Previous Entry Share Next Entry
Нэцкэ - очень люблю я это дело :-)
id77
Здравствуйте уважаемые.
Чего-то давненько мы с Вами о Японии не говорили :-)
Тем более об одном из самых мною любимых японских изобретений, которые называются нэцкэ (根付). Слово "нэцкэ" пишется двумя иероглифами: первый означает "корень", второй - "прикреплять".

По своей сути нэцкэ- это небольшой резной брелок, элемент традиционной одежды кимоно, этакий противовес на поясе. Но постепенно (как это часто и бывает у японцев) культура вырезанных фигурок вышла за рамки утилитарной вещи и развилось в отдельное (и знаменитое) направление искусства, к которому (повторюсь еще раз) я отношусь с большим пиитетом.

Часто нэцке путают с окимоно, но последние это просто статуэтки, пусть и небольшие. Они никогда не использовались для утилитарных целей, и у них никогда не была того отверстия для шнура, как у многих нэцкэ.

Это окимоно :-)

Хотя окимоно зачастую выполняют именно нэцукэси - мастера по резке нэцкэ
Можно выделить таких знаменитых нэцукэси как Сюдзан Ёсимура из Осака, Томотада и Масано из Киото, Мива Хиромори из Эдо. Ну а самыми известными, пожалуй,были Томотика II и знаменитый Кокусай.

Типология нэцкэ самая разнообразная, хотя можно выделить несколько основных направлений:
- саси (差) — длинный брусок с отверстием для шнура на одном конце. Самый первый вид нэцкэ


- катабори (形彫) — резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы.


- мэн (面 ) — самая большая после катабори категория, часто являлась уменьшенной копией маски.


- анабори (穴彫) — сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины


- итараку — нэцкэ в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетённых из проволоки, бамбука или тростника.


- мандзю (饅頭) — нэцкэ в виде толстого диска. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепёшкой мандзю.


- рюса (柳左)— очень похожа на мандзю. Основное отличие этой формы нэцкэ от мандзю в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы. Когда рюса делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка.


- кагамибута (鏡蓋) — представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник.


- каракури- этакие нэцкэ секретом.

Это, можно сказать,основные виды. Но есть еще и куча вариаций.
Сюжеты нэцкэ в целом те же, что и в других видах японского искусства. История, литература и театр, религиозные образы, мифология и народные верования, благопожелательная символика, повседневная жизнь - все это получило отражение и в нэцкэ. Причем, что интересно, могут быть запечатлены не только японские, но и китайские и даже (большая редкость правда) корейские персонажи.

Хотэй

Наиболее популярными были божества из народных верований так называемые "ситифукудзин" - "семь богов счастья". Бисямонтэн, Бэндзайтэн, Дайкоку, Хотэй, Фукурокудзю, Дзюродзин и Эбису. Все они наделены способностью даровать людям счастье, покой, материальное благополучие, здоровье, долголетие, беззаботность, веселье.

Фукурокудзю

Обычно нэцкэ выполняли в 2 основных техниках - иттобори (техника резьбы с помощью одного только ножа, без тщательной проработки мелких деталей)


и укибори (вырезание рельефа на сложной поверхности, что-то среднее между круговой резьбой и гравировкой)


Если говорить о материалах исполнения, то они достаточно разнообразны.
Прежде всего это дерево (самый распространенный - кипарисовик японский, а также корейская сосна, персимона, прунус, сакура. Гораздо реже тис, камелия, жужуб, сандал и другие).

Также кость (слоновая кость, моржовая кость,рога оленя, рога буйвола,рога нарвала и т.д.)

Совсем редко из металла, фарфора, янтаря и стекла.

Перебирая и поглаживая нэцкэ у пояса, их владелец не только демонстрировал свое внимание к предметам искусства, что всегда высоко ценилось в японском обществе, но и следуя пальцами за изысканно-гармоничными изгибами формы, успокаивался и сосредотачивался, обретал душевное равновесие, снимал стресс. И вообще нэцкэ скульптура, с которой общаются. Поэтому я и сейчас не забываю свои немногочисленные пока (увы-нет реальной возможности взяться за это увлечение серьезно. Во всяком случае пока нет)

Но ценю и люблю это древнее и прекрасное искусство.
И еще несколько фигурок для Вас















Приятного времени суток.

  • 1
Красивые.
Надо собраться наконец-то и попробовать вырезать.

Если есть возможность- то надо обязательно это делать! :-)

Коллекционируете или просто любите?
Помниться, с завязкой на коллекционировании нэцке был снят прекрасный телевизионный фильм "Каникулы Кроша" по одноименной повести А.Рыбакова.

Люблю. Для коллекции нужно место -а у меня с этим не очень хорошо. Надеюсь, когда-нибуд сберу хорошую коллекцию :-)

У человека, который посещает парижские показы Высокой моды и был знаком с Хокингом, не хватает места в доме для коллекции малюсеньких нэцке?!
Ах, я вас умоляю!

Лично с Хокингом знаком не был, и коллекции никогда не посещал. Только ТВ :-)
И дело не только в отсутствии места. Это очень затратное по времени и по деньгам увлечение. Но, надеюсь,когда-нибудь будет время, что я смогу это позволить

Извините,Игорь, не учла, что вы сноб "потенциальный", только мечтающий войти в кагорту "кинетических", "великих и ужасных" сильных мира сего, но тому причина: стиль изложения ваших постов, воспринимаемый не "снобами" (не нацеленными на такой результат в конце Жизненного Пути) за "слова автора" (в прямом смысле).
Чтобы не быть голословной, приведу ссылки:
- https://id77.livejournal.com/1928764.html
"Знаете, когда я впервые его увидел, я был в шоке. От того, как жизнь немилосердно обошлась с этим человеком.И был на 100 % убежден, что он ненавидит всех и вся за это. И даже (поначалу) боялся читать его статьи. Но затем все-таки начал... Статьи, другие работы, и конечно это замечательные книги. И был поражен - насколько это светлый, добрый и оптимистичные человек. А еще поражен силой его интеллекта, широтой взглядов и багажом знаний. Огромная благодарность ему за все. За его работу, за популяризацию науки, за его книги, наконец (моя любимая кстати- Кратайшая истрия времен)".
- https://id77.livejournal.com/1927232.html
"Великий кутурье. Самый любимый у меня. Наблюдая за его творениями на Неделях Высокой Моды в Париже, наслаждаясь образами Одри и Джекки О, я полюбил и оценил мир высокой моды."

Edited at 2018-03-17 01:22 pm (UTC)

Ну да, увидел по тв и фотографиям.
И простите - я не сноб и никогда им не был :-)

Ну да, увидел по тв и фотографиям.
И простите - я не сноб и никогда им не был :-)

Сноб (англ. snob) — человек, восхищающийся высшим обществом и тщательно подражающий его манерам и вкусам, ищущий возможность попасть в такое общество.
Большая часть ваших публикаций и даже эта, послужившая основой нашей полемики, изобличает вас именно, как сноба. Вы полностью подходите под это определение, извините за прямоту суждения.
Если я не отношусь к снобам (абсолютно равнодушна к материальным "ценностям" современных "элитариев", атрибутам их "dolge vita"), то признаюсь честно, они меня несколько раздражают, не смотря на то, что ценю ваш интеллект и знания, в ценных лично для меня, сторонах ваших интересов.
Cмею надеяться, что объяснила исчерпывающе, не двусмысленно. :-)

Да нет - Ваше право :-)) Тем более в чем то вы правы. Я сейчас много думаю о материальной основе жизни. Ибо это важно и нужно. :-)

"Каникулы Кроша" оставили неизгладимый след в памяти:)
"Рисующий мальчик" навсегда остался символом чего-то недостижимого, к которому лучше не стремится.

Возможно и неизгладимый, но поверхностный. :)
А фильм-то был действительно замечательный и очень полезный, особенно для молодых "переходного возраста".
Во-первых, он впервые познакомил зрителя с прикладным японским искусством, поэзией хокку и их совершенно оригинально самобытным скрытым философским подтекстом.
Во-вторых, давал возможность молодым, тем кто имел способность к более глубокому аналитическому мышлению, получить очень полезный жизненный опыт. Составить собственное представление, каким образом даже отношение к произведениям искусства делит мир взрослых (причем интеллигентов ученых) на "хороших" - духовно-состоявшихся, способных любить людей, и "плохих" - стяжателей, и в произведениях искусства видящих только надежное "место" вложения капитала, и их методы (разрушающие жизни "хороших", вплоть до преждевременной смерти) получения желаемого любыми способами.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account