?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Рекетир, фарцовщик, лимита и еще несколько терминов из 80-х, которые мы почти не используем :-) II
id77
Здравствуйте уважаемые.
Вчера начали довольно любопытную тему: https://id77.livejournal.com/1889563.html
Пожалуй, продолжим :-))
Удивительное дело, но к середине 80-х образовалось очень много субкультур, котрые очень четко разделяли себя и защищали свои маленькие клубы по интересам, иногда даже ценой собственного здоровья. Например, были металлисты, а были рокеры. Вот вроде бы одно и то же. Ан нет - рокеры, это ребятишки на мотоциклах (в идеале чешские Java и CZ) с непременной сигаретой в кожанке и отдающие предпочтение старому классическому року типа Deep Purple (как они сами иногда называли ДьюПорпле). Этакая отечественная попытка копипастить байкеров а-ля "Ангелы Ада". Светская наивная попытка.

Металлисты - это вовсе работники Магнитогорского металлургического комбината, а поклонники Hevy Metal Rock. Причем, забавно, что зачастую апологеты настоящий металл и слыхом не слыхивали, но носили грязные запутанные патлы - модный хайер.
Трясли башкой как сумасшедшие под все, что считали HMR, и делали "козу". причем обязательно рукой с самопально заклепанной железом маминой кожаной перчатки с обрезанными пальцами :-))

Отдельно всегда стояли панки. Эта культура к нам пришла почему то из ГДР, где их было уж особо много почему то в 80-ые. У нас не так. Ибо было проблемно - могли за внешний вид и в милицию забрать. О панк-музыке многие не подозревали, но поставить ирокез или мохавок (это такие прически в виде гребня) и так выйти на улицу -было очень круто :-)

Еще одной субкультурой были брейкеры, сиречь ребята которые культивировали брейк-данс в нашей стране. Крайне моден стал в середине 80-х, особенно 2 стиля- нижний брейк и стиль робота.
Брейкеров можно было узнать по спортивным курткам и хайратник - повязке на волосы.

Всем вышестоящим противостояли любера (люберы). Это движение, возникшее в городе Люберцы Московской области в конце, но существовавшее во многих городах СССР. Любера занимались культуризмом в подвалах («качалках»), рукопашным боем, боксом, плаванием, бегом, прыжками и другими видами спорта. Активно пропагандировали здоровый образ жизни. А главным смыслом было дубасить всех не похожих на них апологетов субкультур. Любера ходили в коротких маечках и широких клетчатых штанах. Именно летка была их символом. Их нередко и называли клетчатые :-))

Кстати, группа "Любе" первоначально задумывалась как именно для люберов :-))

А вот каэспешники всегда были вдали от этих дрязг :-)) Название произошло от КСП (клуб самодеятельной песни- легализованный полудиссидентский песенный туризм по аналогу с зарубежными фольками и бойскаутами). Этакие апологеты бардовской музыки.


Очень модны были квартирники- это этакие самодеятельные концерты неформальных артистов проводимые на квартирах. Специфическое действие помимо полуаккустического звучания усиливалось эффектом отсутствия барьера сцены между исполнителем и слушателем.


Так как времена были советские, активно пользовались в обществе такие термины как номенклатура или аппаратчик. Номенклатура есть и сейчас- но товара, а не партийная :-)

Хотя более популярным был термин Комса. Это пренебрежительное обозначение представителей комсомольских организаций 80-х , которые "подсасывались" к Комсомолу ради всяких материальных благ, а затем активно рвались наверх, не имея никаких возможностей и навыков. То есть не рядовые комсомольцы и не те люди, которые с успехом что-то делали, а ленивая и неспособная масса, которая мечтала перепрыгнуть из Комсомола номенклатуру КПСС.

Еще почему то вспоминается термин Мапутовец. Это другое название "партизан" - то есть людей,старшего поколения, вызывали на военные сборы... Ну и они там "гудели". Хуже "партизан" быть ничего не могло - уж поверьте мне как сыну офицера :-)) Мапуту - это вообще то столица Мозамбика, и почему так называли "партизан"- понять не могу :-) Но мой хороший френд serh поправил меня в комментарии (обязательно посмотрите). Оказывается я в детстве не верно слышал. Не Мапутвец, а Мабутовец :-)) А это совсем иной кленкор :-))))

Ну и для окончания сегодняшнего поста еще 2 термина.
Первый,почему-то очень любил мой дядя :-)) Он часто говорил, что я "прикидываюсь шлангом" -
то есть делаю вид, будто ничего не произошло :-))) А когда говорил, что я "шланг гофрированный" - тогда я определенно где то накосячил :-)
Ну а другое выражение - корка. Обозначало какой-нибудь прикол. "Отмачить корки" - всех рассмешить :-)
НО...нельзя было путать корки и коры. Последнее обозначало красивую обувь. Вот об обуви и одежде мы с Вами и поговорим в следующий раз :-)
Продолжение следует...
Приятного времени суток.

  • 1
Дружище, поправочка. Не "мапутовцы" - от "Мапуты", что в Мозамбике, а "мабутовцы". От фамилии Сесе Секо Куку Нгбенду ва за Банга Мабуту.
Был такой отрицательный персонаж в 1970-х, буржуинский реакционный и националистичный президент Конго. Отрицательный - потому как захватил власть в ходе военного переворота казнил просоветского премьер-министра страны - Патриса Лумкмбу. Классический такой африканский хунтёнок. В СССР его, как ты сам понимаешь, сильно не любили, по-всякому склоняли по телевизору и радио, а потому имя Мабуты пошло в народ и стало нарицательным. Мабутой ругались точно так же, как за 200 лет до того ругались Мазепой. :-)) Мабутой можно было назвать просто подлого человека, склонного к предательству.
А еще Мабуту очень любил полувоенную форму и всегда подчеркивал, что в молодости служил в армии. Любимой его одеждой был "абакост" - полувоенный конголезский френч без знаков различия. Поэтому мабутами, или мабутовцами в СССР стали называть "пиджаков", прикидывающихся военными, или просто тех, кто отслужил срочку, а потом всю жизнь этим слишком сильно кичился. Ну, и "партизан", разумеется, тоже. Их мабутами именовали настояще вояки, к которым это счастье присылали на сборы. См. вот такое вот проявление фольклора, как "дразнилку" - "Кто не прыгал с парашюта / Называется мабута".
Ну, таки вот.
Доклад закончил. :-))

Оппа.... А я то думаю, что у меня не складывается :-))))
Вот ведь - в детстве неправильно услышал, неправильно и понял :-)))
Спасбо большое, что подправил!
Кстати, про Мобуту у меня скоро пост должен быть :-)))

Ну, и в дополнение. "Коры" - в смысле обуви - это искаженное блатное "шкары". В позднем СССР довольно много перевранных словечек из блатной фени ходило в составе фольклора.

У нас говорили «шкеры»)

Встречал такой термин :-)

Ну положим, у металлистов патлы были хоть и длинные, но чистые. На работу или в универ - в хвост забирались, а на концерт распускались по плечам. Это не панки какие-нибудь.

Мне разные встречались :-)))

В 1989 году наш класс из Челябинска приехал в Питер, тогда вроде еще Ленинградом звался. На улице мы впервые увидели живого панка, с гребнем, пивной банкой в ухе и какими-то метизами на куртке, и долго думали - надо его бить или нет:)

Сильно.....Хотя город у Вас суровый :-))))

Как-то летом 1987-го нас двоих на дискотеке приняли за металлистов и пришлось отбиваться от толпы гопников, которые орали "Под эту музыку негров в Африке убивают, а вы ???!!!". ХЗ что у них в башке было и откуда.

Аргументация классная :-)))))))))))))) Откуда у них это интересно?

Мне самому было тогда интересно узнать о роли "heavy metal" в геноциде негров. Я даже пытался это выяснить после того как мы повелись на "пошли выйдем" и устроили музыкально-политическую дискуссию на улице. Их аргументы сводились в основном "ты еще поговори и в табло словишь". Там была в большинстве, как это нынче обзывается, "школота", но среди них пара человек явно отслуживших и они как-то сдерживали мелких, которые всё требовали мщения за негров.

В связи с "хеви мЕталом" была еще забавная ситуация в том же 1987. Осенью в Подольске случился рок-фестиваль всяких полуподпольных групп, удалось достать билеты на все концерты, но из 20+ участников мне были известны 3-4. Помимо фотоаппарата и кассетника я взял с собой кусок простыни, на которой намалевал тушью полуметровыми буквами HEAVY METAL, полагая что группы обещаны прогрессивные, а всё прогрессивное человечество играет нынче хеви мЕтал. Когда кто-то из выступавших стал играть тяжеляк, публика это яро приветствовала и я тоже развернул свой транспарант и стал им махать. Спустя какое-то время до меня дошло, что дело принимает нехороший оборот, потому что от сцены по проходам и явно в мою сторону пробирается несколько человек, обвешанных фотокамерами. Ну то есть фотокорреспонденты, которые увидели яркий объект для съемки. Я сразу прикинул, что появление моей рожи в центральной прессе мне совсем ни к чему, ибо в институте могут плохо отреагировать, да и неизвестно чем там газетчики это сопроводят. В итоге я быстро свернул свой транспарант и сел смирно. Товарищи с фотокамерами добрались до меня и встали наизготовку, вопросительно кивая мне типа "ну?". Я в ответ мотнул им головой "фиг вам" и они разочарованные потащились назад к сцене. Когда сейчас бывает смотрю записи с фестиваля, всякий раз сердце падает, когда камера поворачивается в зал - вдруг увижу там себя с простыней.

Спасибо Вам за воспоминания.Очень интересно Вас читать!

Была ещё "система", неформальная организация молодёжи,
подробностей не расскажу, т.к. сама в неё не входила,
уже была семейным человеком, не до ерунды:)))

Ох...не встречал :-)) Не знаю даже- надо поискать :-)

А у нас наоборот, говорили "отмочил кору"...

И такое тоже встречалось,да :-)

  • 1