Previous Entry Share Next Entry
Русские народные промыслы. Мценское,вологодское, елецкое и иные кружева. Часть 1.
id77
Здравствуйте уважаемые.
К моей вящей радости, Вам нравится моя новая серия про русские народные промыслы. Спасибо вам за отзывы, и будем продолжать. Если в прошлый раз мы с вами немного вспоминали о кружевном металле:https://id77.livejournal.com/1767765.html, а сегодня начнем говорить и о настоящих, тканевых кружевах. Благо,у нас очень хорошие традиции в этом плане. Хотя, справедливости ради, в основе своей это искусство пришло к нам извне (прежде всего из Брюгге и Брюсселя), но мы смогли его не только развить, но также и хорошо переработать. Я лично считаю нашу школу кружев очень хорошей. И всячески ратую за то, чтобы это искусство развивалось и ширилось. Так как пост получится большим, я его разделю на 2, а то и на 3 части. Так что сегодня начало :-)

Есть несколько школ и направлений, и с одной стороны они все схожи, а с другой - есть и различия. Давайте вспоминать и наслаждаться :-)) Надо сразу отметить, что в России кружево всегда создавалось на коклюшках (деревянная катушка с ручкой, на которую наматываются нитки для плетения кружева. Верхняя утолщённая часть коклюшки называется головкой коклюшки, затем идёт шейка-катушка и ручка) тремя различными по технологии способами: численным, парным и сцепным.

Для изготовления кружева необходимо оборудование: коклюшки, на которые наматывается нитка, валик («подушка», «бубен») и подставка. Для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется также крючок. Чаще всего кружево плетётся по заранее созданному рисунку – сколку. Это, так сказать, основа. Ну а теперь-немного конкретики.

Начнем, пожалуй, с самых известных и самых популярных - с мценских кружевов. Есть такой древний город в Орловской области, который многих из Вас помнят по русской классической литературы (как-никак о нем писали Тургенев, Куприн, Шмелев и, конечно же Куприн).

Именно там в Появилось благодаря помещице Протасовой в 18 столетии, которая на Мценской мануфактуре основала самое крупное производство кружева в России. На мануфактуре работало 1200 (!!!) девушек и 2 наставницы из Бельгии. Стало очень неплохо получаться. А в 1899 году княгиня Анна Дмитриевна Тенишева открыла школу кружевниц для девочек 8-12 лет, где они также обучались грамоте, основам рисунка. Затем при школе был создан интернат для самых способных жительниц окрестных сел, живших на полном пансионе. Очень хорошее начинание, которое привело к созданию настоящих династий. Ибо постепенно ученицы приобрели свой стиль и стали создавать уникальные узоры. Мценскую продукцию поставляли даже к императорской семье, а также за границу.

Особенности мценского кружева следующее: активное использование геометрических мотивов, фоновые решётки присутствуют чаще, оттого узор получается более воздушным. Излюбленные мотивы рисунка - павы по сторонам цветка, двуглавый орёл между веток и т.д.- они более архаичные, традиционные.

Мценское кружево было всегда (и есть) необычайно тонким, ажурным. Кружево плели из белой и суровой льняной, белой, черной и кремовой шелковой, белой, красной и синей хлопчатобумажной нитей. Мценское кружево было золотым, черным, серебряным и белым, слоновой кости. Цвет изделия зависел от ниток, которые использовали.
В наши дни мценское кружево возрождается. Опять открыта школа кружевниц. Срок обучения в школе – 3 года.




Основным "соперником" мценских мастериц всегда была вологодские. И надо сказать, что в этот регион промысел пришел из Испании, Германии или Голландии. Хотя, справедливости ради, плести кружево здесь начали очень давно – примерно с XV века.

Недалеко от Вологды помещица Засецкая также организовала фабрику, где выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья. Так и работали. Именно тогда мастерицы начали плести узоры в виде нежных звёздочек-снежинок. Вологодское кружево напоминает узоры инея на стекле, которые исчезнут под первыми лучами мартовского солнца. Или похоже на тончайшую паутину, которая порвется от малейшего дуновения ветерка. Красиво. Правда, по разным причинам вологодское кружево чуть толще, чем мценское, но зато оно не такое консервативное :-)

Узоры разные. А вообще все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся тесьмой, они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.
После Революции ремесло не было забыто. В 1928 году в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц, а в 1935 г. – художественная лаборатория при Вологодском кружевосоюзе.

Правда долгое время преобладало мерное кружево для отделки белья. Позднее основными стали штучные изделия: дорожки, салфетки, нарядные воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки, перчатки и пр.

В 1960 г. было организовано Вологодское кружевное объединение «Снежинка». Ассортимент изделий этого объединения достаточно велик (более 300 наименований).
В 2010 г. в Вологде открылся Музей кружева. В основной экспозиции представлены более 500 предметов, рассказывающих об основании и развитии этого традиционного художественного промысла Вологодчины.




Третий такой очень известный центр - это Елец (Липецкая область). Так что не забываем и про елецкие кружева.
Кружевной промысел в Ельце возник в самом начале XIX века. Первое свидетельство о кружеве датировано 1801 годом, о чем свидетельствует прошва на полотенце с надписью: «сей плат шила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года».

Сначала здесь плели шнур (гарус) для отделки солдатских мундиров. Выплетали его на больших коклюшках из шерстяной нити. Но со временем армейская форма изменилась, спрос на гарус упал, и женщины перешли на плетение кружева. В Ельце преобладало парное кружево, самое простое.
Кружево на этом полотенце выполнено полотнянкой и сеткой. Как раз сетка наиболее часто применяется в Елецком кружеве.

А вообще кружево отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона. Также отличием были мягкие контрасты мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона. Сначала рисунки для узоров доставлялись из-за границы, но со временем здесь появились свои самобытные художники, свой неповторимый стиль, который отличает елецкие кружева.



Продолжение следует...
Приятного времени суток.

  • 1
Я в детстве ходила учиться плести на коклюшках, даже пару салфеток связала. Сейчас уже не вспомню как плести.

Классно. Красивое искусство. Но сложное :-)

Не столько сложное, сколько кропотливое, там главное аккуратность и четское следование схеме.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account