?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Минеральная вода из СССР :-)
id77
Здравствуйте уважаемые.
Решил сегодня вспомнить целый пласт нашей истории :-) Думаю,все кто имел счастье (или несчастье - тут уж каждый выбирает по себе) родится в Советском Союзе хоть раз пробовал не простую, а полезную воду- минеральную :-))) Да и до сих пор много марко с тех времен на слухи и виду. И большинство по прежнему больше предпочитают Нарзан и Боржом, нежели Сан-Пеллегрино и Эвиан :-) Впрочем, и та вода тоже очень хороша. Но вспомним именно нашу. Кстати, лично меня гоняли всегда, что я предпочитал сладкую газировку минералке :-) А Вас?
И я всегда относился к минеральной воде очень даже хорошо. За исключением одного случая... Когда мне решили полечить горло с помощью подогретой минералки, смешанной с молоком. Это было отвратительно :-))) Но а в остальном- я до сих пор с удовольствием пью минеральную воду.
Хотя количество марок с советскими временами не сравнить, конечно. На это есть как субъективные, так и объективные стороны.

Предлагаю вспомнить ту,нашу советскую минералку (во всяком случае кое-какие из ее видов). Пост правда, получился большой (многабукав и все такое), а разбивать я его не стал. Так что, кто дочитает до конца - тот молодец! :-))) И да, жду ваших мнений и воспоминаний :-)
Для минеральной воды в СССР был разработан отдельный ГОСТ 13273-88 Воды минеральные питьевые лечебные и лечебно-столовые. Из которого видно основные разделения этой полезной воды. Третий вид- минеральные питьевые воды.
Вообще, к минеральным водам относят природные воды, оказывающие на организм человека лечебное действие, обусловленное основным ионно-солевым и газовым составом, повышенным содержанием биологически активных компонентов и специфическими свойствами (радиоактивность, температура, реакция среды).

Соответственно, к минеральным питьевым водам относят воды с минерализацией не менее 1 г/дм. или при меньшей минерализации, содержащие биологически активные микрокомпоненты в количестве нe ниже бальнеологических норм, которые были приняты в СССР для питьевых минеральных вод
К минеральным питьевым лечебно-столовым водам относят воды с минерализацией от 1 до 10 г/дм или при меньшей минерализации, содержащие биологически активные микрокомпоненты, массовая концентрация которых не ниже бальнеологических норм, которые были приняты в СССР для питьевых минеральных вод
Ну а к минеральным питьевым лечебным водам относят воды с минерализацией от 10 до 15 г/дм или при меньшей минерализации при наличии в них повышенных количеств мышьяка, бора и некоторых других биологически активных микрокомпонентов. Допускалось применение лечебных вод и более высокой минерализации.

В зависимости от химического состава минеральные воды подразделяют на группы, которые делят на типы по минерализации. По сути в зависимости от биологически активного компонента можно разделить на углекислые, железистые, мышьяковистые, борные, кремнистые, бромные, йодные и содержащие органические вещества
Понятно, что чистой воды исключительно одного биологически активного элемента не было. Часто сочетание. Например, та же "Саирме" гидрокарбонатно-натриевая-кальциевая вода :-) Ну и так все почти что :-))
В дни моего детства (а это 80-ые годы 20 столетия) подавляющее большинство марок минеральной воды разливалось в бутылки объемом 0,33, в простонародье называемые "Чебурашка", которые закрывались кронен-пробками.

Кронен-пробки были стальные или жестяные. Чаще всего, естественного оттенка. Но встречались и цветные с тиснением, и даже (но очень редко) алюминивые.

Но давайте к конкретике перейдем.
В Советском Союзе я насчитал только 148 марок минеральной воды, которые разливали в бутылки для продажи. А ведь источников было намного-намного больше :-)) Простой пример из собственного опыта. Когда волею судеб моя семья оказалась в солнечной Чите в конце 80-х,то каждые выходные у нс был ритуал-набирали бутылки из под советского шампанского (иного не было) и катались к источнику Молоковка. Благо,был недалеко. Минеральная вода,естественной газации, причем настолько сильной, что Нарзан "отдыхал" :-)) А о вкусу, куда более приятная, чем та же Кука, к которой,я впрочем я тоже пару раз ездил,хотя далековато было :-)

Молоковка.

Давайте вспомним некоторые из видов минеральных вод, которые предлагала нам Советская промышленность :-)
Итак...
Анчалуки

Минеральная вода добывается в трех источниках в Ингушетии, один из которых имеет уникальный минеральный состав, более не встречающийся нигде в мире. Два других источника дают воду, сравнимую с "Боржоми" и водой из Карловых Вар.

Арзни

Добывалась в Армянской ССР из источников курорта Арзни, расположенного в ущелье р. Раздан в 24 км от Еревана.
Это лечебная и столовая углекислая хлоридно-гидрокарбонатно-натриевая минеральная вода. Применяется при лечении заболеваний органов пищеварения, печени и моче- водящих путей.

Баталинская

Добывалась в Ставропольском крае, из источников, находящихся в 15 км от Железноводского курорта.
Это лечебная сульфатно-натриево-магниевая минеральная вода горько-солёного вкуса, с большим содержанием солей сернокислого магния и сернокислого натрия; эффективное слабительное средство.

Березовская

Добывалась в Харьковской области из источников курорта Берёзовских минеральных вод, расположенного в 25 км от Харькова, у селения Пересечное.
Это лечебная и столовая гидрокарбонатно-кальциево-натриево-магниевая минеральная вода солёно-сладкого вкуса со слегка вяжущим привкусом железа. Применяется при лечении заболеваний органов пищеварения, нарушении обмена, заболеваниях почек.

Боржоми

Одна из самых знаменитых советских "минералок", заслужено пользующаяся большим успехом и сейчас. Мне, впрочем, пить ее всегда было как то проблемно. Сложный для меня вкус :-)

Всегда добывалась в Грузинской ССР из источников, находящихся в городе-курорте Боржоми, расположенном в долине рек Куры, Боржоми и Гуджаретис-Цхали (Чёрной речки), в 160 км от Тбилиси.

Это лечебная и столовая углекислая гидрокарбонатио-натриевая минеральная вода; обладает эффективными лечебными свойствами и является освежающей столовой водой солёно-сладкого и кисловатого вкуса с характерным привкусом йода. Применяется при лечении заболеваний органов пищеварения, печени и желчных путей, почек, мочевыводящих путей, болезнен обмена и верхних дыхательных путей.

Варница

Минеральная вода «Варница», обогащенная минеральными солями подземных вод, относится к группе хлоридно-сульфатно-гидрокарбонатных магниево-натриевых вод. Выпускалась в солдавском городе Бендеры.Сейчас снова ее активно производят и продают.

Вярска

Это самая соленая из всех минералок Эстонии. Содержание солей в литре - 18 грамм. В основе состава минеральной воды присутствуют натрий, кальций, магнезий, хлоридо-сульфат и микроэлементы: селен, медь, цинк, магнезий, стронций, литий.
Минеральная вода оказывает лечебное действие на организм, и прежде всего на толстую кишку.
Пользуются минеральной водой и как дезинфицирующим средством для полоскания полости рта, горла и закапывания в нос.
Находится в Эстонии почти на берегу Чудского озера.

Дилижан

Добывалась из источников курорта Дилижан в Армянской ССР, расположенного в 39 км от станции Кировакан (Ванадзор)
Это лечебная и столовая углекислая гидрокарбонатно-натриевая минеральная вода, близкая по составу к минеральной воде боржомских источников, обладающая кислым вкусом и солёным привкусом. Применяется при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени, желчных и мочевыводящих путей, почек, болезней обмена, малокровия и катаров верхних дыхательных путей.

Ессентуки № 4, № 17 и № 20
Еще одна легенда СССР. Но если честно- вообще полная жесть. Особенно, № 17 :-))

Добывалась в Ставропольском крае, на территории курорта Ессентуки.

Это лечебные углекислые гидрокарбонатно-хлориднонатриевые (соляно-щелочные), а также сульфатно-гидрокарбонатно-кальциево-магниевая минеральные воды различной минерализации. Применяются при лечении заболеваний органов пищеварения, печени, желчных путей, урологических болезней и заболеваний обмена веществ.

Куяльник

Добывалась в Украинской ССР из источника курорта Куяльницкого, находящегося в 9 км от Одессы.
Это лечебная и столовая хлоридно-натриевая минеральная вода солёного вкуса. Применяется при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, болезней печени и желчных путей.


Иркутская

Лечебно-столовая природная гидрокарбонатно-сульфатно-хлоридная магниево-натриево-кальциевая минеральная вода Сибири. Применяется для профилактики и лечения нарушения работы желудочно-кишечного тракта, нарушения обмена веществ, болезней мочеполовой системы и болезней органов пищеварения.
Добывалась из скважины с глубины 352 метра в с.Олха Шелеховского района Иркутской области в Саянах.

Карачинская

Добывается в Чановском районе Новосибирской области. Тип — хлоридно-гидрокарбонатная натриевая. Вода применяется как лечебно-столовая при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, почек, мочевыводящих путей, сердечно-сосудистой и нервной систем, при диабете, при подагре и других заболеваниях.

Козельская

Минеральная лечебно-столовая сульфатная, магниево-кальциевая вода
Показана при лечении следующих заболеваний: болезни органов пищеварения, кишечника, печени, желчного пузыря, желчевыводящих путей, поджелудочной железы, эндокринной системы, расстройства питания и нарушение обмена веществ (сахарный диабет).
Выпускалась в городе Козельск Калужской области

Кишеневская

Молдавская минеральная гидрокарбонатно-натриевая вода. Добывается из скважины на терр. производств. -бытового комбината (город Кишенев, ул. Бассейная, 15а). Впервые была обнаружена при бурении скважины в 1946. В торговую сеть республики начала поступать в 1958. Используется как лечебно-столовая при сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных заболеваниях, гепатите, холецистите.

Краинская

Лечебно-столовая сульфатная кальциевая минеральная природная питьевая вода малой минерализации из скважины Краинского месторождения, расположенной на территории курорта Краинка, Суворовский район Тульской обл.
Полезна при хронических гастритах с нормальной и повышенной кислотностью, язва желудка и/или двенадцатиперстной кишки, заболевания печени, желчного пузыря и желчевыводящих путей, хроническом панкреатите.

Лужанская

Добывалась в Закарпатской области, Мукачёвском районе из источников курорта Поляна, находящегося в 9 км от станции Свалява Львовской железной дороги.
Это лечебная и столовая углекислая гидрокарбонатно-натриевая минеральная вода кисловато-солёного вкуса со слабым сладковатым привкусом. Применяется при заболеваниях органов пищеварения, печени и желчных путей; болезни мочевыводящих путей, нарушениях обмена веществ; малокровии, переутомлении; катарах верхних дыхательных путей и функциональных неврозах.

Миргородская

Добывается в Полтавской области, в городе и на станции Миргород, в 100 км от Полтавы.
Это лечебная и столовая хлоридно-гидрокарбонатно-натриевая минеральная вода солёно-сладковатого вкуса с горьковатым привкусом. Применяется при лечении заболеваний органов пищеварения, болезней печени и желчных путей и болезней обмена.

Московская

Добывалась, естественно в Москве.
Это лечебная и столовая сульфатно-кальциево-магниевая минеральная вода, по своему химическому составу приближающаяся к Ессентукам № 20; горько-солоноватого вкуса с кисловатым привкусом насыщенной углекислоты. Применяется при лечении хронических гастритов; нормализует перистальтику желудка, уменьшает изжогу, одышку, ощущение тяжести под ложечкой; полезна при болезнях печени и желчных путей (даёт желчегонный эффект).

Нарзан.
Для меня это была и есть вода №1 в СССР. До сих пор из всех минералок предпочтение отдаю именно Нарзану :-)
Добывается Ставропольском крае (курорт и город Кисловодск).

Это лечебная и столовая углекислая гидрокарбонатно-сульфатно-кальциево-магниевая минеральная вода, содержащая терапевтически активное закисное железо.

Обладает хорошо выраженным кислым вкусом с горьковато-солёным привкусом; содержит большое количество углекислоты. Хорошо освежает организм, слегка возбуждает и способствует повышению аппетита, усиливает перистальтику кишок и секреторную деятельность пищеварительных желез, увеличивает выделение мочи, способствует растворению фосфатов.

Соли сернокислого магния и двууглекислого кальция Нарзана благотворно действуют при катаральных заболеваниях мочевых путей. Применяется при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и хронических катарах верхних дыхательных путей.

Омская

Калий-Натриевая вода из Омска. Эта минеральная вода помогает при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, щитовидной железы, используется при болезнях ухогорлонос.

Острожская:

Минеральная негазированная вода, выпускаемая в городе Острог, Ровенской области Украина.

Полюстрово.

Я очень не любил именно минеральную воду полюстровскую, называя ее ржавой из крана :-)) Н лимонады на ее основе были хорошие :-))
Добывалась из источников, находящихся в г. Ленинграде
Это была лечебная и столовая железистая гидрокарбонатно-хлоридная минеральная вода, содержащая до 24 мг/л терапевтически активного закисного железа и редкие микроэлементы — литий, марганец и др.; приятного солоноватого вкуса с выраженным вяжущим привкусом железа. Особенно эффективна при лечении малокровия и общем упадке сил; увеличивала в крови количество гемоглобина, улучшая кроветворение.

Саирме

Добывалась в Грузинской ССР из источников курорта Саирме, расположенного в 45 км от станции Риони Закавказской железной дороги.
Это лечебная и столовая углекислая гидрокарбонатно-натриево-кальциевая минеральная вода солёно-сладковатого вкуса с кислым привкусом углекислоты. Применяется при заболеваниях органов пищеварения, печени, желчных путей, почек, мочевыводящих путей и болезней обмена. Особенно эффективна при лечении заболеваний почек и печени.

Свалява

Добывалась в Закарпатской области, из источника курорта Поляны в 9 км от станции Свалява Львовской железной дороги и в 20 км от г. Мукачева.
Это лечебная углекислая гидрокарбонатно-натриевая минеральная вода кисловато-солёного вкуса. Применяется при заболевавиях органов пищеварения, печени и желчных путей, мочевыводящих путей, почек и нарушениях обмена; влияет на желудочную секрецию и кислотность; разжижает слизь, увеличивает диурез и усиливает выделение мочевого песка. Показания: хронические гастриты желудка; язвы желудка и двенадцатиперстной кишки вне стадии обострения; нарушения секреторного и моторного аппарата желудка; хронические воспалительные заболевания и функциональные расстройства кишечника (энтериты и колиты); хронические заболевания печени и желчных путей различной этиологии, желчнокаменная болезнь, функциональные холецистопатии; мочекаменная болезнь при наличии катара мочевых путей; катары верхних дыхательных путей (нетуберкулёзного характера).

Серноводская

Добывалась в Сунженском районе в 1 км от станции Серноводск, в 50 км от г. Грозного.
Это лечебная и столовая гидрокарбонатно-сульфатно-натриевая минеральная вода солёно-горьковатого вкуса. Применяется при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта и болезней обмена веществ и как приятный, освежающий, прохладительный напиток.

Славяновская

Добывалась из источников Железноводского курорта Ставропольского края, находящегося в городе и на станции Железноводск Орджоникидзевской железной дороги.
Это лечебная углекислая гидрокарбо- натно-сульфатно-натриево-кальциевая минеральная вода Железноводского курорта. Обладала солёно-горьковатым вкусом с кислым привкусом. Применяется при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени, желчных путей; болезней обмена; урологических заболеваний (пиэлитов, пиэлонефритов) на почве нарушений обмена и инфекционного происхождения, мочекаменной болезни и болезни почек.

Ташкентская

Добывалась в Узбекской ССР из источника (буровой скважины) в Ташкенте.
Это лечебная и столовая гипертермальная гидрокарбонатно-хлоридно-натриевая слабоминерализованная минеральная вода приятного солоновато-сладкого вкуса. Применяется при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, болезней желчных путей и обмена; является также хорошей освежающей, приятной на вкус столовой минеральной водой.

Трускавецкая

Относится к категории гидрокарбонатных вод сложного катионного состава. Имеет приятный мягкий вкус и низкую природную минерализацию до 0,9 г/л, что позволяет употреблять ее каждый день, всем без исключения. Производится в городе Трускавец, Львовской области.

Угличская

Минеральная питьевая лечебно-столовая вода. Источник расположен в левобережной части города Углича Ярославской области.
По химическому составу вода является маломинерализованной (общая минерализация колеблется в пределах 2.0-5.0 г/л) хлоридно-сульфатной кальциево-натриевой без специфических компонентов и свойств. Применяется при болезни желудка, прежде всего.

Уфимская

Уфимская - еще ее часто называют «Красноусольская» — лечебно-столовая сульфатная кальциевая природная питьевая минеральная вода малой минерализации из источника Красноусольского месторождения, расположенного около санатория «Красноусольск» в Гафурийском районе Республики Башкортостан.
Пьют для лечения гастритов и панкреатита.

Феодоссийская

Добывалась из источников, находящихся в 2 км и от Феодосии.
Это лечебная и столовая сульфатно-хлоридно-натриевая минеральная вода горько-солёного вкуса. Применяется при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени и нарушениях обмена.

Повторюсь еще раз- это только малая часть вод, которые употребляли, и которыми лечились в СССР. Можно вспомнит еще литовский "Витаутас", "Дарасун" (Сибирский Нарзан, как ее называли), армянский Джармук, грузинские "Звари", "Уцера", "Набеглави" и "Скури", латышская Лишици, Махачкалинская, украинскую "Нафтуся", казахскую "Сарыагачская", азербайджанскую "Сираб" и еще многие-многие иные.

Спасибо, что дочитали до конца.
Приятного времени суток.


  • 1
Не "Сирабская", а "Сираб" - довольно была крутовата, как раз для терапии, и, еще "Бадамлы" - значительно мягче и приятнее на вкус. Обе прекрасно утоляли жажду.

Спасибо! Бадамлы и не пробовал и даже не видел :-)

Интересно! "Лишици" - первый раз такое слышу. Может быть, Лициши? Но тоже не знаю. А где Смирновская?

Cмирновская и Славяновскя - это вроде как одно и тоже :-)

В Челябинске была "Шадринская", предлагалась на фирменном поезде Челябинск-Москва. На этикетке было написано - ЮУЖД (Южно-Уральская железная дорога). По легендам именно про нее Гребенщиков написал "дай мне напиться железнодорожной воды" :)

Круто :-)) Я не встречал никогда :-)

Минералка с молоком... воще не представляю :)
Минералку того времени вбще не помню. Хотя ничего странного. Была - не водохлеб! Захочу пить так достаточно 2 глотков.
Вот газировку с автоматов еще и не в разовых стаканах помню. Блин, как не противно было пить-то?

Так вкусно же :-)))

Поверю на слово и проверять не буду )))

Вярске всегда беду себе в дорогу из Эстонии.
в переводе значит - свежая

Надо будет попробовать ее :-)

Чебурашка - 0.5л. а не 0.33.Только с приходом пепси и макдональдса (пиндосы) появился данный обьем литража

Чебурашка - 0.5л. а не 0.33.Только с приходом пепси и макдональдса (пиндосы) появился данный обьем литража

Не всегда. Чаще Вы правы, но 0,33 тоже так называли

Про киргизскую минеральную воду Джалал Абад 27 почему то не написали. Ничем не уступает Боржоми . Сейчас также осталась популярной в Центральной Азии.

К сожалению, мне такая не встречалась в жизни. Но верю, что классная

  • 1