id77 (id77) wrote,
id77
id77

Category:

Русские народные промыслы. Федоскинская миниатюра

Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз мы с Вами говорили о Мезенской росписи:https://id77.livejournal.com/1914736.html, а сегодня вспомним другой очень интересный народный промысел - Федоскинскую миниатюру.
Федоскинской она называется потому, что этот вид промысла начал развиваться в подмосковном селе Федоскино. А миниатюра - потому что в основе картинки сделанные масляными красками на папье-маше и покрытые лаком.

Началось все в конце ХVIII. Московский купец Петр Коробов подрядился делать козырьки для армейских киверов: государственный шляпный завод не справлялся. Вот и позвали на подмогу мастеров из ближайших деревень. Были в их числе и федоскинцы.

Но военный заказ не очень пошел - обошли конкуренты. Правда купец не отчаялся - после того как Коробов побывал на фабрике Штобвассера в Брауншвейге и увидел насколько интересны, модны и нужны табакерки, он решил создать что-то подобное и у нас в России. Изучил производственные тонкости, выписал немецких мастеров и наладил свое производство. Из «жеваной» бумаги делали и табакерки, и шкатулки, и бисерницы.

Сначала на коробочки для красоты наклеивали картинки. Художественную ценность эти вещицы получили лишь с 1814 года, когда шкатулки стали расписывать вручную. Технику художники выбрали самую сложную — живописную миниатюру. И планку поставили высокую: равнялись на эпоху Возрождения.

Настоящего расцвета достиг промысел благодаря купеческой свадьбе. Дочка Коробова вышла замуж за купца Лукутина. От него-то и пошли нововведения: мастеров учить в Строгановке.
После смерти П. И. Коробова фабрика непродолжительное время находилась во владении его дочери Е. П. Коробовой, перейдя затем по родственной линии в собственность московским купцам Лукутиным, которым принадлежала на протяжении восьмидесяти пяти лет. В 1828 году Пётр Васильевич Лукутин получил право клеймения продукции фабрики: на внутренней стороне изделий размещался двуглавый золотой орёл, а также имена или инициалы Лукутиных, владеющих фабрикой.

В 1831 году, на художественно-промышленной выставке в Москве П. В. Лукутин был награждён золотой медалью на Анненской ленте, а в 1839 году — на выставке в Петербурге — золотой медалью на Владимирской ленте. Продолживший дело, Александр Петрович Лукутин (1819—1888), на выставке в Варшаве также получил золотую медаль на Анненской ленте; в это время на фабрике трудились 40 вольнонаёмных рабочих — мужчин, женщин и учеников; многие из них были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы, некоторые имели художественное образование, полученное в Строгановском училище. Известны имена некоторых из них — С. И. Бородкин, А. А. Шаврин, А. В. Тихомиров, Д. А. Крылов и др.

Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты: «тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.

Главное отличие русского лака от европейского — ярко выраженный национальный колорит. Мастера переносили на шкатулки картины русских художников и сценки из деревенской жизни. Но главным символом федоскинской лаковой миниатюры считается русская тройка.

Хрупкая с виду шкатулочка из папье-маше запросто выдерживала кипяток. На свои изделия мастера давали столетнюю гарантию. Залог прочности — в особом лаке. Перед тем как взять в работу, лак выдерживали несколько лет на солнце. Работали неспешно, одну шкатулку мастер мог делать полгода.

Самая известная федоскинская табакерка принадлежала Ивану Тургеневу. Уезжая из России в Париж, писатель подарил любимую лаковую вещицу своему другу — поэту Якову Полонскому. Сейчас раритет можно увидеть в экспозиции Литературного музея Пушкинского Дома.
Наследники Лукутина в начале ХХ века фабрику закрыли, и мастера объединились в артель. При помощи мецената Саввы Морозова промысел удалось сохранить. Смену растили в школе миниатюрной живописи.

В послевоенные годы федоскинцы вписывают в старый стиль новые образы: Кремль, портреты вождей, космонавтов. Но для подарков все же используют традиционные сюжеты. Были возрождены утраченные способы декорировки изделий — «скань», «цировка», «шотландка», «малахит», роспись по перламутру и др. Впервые перед художниками-миниатюристами была поставлена задача перевоплощения в декоративную миниатюру натурных зарисовок. Однако принципиально новый этап в истории федоскинской миниатюрной живописи, ознаменованный ростом авторского начала, пришёлся лишь на конец 1950-х годов.

Художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры. В 1960-х годах артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи.

В настоящее время традиции федоскинской миниатюры развиваются, в основном, художниками, работающими самостоятельно. Среди них — Г. И. Ларишев , А. А. Толстов, А. И. Козлов, С. И. Козлов, а также молодыми художниками. Среди них видное место занимают: Светлана и Константин Даньшины, Анохин Павел, Ястребов Олег, Беловодова Светлана , Михаил Шелухин и др.
Приятно, что ремесло не ушло в небытие. Очень красивые изделия.
Приятного времени суток.
Tags: Искусство, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments