. Толстов, А. И. Козлов, С. И. Козлов, а также молодыми художниками. Среди них видное место занимают: Светлана и Константин Даньшины, Анохин Павел, Ястребов Олег, Беловодова Светлана , Михаил Шелухин и др.
Приятно, что ремесло не ушло в небытие. Очень красивые изделия.
Приятного времени суток.

  • 1
Помню, в детстве очень любила открытки с федоскинской миниатюрой) красивые, прям волшебные!

Мне тоже нравились :-))

Как приятно узнать хоть немножко что - новое, я благодарна Вам.

Очень рад, что Вам понравилось :-)) И спасибо Вам!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account