Previous Entry Share Next Entry
Калининград и "Янтарная комната".
id77
Здравствуйте уважаемые.
Начинается интересный марафон #словокалининграду и я никак не могу пройти мимо. Посему напишу пару постов, и, надеюсь, Вам, драгечи, будет сие интересно.
Итак, начать предлагаю с одного артефакта, который прямо ассоциируется с Кёнигсбергом Калининградом. Конечно речь пойдет об "Янтарной комнате" (она же Янтарный кабинет, она же Янтарная камора, она же Элла Кацнельбоген..:-) Вобще так - говорим Калининград - подразумеваем "Янтарная комната" и наоборот :-)

Кто только на этом свете не занимался поисками этого замечательного артефакта (в том числе и Ваш покорный слуга) - от Юлиана Семенова до барона Эдуарда Фальц-Фейна. Очень многих волнует ее судьба - это факт. И дело даже не только и не сколько в ее материальной ценности, речь больше о нахождении величайшего произведения искусства. То, что можно с 2003 года лицезреть в Екатерининском дворце Пушкина - это лишь слабое подобие того, что было первоначально. Чего бы иного Вам не говорили.

Конечно была проделана титаническая работа, и восстановители во главе с Александром Журавлевым, и спонсоры сделали огромное дело, за что им огромное спасибо. Но все-таки, это, повторюсь, слабая копия. Почему? Ну простой пример. В комнате используется для декорирования лепнина, покрытая тонкими пластинками янтаря. А в настоящей комнате эти элементы были не с гипса а целиком выточены из кусков янтаря. Учитывая хрупкость и сложность материала, вы представляете какова была стоимость и качество этих работ. И так, в общем то, во всем.
Давайте немного разберемся, почему же у большинства интересующихся темой Янтарная комната ассоциируется именно с городом Королей :-)

Для начала немного истории для того, чтобы понимать, что же именно такое эта комната.
Жил да был такой интересный зодчий и инженер Андреас Шлютер. Он был популярным зодчим в Европе и после триумфа в Польши его ко своему двору приглаcил пруcский король Фридрих I, дав хорошее финансирование. Шлютер как человек амбициозный искал как бы оставить свое имя в истории, и однажды,разглядывая крупную королевскую коллекцию янтаря, он решил сделать одну из комнат Большого королевского дворца в Берлине, который он же и перестраивал, полностью из янтаря. Ну а что? Никто такого это не делал до этого -слишком капризный и сложный материал. Загорелся настолько, что выбил из Фридриха дополнительные ассигнования и выписал из Дании некого мастера Вольфрама, ведущего на тот момент, специалиста по янтарю. Вольфрам истово взялся за дело (благо платили хорошо), а Шлютер переключился на другие проекты, по сути не участвуя в создании зала из янтаря.

А. Шлютер

Работа шла полным ходом, когда Шлютер проиграл в подковерной борьбе звание главного королевского архитектора шведу фон Гете и все его начинания, в том числе и янтарный кабинет, перестали финансироваться. Работы были проведены в лучшем случае наполовину. Вольфрам уехал домой, где вскоре умер. Шлютер несколько лет пытался вернуть расположение короля, и это ему удалось. Король дал согласие делать кабинет в своем замке Шарлоттенбург. Но сначала долго искали новых мастеров, затем так неудачно смонтировали уже готовые панели, что те упали и разбились. После- долго восстановление. И так длилось вплоть до 1713 года, когда король Фридрих умер. Кабинет так и не довели до ума. Новому королю Фридриху Вильгельму I он был не нужен, и все детали собрали и свезли в берлинский цейхгауз.

Замок Шарлоттенбург в Берлине

Шлютер же перешел на русскую службу, где и рассказал Петру I, любящему всякие диковинки, про этот свой проект. Русский царь загорелся и через несколько лет получил этот самый кабинет в подарок. Точнее там был обмен - прусский король отдал янтарный кабинет и яхту, русский царь- 55 русских гренадеров и кубок собственной работы. В общем, дипломатия, такая дипломатия :-)

И вот в 1717 году кабинет прибыл в Петербург. Но....непонятно что с ним было делать.Шлютер к тому времени умер,хотя,говорят,приложил свою руку к возведению Монплезира в Петергофе, дворцов Меншикова на Васильевском острове и в Ораниенбауме, а также Кикиных палат. Без него никто не только не мог собрать этот кабинет,но и мастеров по янтарю дельных посоветовать. Опять-таки, не будем забывать, что ответственным за транспортировку и перевозку артефакта был сам Александр Данилович Меншиков. Герцог Ижорский был выдающейся личностью, но и воровал тоже масштабно. Так что, вполне может быть к рукам часть кабинета у него "прилипла" :-)) Как бы там не было-собрать Янтарный кабинет не смогли (планировали,что он должен быть в Кунксткамере) и панно из драгоценного янтаря попросту валялись Летнем Дворце. И там их забыли на 20 лет

Г. Х. Гроот. Портрет императрицы Елизаветы Петровны

В 1743 году императрица Елизавета I, "дчерь Петрова", вспомнила о комнате и решил ее все-таки установить. Она поручила мастеру Александру Мартелли под присмотром обер-архитектора Ф. Б. Растрелли разобраться с проблемой. Те рьяно взялись за дело, но вскоре стали во весь рост 2 проблемы. 1 - янтарь во многих местах оказался серьезно подпоречен, а второе - комната в Екатерининском дворце Царского Села, где должен был бы быть размещен кабинет, вдвое превосходил его размеры. Такой умелец как Расстрели быстро нашел выход из положения сделав симбиоз янтарных элементов и золочёной деревянной резьбы, зеркал и мозаичные картины из агата и яшмы. Плюс флорентийская мозаика. смотрелось очень даже симпатично.

Следующая императрица - Екатерина II Великая решила пойти еще дальше. Под руководством того же Бартоломео Растрелли янтарный кабинет к 1770 году вовсе преображается в Янтарную комнату. Теперь тут только янтарь и это настоящее чудо света! У немцев оказалось очень много "запчастей" которые были переданы нам, плюс мастера поработали и создали единый ансамбль. Именно с 1770 года мы можем говорить о том явлении, которое мы и понимаем под термином "Янтарная комната". Но янтарь (повторюсь в очередной раз) слишком сложный в эксплуатации материал, за которым нужен был глаз да глаз. Портится постоянно. От отопления, свечей, сквозняка, солнца...Поэтому приходилось постоянно делать небольшие ремонты. И 4 крупных. Они были в 1833, 1865, 1893—1897 и 1933—1935 годах. Часть панелей меняли, часть делали "про запас" и модно сказать, что к началу войны в наличии имелось почти полторы "Янтарных комнаты" (с учетом запчастей и дополнительный, не вошедших элементов). Говорят, в 1941 году должен был производится очередной ремонт, но не успели-война....

И тут первый и важный вопрос. Почему Янтарную комнату не эвакуировали. Официальная версия - не успели. Мол, очень хрупкая... Ее "законсервировали", оклеив бумагой, марлей и ватой. 17 сентября нацисты взяли Пушкин и разместились в том числе и во дворце. Комната досталась им.
Если честно, я поначалу решил, что столь странное решение вызвано в том, что в ходе ремонта 1933—1935 года настоящая комната была демонтирована и продана тайно за Запад (СССР очень нужна была валюта), а во в Дворце сделали фейк.

Посему, зная истинную стоимость этой "комнаты" особо и не беспокоились о ее сохранности. Но покопавшись по архивам пришел к выводу, что это не так. Многое ценное вывезли. а к комнате не поступились. Она была в планах на вывоз, но не хватило времени. А потом уж при приближении врага к городу началась паника (чего греха таить) и попросту не до комнаты было. Опять-таки, немецкая зондеркоманда, включающая в себя спецов в искусстве дала положительное заключение о истинности комнаты как произведения искусства. Посему Янтарная комната весной 1942 года была демонтирована и с немецкой педантичностью перевезена в Кёнигсбергский замок.

Кёнигсбергский замок.

Интересно, что разместили ее в комнате, которая была заметно меньше залы Екатерининского дворца. Поэтому, можно говорить, что половина Янтарной комнаты украшала стены замка, вторая половина (с учетом запчастей) была спрятана в запасниках - в подземельях этого самого Замка. Комната точно была в Кёнигсберге до весны 1944 года, а вот дальше уже начинаются домыслы.
Тут надо еще один момент освятить- почему именно Кёнигсберг,а не Берлин или Нюрнберг. И это интересный вопрос. Ибо, насколько я понимаю, в вопросе обладания Янтарной комнатой столкнулись интересы двух очень могущественных людей III Рейха - Германа Геринга и Эрика Коха.


Команда последнего добралась до комнаты раньше и посему от греха подальше Кох перевез ее именно в Восточную Пруссию, чьим гауляйтером он был и где мог эффективно отбивать поползновения Рейхсмаршала. Опять-таки, ключевой человек во истории с Янтарной комнатой Альфред Роде (мы о нем поговорим чуть позже) конечно только отчасти мог считаться человеком Коха,но точно был антагонистом Геринга, с командой искусствоведов которого, был в состоянии откровенной вражды.
В общем, как не крути до весны 1944 года комната была в Кёнигсберге. А вот что дальше...
И тут мы с Вами вынуждены сортировать версии. И каждый выбирает по себе
Давайте начнем с самого начала.

I- Янтарная комната погибла в Кёнигсберге
II Янтарная комната благополучно дожила до конца войны.



Тем, кто придерживается первой версии, есть несколько точек конкретного уничтожения комнаты. Поздняя весна 1944 года, 30 января 1945 года, 9 апреля 1945 года, 11 апреля 1945 года.
В любую из этих дат комната могла быть уничтожена. Первая дата-налет английской авиации, в результате бомбежек которой в Замке начались пожары, которые, правда, быстро потушили. А мы знаем,как янтарь беззащитен против огня. Однако, по официальной версии, комната не пострадала, ее комнату демонтировали и разместили в особых ящиках, спрятали в подземелье Замка. После этого комнату уже никто не видел.

Вторая дата-гибель суперпарахода "Вильгельм Густлов", торпедированного нашей подлодкой С-13. До сих пор точно не известно, сколько именно людей погибло (данные разнятся чуть ли не в разы), а уж сколько и какие именно материальные ценности тогда перевозились вообще не понятно. Могла бы быть среди них и Янтарная комната? Легко!

Вильгельм Густлов
Третья дата -окончательный штурм города, когда разрушенный и дымящийся в руинах Кёнигсберг был взят на штык героической РККА. Правда, ценой немалых потерь - немцы бились ожесточенно.
Последняя дата-внезапный пожар не с того не с сего в подвалах замка, через 2 дня после окончания боев.

Замок после войны

В каждую из этих дат Янтарная комната могла погибнуть с большой долей вероятности. И я прекрасно понимаю тех, кто придерживается именно этой версии.

Апологеты же версии II - Янтарная комната благополучно дожила до конца войны делятся на 2 крупные подкатегории.
А) Те, кто ищут комнату и ее следы за пределами Калининградской области
Б) Те, кто роют землю в Калининграде и окрестностя
х.

Первых, естественно, большинство. Можно выделить порядка 25 серьезных версии, куда она подевалась. Кто-то говорит о том, что она была вывезена советскими трофейными командами и передана в счет оплаты Ленд-Лиза, кто-то говорит, что вывезли немцы и спрятали в Австрии, Чехии, Баварии, Тюрингии, Польше и даже в датской Ютландии, кто-то говорит о переезде многих ценностей, в том числе и Янтарной комнаты в Южную Америку. Версий полно, и не будем разбирать каждую, ибо и так пост уже очень большой :-)

Среди тех, кто ищет в Калининграде и окрестностях можно выделить исследователя Сергея Трифонова. Лет 15 уж точно он пытается найти комнату в Кёнигсберге. Очень увлеченный человек. По здоровому фанатичный :-)) Правда успехов пока нет :-) Это и неудивительно, ибо пару раз уже менял места возможной дислокации артефакта. Не совсем понимаю, какими источниками он пользуется, но предполагал, что комната находится в одном из подземных тоннелей под рекой Преголь, то в подземельях Замка копать предлагал,то в некой тайной лаборатории "Кенигсберг 13",то в бункере последнего коменданта Кенигсберга Отто фон Ляша, то еще где.
Ну пусть ищет человек. Может и найдет что-то нужное и хорошее. Пусть даже и не Янтарную комнату :-)))

С. Трифонов

Какова же истинная судьба "Янтарной комнаты"? Думаю, ее могли знать только 2 человека. И это не Геббельс (который точно не знал где именно) и Кох (которого оттерли от решения этой проблемы), который, кстати 40 лет провел в тюрьме, и если бы знал - то у него бы эти знания вытрясли. Это более мелкие фигуры. Уже упоминаемый мной выше Альфред Роде - искусствовед, и пожалуй, главный специалист по янтарю в Европе. Это он вывозил Янтарную комнату из Ленинграда и опекал ее в Кёнигсберге. И он точно знал что с ней случилось. После занятия Кёнигсберга советские службы разыскали его и смогли побеседовать. Он дал крайне путанные показания (которые, кстати, я не смог найти в архивах. Видимо засекречены). А главное, через некоторое время погиб вместе с женой. И смерть его до конца непонятна.

А. Роде

Второй - это оберштурмбанфюрер СС Густав Вист, который сначала работал с Кохом, но потом оказался доверенным лицом и Геринга (не понимаю, как это могло так случится). Его сын утверждает что отец провел некую операцию «Грюн», по эвакуации Янтарной комнаты (или ее части) в одно из тайных хранилищ Геринга -некий бункер В3. Вист умер в 1947 году.

Китель оберштурмбанфюрера СС

Ну и напоследок, если Вам интересно - я могу Вам высказать свою версию. Благо, давно этим и не занимаюсь :-))) Я считаю, что комната не погибла. Я уже говорил Вам о том, что размеры Янтарной комнаты намного превосходили зал в Замке в Кёнигсберге, поэтому комната была первоначально разделена на 2 части. Одну из частей эвакуировали еще в начале 1945 (команда Роде). По моему убеждению, она была переправлена в Южную Америку, оттуда попала в США в одну из частных коллекций, в обмен на поддержку и "зеленый коридор" бегства нацистов за рубеж в рамках будущего проекта "ОДЕССА". Причем уровень был повыше, чем у самого Коха. Думаю или Геббельс или Гиммлер, а может и сам Фюрер. Роде просто ликвидировали, чтобы зачистить концы.
Вторая часть до сих пор находится в бункере В3. Где он? Нууу...я его искал в Польше :-)
Вот как-то примерно так :-)
Спасибо, что дочитали до конца мою "простыню", и, все же надеюсь (где-то в глубине души), что вам было интересно :-))
Приятного времени суток.

Очень интересно!!!! Но если комната сохранилась хотя бы частично, все равно янтарь там уже не тот за столько лет(((

Смотря как хранили :-)) Те документы, которые я видел о ящиках для Комнаты говорят мне о том, что сохранилась бы...

Интересно, спасибо! А Эдуард фальц-фейн это наш современник из Лихтенштейна или его отец? 


Наш современник

Очень интересно, спасибо!

Всегда рад! Спасибо Вам!

пустопорожняк....

Такая роскошь..!

Красиво, да :-)

Передайте барону, что часть янтарной комнвты фашисты в цинковых ящиках тащили в Сталинград, чтобы сбросить в шахту на Мамаевом Кургане. Это нужно было сделать, чтобы завладеть миром - их так развели. А на самом деле с ними случилось бы тоже самое, что и с французами в Москве, где в странном пожаре погибло 30000 французов и почти все население Москвы, за исключением дворянства. Фашисты перли электрум. Это награбленное золото и серебро плюс янтарь.
А вот кто их всех учит, это уже другой вопрос. Кстати сейчас на Мамаевом кургане начали серьезный ремонт (не те же личности?), а Патриарх Кирилл уже Обьявил о приближении Конца Света.

Так и передам :-))))

Снят сериал Янтарный барон про поиски Янтарной комнаты

Надо глянуть :-) Спасибо!

Смола очень хорошо горит, скорее всего все сгорело.

Очень большая вероятность. Просто даже от высокой температуры рядом.Но хотелось бы надеяться на лучшее :-)

Прекрасный пост. Прочитала от начала до конца. Перепостила.
Вы считаете, что "Янтарная комната", которую отреставрировали в Санкт-Петербурге, воссоздали заново из другого янтаря?

Edited at 2017-12-09 05:39 am (UTC)

Спасибо Вам большое за высокую оценку!
Да ее воссоздали из другого янтаря - менее качественного, все сделано намного хуже. Но спасибо, что сделали

Спасибо за столь развернутое повествование, напишите еще одно, с теми деталями, которые здесь опущены)!
Особенно интересно, если опишете, даже в отдельной статье, как искали её вы..

Спасибо :-)) Сейчас времени особо нет, но надо собраться и попробовать :-)

@А в настоящей комнате эти элементы были не с гипса а целиком выточены из кусков янтаря.@ - откуда эта информация?

Здравствуйте. Не готов дать ссылку, просто не помню. Чита в книге лет 15 назад, когда занимался комнатой более интенсивно

Интересный текст. Ошибок только много. Освятить момент - это для священников)

Прошу прощения - есть такой грех, много ошибок :-) Постараюсь исправлять

Грааль 20-го века...

Хорошая формулировка :-)) Но не совсем точная. Ибо Грааль тоже активно искали в 20 веке :-) А некоторые даже утверждали, что Отто Ран докопался до сути :-)))
Опять-таки,помним работу Бейджента и Ли и ее талантливую переработку Дэном Брауном :-)

интересно :) еще бы ошибок в тексте меньше...

Прошу прощения. Мой грех :-))
Но рад, что Вам понравилось

Спасибо! Темой интересуюсь со времен аспирантуры в Ленинграде. Очень интересный и компактный материал представили. Читала с огромным удовольствием!

Спасибо Вам! Слышать позитивное мнение от человека "в теме" втройне приятно :-) Еще раз спасибо!

?

Log in

No account? Create an account