?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Русские народные промыслы. Мценское,вологодское, елецкое и иные кружева. Часть 2
id77
Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами разговор, начатый вчера: https://id77.livejournal.com/1772511.html

Итак, следующая точка прекрасного народного творчества - Тверское кружево. В Тверской губернии было 2 больших центра развития кружевного искусства - Калязин и Торжок.
Начнем с первого. Начали работу над кружевом еще в 18 веке тут. Сами местные уверены, что именно здесь сложился самый ранний кружевной промысел в России. Сначала производимые здесь кружева шли на украшения модных головных уборов, затем ассортимент расширился.
Настоящий расцвет в этом городе был в начале XIX в. Именно тогда Калязин называли городом крахмала и кружев - и он был знаменит на всю Россию. Здесь работали десятки крахмальных заводов и сотни кружевниц.

Местные мастера изобрели множество своих собственных узоров, но, к сожалению, они не сохранились. Но до сих пор известен старорусский калязинский узор – сетчатый геометрический орнамент, представляющий собой косую клетку из цепочек скани с разными заполнениями.
В Калязине выплетали также и тюлевое кружево с цветочными рисунками. Но изображение определенных цветов не типично, только обобщенные мотивы, сохраняющие нежность цветочного облика благодаря воздушной технике плетения.

Калязинский тип сцепного кружева, выплетаемый для простыней и декоративных полотенец, с очень густым рисунком или свободно стоящими фигурами на массивном фоне известен и по сей день. Узор почти всегда повторяется: цветок-семилистник и птицы по его сторонам.

Торжок же отличался типом многопарного кружева. Особенно на концах полотенец. Орнамент разнообразный: изобразительный и геометрический.

Было и красивое Вятское кружево. Точнее, скажем так - знаменитое Кукарское кружево, ибо к концу XIX в. кукарское кружевоплетение по объему обогнало даже вологодское. А в начале XX в. кукарское кружево вывозилось в Англию, Голландию, Швейцарию, США.

Кукарское кружево отличается обилием новых рисунков и новыми техническими приемами, в нём часто применяется пересечение полосы полотнянки. Она составляет настоящие цепи из петель такой завернутой полосы. Этим приемом заполняется фон, создаются венчики цветов или завершаются зубцы

Кружевницы выплетали воротнички, галстуки, рукавчики, косынки, головные сетки, пелеринки, салфеточки, оплеты носовых платков, прошивки для постельного белья и др. Плели из льняной и черной шелковой нити. Последняя служила главным образом для головных косынок.


Кружево Рязанской губернии разделялось на 3 важнейших центра, если хотите школы - Рязанскую, Скопинскую и Михайловскую

Общим для всех работ рязанцев было распространение волнистых растительных мотивов. Обычно они исполнялись цветными шелками с введением металлической нити. Помимо традиционных геометрических и растительных, в рязанском кружеве есть группа рисунков, близких к западноевропейским.

Отличие по школам - вопрос отдельный. В Скопине, скажем, плели и из тонкой черной шерстяной пряжи. А в Михайлове часто был симбиоз тончайшего многопарного «рязанского манера» и «травчатого», а также сцепного.


Отдельным видом было и Ярославское кружево

Центрами были Ростов Великий и г. Романово-Борисоглебск (ныне Тутаев).
Ростовское кружево исключительно льняное, из тонкой пряжи, как многопарное, так и сцепное.

А вот Романово-Борисоглебское предназначалось для отделки постельных принадлежностей и исполнялось кусками по длине простыни, ширине полотенца и других предметов. Интересно, что мастерицы работали исключительно на заказ, и заказов было немало. Этакий эксклюзивчик :-)


Далее у нас Костромское кружево, тоже интересные школы. Прежде всего Галич и Солигалич.
В Галиче сложился определенный тип с особыми, только здесь известными узорами, и с особой манерой исполнения.

Материалами служили лен, спряденный очень тонко, беленый слабо; металлическая нить; шелка нескольких цветов, преимущественно кораллово красный, травянисто-зеленый, ярко-голубой. Галичское кружево отличается не только ценными материалами, но и прекрасной работой. Оно предназначалось в основном для парадных декоративных полотенец из тонких фабричных тканей. Орнамент галичского кружева исключительно разнообразен. В нем мало геометрических узоров, но зато много цветов, птиц, деревьев, двуглавых орлов.

Кружевоплетение же Солигалича тоже никогда не было промыслом: плели для себя. Вместо цветочных узоров здесь преобладают геометрические.
Белое льняное солигаличское кружево довольно однообразно по рисункам.


В Тульской губернии существовало два центра кружевоплетения – белевское и одоевское. Они создавали славу Тульскому кружеву.

В Белеве для себя плели мерное («верховое») кружево специально для столового и постельного белья.

В городе Одоеве и Одоевском уезде (прежде всего в имении Соковнина) преобладало сцепное плетение.


Ну и наконец, Нижегородское кружево, главный центр которого был в городе Балахна.
первой половине XIX в. здесь уже сложился свой тип сцепного кружева. Мотивы узоров типичны: павы, орлы, цветущие деревья, но особенность в том, что их очертания чётки и изысканны.

Отличалось балахнинское кружево и разнообразием в формах деревьев, цветов. У орлов ясно обозначены перья, выражен взмах крыла. Тут делали и геометрические узоры в виде цепей, ромбов, кругов или овалов, образованных сканью, с розетками и решетками внутри них. Подобные узоры свойственны и елецкому кружеву, но манера исполнения отличается.

Мастерицы Балахны выплетали шарфы, косынки, наколки на голову, оплеты носовых платков, воротники, части женских платьев, хотя основную долю составляло мерное кружево разных рисунков.

На этом, пожалуй, все.
Надеюсь, Вам было интересно.
Приятного времени суток.

  • 1
Так и тянет тряхнуть стариной, дочь что ли на коклюшки отдать.

А попробуйте :-)) Может ей понравится :-)

Маловата пока, так что это на будущее планы

Красота необыкновенная. Боюсь, основной части нашего народонаселения доступно только любоваться в интернете, или на выставках. Это же ручной труд, дорого, наверное.

Думаю, очень дорого. Когда был в Брюгге мне маленькую салфетку предлагали за 200 евро. У нас цены поменьше, но тоже,думаю, немаленькие. Очень большой труд

А ведь когда-то были фабрики, и мастерские народных промыслов. Там и обучали, готовили кадры. И в продажу поступали. Помню, кружева эти были и тогда дорогие, но всё-таки не запредельные цены. Наверное, за счёт государственной поддержки.

Сейчас тоже есть, к счастью. Не все утеряно :-)

  • 1