id77 (id77) wrote,
id77
id77

Category:

Нэцкэ - очень люблю я это дело :-)

Здравствуйте уважаемые.
Чего-то давненько мы с Вами о Японии не говорили :-)
Тем более об одном из самых мною любимых японских изобретений, которые называются нэцкэ (根付). Слово "нэцкэ" пишется двумя иероглифами: первый означает "корень", второй - "прикреплять".

По своей сути нэцкэ- это небольшой резной брелок, элемент традиционной одежды кимоно, этакий противовес на поясе. Но постепенно (как это часто и бывает у японцев) культура вырезанных фигурок вышла за рамки утилитарной вещи и развилось в отдельное (и знаменитое) направление искусства, к которому (повторюсь еще раз) я отношусь с большим пиитетом.

Часто нэцке путают с окимоно, но последние это просто статуэтки, пусть и небольшие. Они никогда не использовались для утилитарных целей, и у них никогда не была того отверстия для шнура, как у многих нэцкэ.

Это окимоно :-)

Хотя окимоно зачастую выполняют именно нэцукэси - мастера по резке нэцкэ
Можно выделить таких знаменитых нэцукэси как Сюдзан Ёсимура из Осака, Томотада и Масано из Киото, Мива Хиромори из Эдо. Ну а самыми известными, пожалуй,были Томотика II и знаменитый Кокусай.

Типология нэцкэ самая разнообразная, хотя можно выделить несколько основных направлений:
- саси (差) — длинный брусок с отверстием для шнура на одном конце. Самый первый вид нэцкэ


- катабори (形彫) — резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы.


- мэн (面 ) — самая большая после катабори категория, часто являлась уменьшенной копией маски.


- анабори (穴彫) — сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины


- итараку — нэцкэ в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетённых из проволоки, бамбука или тростника.


- мандзю (饅頭) — нэцкэ в виде толстого диска. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепёшкой мандзю.


- рюса (柳左)— очень похожа на мандзю. Основное отличие этой формы нэцкэ от мандзю в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы. Когда рюса делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка.


- кагамибута (鏡蓋) — представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник.


- каракури- этакие нэцкэ секретом.

Это, можно сказать,основные виды. Но есть еще и куча вариаций.
Сюжеты нэцкэ в целом те же, что и в других видах японского искусства. История, литература и театр, религиозные образы, мифология и народные верования, благопожелательная символика, повседневная жизнь - все это получило отражение и в нэцкэ. Причем, что интересно, могут быть запечатлены не только японские, но и китайские и даже (большая редкость правда) корейские персонажи.

Хотэй

Наиболее популярными были божества из народных верований так называемые "ситифукудзин" - "семь богов счастья". Бисямонтэн, Бэндзайтэн, Дайкоку, Хотэй, Фукурокудзю, Дзюродзин и Эбису. Все они наделены способностью даровать людям счастье, покой, материальное благополучие, здоровье, долголетие, беззаботность, веселье.

Фукурокудзю

Обычно нэцкэ выполняли в 2 основных техниках - иттобори (техника резьбы с помощью одного только ножа, без тщательной проработки мелких деталей)


и укибори (вырезание рельефа на сложной поверхности, что-то среднее между круговой резьбой и гравировкой)


Если говорить о материалах исполнения, то они достаточно разнообразны.
Прежде всего это дерево (самый распространенный - кипарисовик японский, а также корейская сосна, персимона, прунус, сакура. Гораздо реже тис, камелия, жужуб, сандал и другие).

Также кость (слоновая кость, моржовая кость,рога оленя, рога буйвола,рога нарвала и т.д.)

Совсем редко из металла, фарфора, янтаря и стекла.

Перебирая и поглаживая нэцкэ у пояса, их владелец не только демонстрировал свое внимание к предметам искусства, что всегда высоко ценилось в японском обществе, но и следуя пальцами за изысканно-гармоничными изгибами формы, успокаивался и сосредотачивался, обретал душевное равновесие, снимал стресс. И вообще нэцкэ скульптура, с которой общаются. Поэтому я и сейчас не забываю свои немногочисленные пока (увы-нет реальной возможности взяться за это увлечение серьезно. Во всяком случае пока нет)

Но ценю и люблю это древнее и прекрасное искусство.
И еще несколько фигурок для Вас















Приятного времени суток.
Tags: Искусство, Япония
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments