Previous Entry Share Next Entry
Бренды Российской империи. Стекольно-хрустальная промышленность .Часть 1
id77
Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз мы с Вами закончили с Табачной промышленностью дореволюционной России: https://id77.livejournal.com/1758821.html,
ну а сегодня предлагаю начать последнюю тему в этом году в рамках нашего небольшого проекта и поговорить о предприятиях Российской империи, напрямую связанных с хрусталем.
Ну и начнем, с пожалуй, старейшего предприятия в отрасли - Никольско-Бахметевского хрустального завода. Создан он еще в середине 18 столетия.

Создателем его стал отставной секунд-майора Алексей Иванович Бахметьев, которому по наследству перешли 2 деревни в Пензенской области- Никольское и Пестрово (ныне город Никольск). Не знаю уж где и как, но бывший военный стал большим фанатом стекла. Причем таким, что смог дойти до власть имущих и получить помощь. Указом императрицы Екатерины II от 3 августа 1764 г. повелевалось разрешить Бахметеву «завести... в собственных его дачах, состоящих от Москвы в семистах верстах, хрустальную и стеклянную фабрику».

После высочайшего разрешения Бахметьев рьяно взялся за дело. Причем настолько, что стал строить не одну фабрику, а....три: для выпуска оконного стекла, производства хрусталя и выработки простой посуды. В деревянных зданиях «по 20 сажень длиною и по 8 сажень шириною» разместились «шесть печей, две разводные для закалки изделий, три гончарные и шесть амбаров для склада посуды и материалов». Начало было положено.

В 1779 г. после смерти основателя бахметевские фабрики перешли в руки его вдовы — Агафоклеи Ивановны, а затем их сына — Николая Алексеевича, при котором и достигли наивысшего процветания. Он же и первый начал создавать замечательный музей.

Именно Николай Алексеевич через министра внутренних дел графа Виктора Кочубея представил свои образцы в Петербург и даже самом императору Александру I. Тот не только отметил Бахметева подарком, но и заказал ему работы для двору.
Цена была невысокой, а качество никак не хуже, а то и лучше иностранного, поэтому дело пошло и марка стала очень популярной.

Первые владельцы завода прекрасно изучили европейское стекло. Часто бывая за границей, привозили или выписывали его с лучших заводов, чтобы отечественные мастера могли знакомиться с передовыми достижениями в этой области. Прежде всего из Богемии, Венеции и Баккары (Франция). А особо сложные образцы по форме, декору и технологии изготовления местные умельцы повторяли.

Мастера украшали творения цветами и травами, птицами и животными, разнообразными насекомыми. Роспись сюжетную и орнаментальную выполняли эмалью, красками, золотом, серебром, декорировали предметы широкими лентами из стекла, дротиками разных оттенков, создававшими в толще массы спиральный или кружевной рисунок.

Для получения многоцветья использовали самые разнообразные добавки. В цехе при составлении шихты для печей все делали по специальному рецепту в зависимости от конкретного заказа.
Делали и многослойное цветное стекло. Его, как и хрусталь, украшали алмазной гранью, в том числе широкой. В вазах из глушеного (непрозрачного) матового стекла здешние мастера применили не только роспись золотом, но и искусную имитацию под драгоценные камни.

Основа производства - Мастерство ваятелей, красота изделий и любовь к своему делу. Именно на предприятиях Бахметьевых был создан хрустальный сервиз на 70 кувертов (персон) для царского стола и знаменитый «вершининский стакан». Тот самый с двойными стенками, в узком пространстве которых располагались целые картины.

Понятно, что пришло и международное признание, хотя Бахметьевы всегда делали упор именно на отечественный рынок.
Третий владелец хрустального производства Алексей Николаевич Бахметев, женатый на Анне Толстой, родственнице известного русского писателя Льва Толстого, умер бездетным в 1861 г. Но по духовному завещанию назначил наследником своего внучатого племянника — князя Александра Оболенского, ставшего полноправным владельцем завода в 1884 г. С тех пор история предприятия и развитие культуры села, вплоть до революции 1917 г., были связаны с именем этого предпринимателя.

А. Оболенский

В 1884 г. Оболенский вложил дополнительные средства, позволившие модернизировать производство и повысить качество продукции. Получив в 1896 г. на выставке в Москве завод подтвердил право изображать на стекле царский герб. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже его изделия — два уникальнейших прибора для ликера и третий — для пива, а также несколько стаканов — были отмечены Большой золотой медалью.

После революции 1917 г. завод, сменивший название на Хрустальный № 1, стал национализирован. Предпринимавшиеся неоднократные попытки разгрома предприятия и его музейной коллекции пресекали сами рабочие, организовавшие вооруженную охрану.
Смена в 1923 г. вывески на «Красный гигант» не принесла существенных изменений в жизнь завода: он продолжал выдавать «на гора» сортовую посуду, не забывая, правда, и о высокохудожественных заказах. Новую страницу открыли в конце 1930-х годов, когда началось тесное творческое сотрудничество с народным художником СССР, выдающимся скульптором Верой Мухиной, продолжавшееся несколько десятилетий. Ее участие в создании многих экспериментальных работ и произведений прикладного искусства придавало заводу силу. В 1938-1939 гг. по ее проекту здесь создали хрустальный сервиз «Кремлевский».

К тому же периоду относится и изготовление подлинного шедевра — уникальной вазы-фонтана художника Иосифа Чайкова
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. вместе с мастерами предприятия художник Анна Липская изготовила серию «орденских кубков», чем подняла тему героики.

Доработал завод и до наших дней. Но увы, в 2010 г. был признан банкротом, не дожив до своего 250-летия каких-то четырех лет, оставив после себя лишь малую толику — Музей стекла и хрусталя. Будете там - обязательно сходите.

Продолжение следует
Приятного времени суток.

?

Log in

No account? Create an account