id77 (id77) wrote,
id77
id77

Categories:

Бренды Российской империи. Стекольно-хрустальная промышленность .Часть 1

Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз мы с Вами закончили с Табачной промышленностью дореволюционной России: https://id77.livejournal.com/1758821.html,
ну а сегодня предлагаю начать последнюю тему в этом году в рамках нашего небольшого проекта и поговорить о предприятиях Российской империи, напрямую связанных с хрусталем.
Ну и начнем, с пожалуй, старейшего предприятия в отрасли - Никольско-Бахметевского хрустального завода. Создан он еще в середине 18 столетия.

Создателем его стал отставной секунд-майора Алексей Иванович Бахметьев, которому по наследству перешли 2 деревни в Пензенской области- Никольское и Пестрово (ныне город Никольск). Не знаю уж где и как, но бывший военный стал большим фанатом стекла. Причем таким, что смог дойти до власть имущих и получить помощь. Указом императрицы Екатерины II от 3 августа 1764 г. повелевалось разрешить Бахметеву «завести... в собственных его дачах, состоящих от Москвы в семистах верстах, хрустальную и стеклянную фабрику».

После высочайшего разрешения Бахметьев рьяно взялся за дело. Причем настолько, что стал строить не одну фабрику, а....три: для выпуска оконного стекла, производства хрусталя и выработки простой посуды. В деревянных зданиях «по 20 сажень длиною и по 8 сажень шириною» разместились «шесть печей, две разводные для закалки изделий, три гончарные и шесть амбаров для склада посуды и материалов». Начало было положено.

В 1779 г. после смерти основателя бахметевские фабрики перешли в руки его вдовы — Агафоклеи Ивановны, а затем их сына — Николая Алексеевича, при котором и достигли наивысшего процветания. Он же и первый начал создавать замечательный музей.

Именно Николай Алексеевич через министра внутренних дел графа Виктора Кочубея представил свои образцы в Петербург и даже самом императору Александру I. Тот не только отметил Бахметева подарком, но и заказал ему работы для двору.
Цена была невысокой, а качество никак не хуже, а то и лучше иностранного, поэтому дело пошло и марка стала очень популярной.

Первые владельцы завода прекрасно изучили европейское стекло. Часто бывая за границей, привозили или выписывали его с лучших заводов, чтобы отечественные мастера могли знакомиться с передовыми достижениями в этой области. Прежде всего из Богемии, Венеции и Баккары (Франция). А особо сложные образцы по форме, декору и технологии изготовления местные умельцы повторяли.

Мастера украшали творения цветами и травами, птицами и животными, разнообразными насекомыми. Роспись сюжетную и орнаментальную выполняли эмалью, красками, золотом, серебром, декорировали предметы широкими лентами из стекла, дротиками разных оттенков, создававшими в толще массы спиральный или кружевной рисунок.

Для получения многоцветья использовали самые разнообразные добавки. В цехе при составлении шихты для печей все делали по специальному рецепту в зависимости от конкретного заказа.
Делали и многослойное цветное стекло. Его, как и хрусталь, украшали алмазной гранью, в том числе широкой. В вазах из глушеного (непрозрачного) матового стекла здешние мастера применили не только роспись золотом, но и искусную имитацию под драгоценные камни.

Основа производства - Мастерство ваятелей, красота изделий и любовь к своему делу. Именно на предприятиях Бахметьевых был создан хрустальный сервиз на 70 кувертов (персон) для царского стола и знаменитый «вершининский стакан». Тот самый с двойными стенками, в узком пространстве которых располагались целые картины.

Понятно, что пришло и международное признание, хотя Бахметьевы всегда делали упор именно на отечественный рынок.
Третий владелец хрустального производства Алексей Николаевич Бахметев, женатый на Анне Толстой, родственнице известного русского писателя Льва Толстого, умер бездетным в 1861 г. Но по духовному завещанию назначил наследником своего внучатого племянника — князя Александра Оболенского, ставшего полноправным владельцем завода в 1884 г. С тех пор история предприятия и развитие культуры села, вплоть до революции 1917 г., были связаны с именем этого предпринимателя.

А. Оболенский

В 1884 г. Оболенский вложил дополнительные средства, позволившие модернизировать производство и повысить качество продукции. Получив в 1896 г. на выставке в Москве завод подтвердил право изображать на стекле царский герб. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже его изделия — два уникальнейших прибора для ликера и третий — для пива, а также несколько стаканов — были отмечены Большой золотой медалью.

После революции 1917 г. завод, сменивший название на Хрустальный № 1, стал национализирован. Предпринимавшиеся неоднократные попытки разгрома предприятия и его музейной коллекции пресекали сами рабочие, организовавшие вооруженную охрану.
Смена в 1923 г. вывески на «Красный гигант» не принесла существенных изменений в жизнь завода: он продолжал выдавать «на гора» сортовую посуду, не забывая, правда, и о высокохудожественных заказах. Новую страницу открыли в конце 1930-х годов, когда началось тесное творческое сотрудничество с народным художником СССР, выдающимся скульптором Верой Мухиной, продолжавшееся несколько десятилетий. Ее участие в создании многих экспериментальных работ и произведений прикладного искусства придавало заводу силу. В 1938-1939 гг. по ее проекту здесь создали хрустальный сервиз «Кремлевский».

К тому же периоду относится и изготовление подлинного шедевра — уникальной вазы-фонтана художника Иосифа Чайкова
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. вместе с мастерами предприятия художник Анна Липская изготовила серию «орденских кубков», чем подняла тему героики.

Доработал завод и до наших дней. Но увы, в 2010 г. был признан банкротом, не дожив до своего 250-летия каких-то четырех лет, оставив после себя лишь малую толику — Музей стекла и хрусталя. Будете там - обязательно сходите.

Продолжение следует
Приятного времени суток.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments