id77 (id77) wrote,
id77
id77

Categories:

Забытые корабли Революции.

Здравствуйте уважаемые
Мы тут недавно с Вами вспоминали о символах Революции (ну, или октябрьского переворота- если Вам так угоднее),важнейшим и главным среди которых до сих пор является крейсер "Аврора". И это не совсем справедливо. Точнее-совсем несправедливо. Ибо никакого залпа (напомню - этим термином называется одновременный выстрел 2 и более орудий) канониры крейсера не давали, а произведенный холостой выстрел большого влияния на ход восстания не оказал.

Но главное, как то затерто и забыто то, что окромя "Авроры" в тот день в акватории Невы находилось еще 10 (!) боевых кораблей. К 19 часам 25 октября 1917 года по заранее составленной диспозиции между Николаевским мостом и до Морского канала заняли свои места: эскадренные миноносцы «Забияка», «Самсон», сторожевой корабль «Ястреб», минные заградители «Амур» и «Хопер», тральщики № 14 и № 15, учебное судно «Верный», яхта «Зарница», линейный корабль «Заря Свободы».
Почему же так случилось? Наверное, потому, что "Авроре" повезло, а вот другим кораблям-не очень.

Самым крупным и мощным кораблем этой революционной эскадры был линкор «Заря Свободы». Переименован он так был только в мае 1917, а до этого носил гордое имя «Император Александр II». Спущен на воду он был 14 июля 1887 г., официально достроен в декабре 1889-го, а фактически — летом 1891 года. Это был эскадренный броненосец типа "Александр II".

Достаточно мощный корабль- главный калибр был представлен двумя 305-мм орудиями Обуховского завода с длиной ствола 30 калибров и массой 51,43 т, установленных в барбетной установке в носовой части корабля. Средний калибр был представлен четырьмя 229-мм и восемью 152-мм орудиями.

Прославился продолжительнейшим 61 месячным зарубежным походом, но в реальном бою не был ни разу. 25 октября корабль перешёл в Петроград, чтобы при необходимости своим огнём не пропустить в город верные временному правительству войска. На зиму корабль вернулся в Кронштадт, где и простоял следующие несколько лет, пострадав в 1921 году при обстреле во время Кронштадтского мятежа. На следующий год броненосец пошёл на слом. Не повезло....


Эскадренный миноносец «Забияка» прожил долгую и славную жизнь. По сути - эскадренный миноносец типа «Орфей». Спущен 23 октября 1914 года, вступил в строй 9 ноября 1915 год и вошёл в состав 1-го дивизиона минной дивизии.

Сражался в Первую мировую (участвовал в бою с немецкими эсминцами и ЛК «Кайзер» на Кассарском плёсе), Финской и Великой отечественной войне (водил Северные конвои. За время войны совершил 139 боевых походов и сбил 3 самолёта).

В 1950 году переклассифицирован в учебное судно. Погиб в результате испытания ядерного оружия на Новой Земле. Эсминец располагался ближе всех к эпицентру (300 м). При подводном взрыве атомного заряда 21 сентября 1955 года утонул.
Дважды менял название. С 31 декабря 1922 года именовался «Урицкий», с 6 марта 1951 года — «Реут».


Брат-близнец "Забияк" по наименованию "Самсон" был спущен на воду 23 мая 1916 года, вступил в строй 21 ноября 1916 года. Во время Первой мировой войны «Самсон» нёс дозорную и конвойную службы, осуществлял минные постановки на коммуникациях противника, обеспечивал и прикрывал минные постановки других сил флота в Балтийском море, принимал участие в Моонзундской операции.

В 1936 году совершил по Северному морскому пути переход во Владивосток, где был зачислен в состав Тихоокеанского флота. В августе 1938 года участвовал в обеспечении боевых действий у озера Хасан и боевой деятельности подводных сил флота в период Великой Отечественной войны.

В 1951 году переоборудован в плавказарму, а в 1956 году передан для разделки на металл.
С 31 декабря 1922 года носил название «Сталин», с 17 декабря 1946 года снова стал «Самсон», а с 16 июня 1951 года ПКЗ-37



Учебное судно «Верный» спущено на воду 28 ноября 1895 года. Длина — 68, ширина — 12, осадка — 4 м. Водоизмещение — 1287 тонн. У корабля была одна паровая машина мощностью 612 л. с., четыре котла. Скорость хода — 11 узлов. Запас угля — 132 тонны. Дальность плавания полным ходом — 1300 миль, экономическим (8 узлов при трех действующих котлах) — 1900 миль.

Вооружение: восемь 75-мм орудий, два — 47-мм и два 37-мм орудия, пулемет. Радиостанция. Экипаж — 191 человек.
Судно использовалось для практической подготовки матросов и унтер-офицеров артиллерийской специальности.

После 1918 года и до 1928 года служило плавбазой для подводных лодок. За это время его дважды переименовывали. В 1923 году он стал «Петросоветом» по причине того, что над ним взял шефство Петроградский Совет. A когда Петроград переименовали в Ленинград, то и судно с 1 января 1925 года стало называться «Ленинградсоветом».

Затем использовалась для штурманской практики слушателей параллельных классов и курсантов военно-морского училища имени М. В. Фрунзе. Были и зарубежные походы.
Пережило войну, активно работая на оборону, а в 1949 году судно было разделано на металлолом

Яхта "Зарница" была спущена на воду в 1914 году. Длина — 39, ширина — 6, осадка — 3 м. Водоизмещение — 245 тонн. Паровая машина мощностью 375 л. с., один котел. Скорость хода — 10 узлов. Запас угля — 25 тонн. Дальность плавания около 500 миль. Вооружение: одно 45-мм орудие. Экипаж — около 30 человек. Забавно, что этот корабль часто путают с Яхтой Его Императорского Высочества Государя наследника и Великого Князя Михаила Александровича. Но это совсем другой корабль, пусть название и совпадает.

Весной 1918 года она участвовала в очень важной операции — разрушении форта Ино.
В 1921 году ее переделали в тральщик и переименовали в "Змея".
"Змей" честно работал весь довоенный период и героически погиб в районе пролива Соэла-Вяйн в Балтийском море к конце июля 1941 года подорвавшись на мине.


Сторожевой корабль "Ястреб" вступил в строй в 1900 г. По сути своей это пароход, и его первое наименование «Боре-II». Водоизмещение — 1150 т, длина — 57,9 м, ширина — 8,8 м, углубление — 4,9 м. Мощность машин — 1222 л. с. Скорость — 12 узлов. Дальность плавания — 1000 миль. Вооружение: 2 — 105-мм орудия. Экипаж — 60 чел.

Первоначально обслуживал туристско-экскурсионную линию между финскими портами Або и Ханко и столицей Швеции Стокгольмом. С началом 1 Мировой мобилизован в Балтийский флот.
В конце лета 1919 года «Ястреб» зачислили в Ледокольно-спасательный отряд. Зиму 1919/20 года он стоял в Петрограде под парами, отапливая несколько других судов. В кампании 1920 года использовался как база отряда. Затем работал как тральщик.
Некоторое время он находился в составе Балтийского пароходства, а затем был передан в Черноморско-Азовское пароходство для коммерческого использования. Так переход «Ястреба» с Балтики на Черное море был первым рейсом советского судна вокруг Европы.

После пограничная служба, работа во Вторую мировую, а затем опять демобилизация-и приписка к Мурманскому государственному пароходству. Пароход-ветеран еще полтора десятка лет трудился на нелегких морских путях Севера. Вот такой вот славный путь.
Несколько раз переименовывался. Соответственно «Ястреб» — «16 октября» — «Ястреб» — «ПС-49» — «Ястреб».

Минный заградитель «Амур» был спущен на воду в 1907 году. Длина — 98, ширина — 14, осадка — 5 м. Водоизмещение — 3600 тонн. Две паровые машины общей мощностью 5306 л. с., двенадцать котлов. Скорость хода — 17 узлов. Запас угля — 670 тонн. Дальность плавания полным ходом — 1600 миль, экономическим (12 узлов при восьми действующих котлах) — 3200 миль. Вооружение: девять 120-мм орудий, четыре пулемета, 323 мины. Радиостанция. Экипаж 322 человека.

Это судно строили именно как минный заградитель, а не переделывали его с гражданских, поэтому и получил он свое название в память о другом военном корабле -минном заградителе «Амур», совершившем немало славных дел во время обороны Порт-Артура и погибшем там в 1904 году.
Во время Первой мировой войны «Амур» принимал участие в большом количестве минно-заградительных операций. Особенно памятна операция в районе острова Борнхольм. В результате минирования здесь погибли, подорвавшись на минах, немецкие пароходы «Кенигсберг» и «Бавария», тральщики «Т-47» и «Т-51».

В 1923 году его чуть не списали - уж очень в плохом состоянии он был, без присмотра почти 3 года. Но энтузиасты и любители корабля смогли отстоять и восстановить его. Снова вошел в состав флота и стал боевым кораблем.
Его затопили в Таллине в 1931 году, посчитав возврат в Кронштадт нецелесообрзным.

Минный заградитель "Хопер" первоначально звался пароход «Константин». Он был спущен на воду в 1866 году. 25 августа 1915 года мобилизован в Балтийский флот в качестве посыльного судна. Длина — 65, ширина — 9, осадка — 3 м. Водоизмещение — 1100 тонн. Две паровые машины общей мощностью 710 л. с. Скорость хода — 10,5 узла. Запас угля — 57 тонн. Дальность плавания полным ходом — 1100 миль, экономическим (9,5 узла) — 1300 миль. Вооружение: два 47-мм орудия, два 37-м орудия. Радиостанция. Экипаж — 75 человек.

В начале 20 века пароход принадлежал Балтийской конторе Восточно-Азиатского пароходства и был приписан к порту Рига. Обслуживал он грузопассажирские линии между портами Латвии и Эстонии. Перед началом первой мировой войны «Константин» в основном ходил между Ригой и Аренсбургом (Кингисепп), но иногда совершал рейсы и в заграничные порты.
В 1920 году был переименован в "Триангулятор" и окончательно списан в 1924


Тральщик № 14 известен первоначально как буксир «Лебедянь». Он спущен на воду в 1895 году. 3 июня 1915 года мобилизован в Балтийский флот, переименован в тральщик № 14. Длина — 38, ширина — 6, осадка — 2 м. Водоизмещение — 140 тонн. Две паровые машины общей мощностью 477 л. с., два котла. Скорость хода — 10 узлов. Запас нефти — 40 тонн. Дальность плавания полным ходом — 1680 миль. Вооружение: одно 45-мм орудие, два пулемета. Экипаж — 34 человека.

Буксир «Лебедянь» построен в Гельсингфорсе по заказу частных лиц. Затем его провели на Волгу по Мариинской речной системе. Он работал в ее нижнем течении, иногда выходя в Каспийское море. В ходе первой мировой войны буксир был мобилизован и зачислен в списки Балтийского флота как тральщик № 14. В 1915–1917 гг. он участвовал в боевых действиях: тралил мины, ставил их. В мае 1916 года, например, он ставил мины на передовой минно-артиллерийской позиции.

После революции его переименовали в "Фугас", а в 1924 году списали.

Очень похож был на предыдущий корабль и Тральщик № 15, который первоначально назывался буксир «Вольск». Он был спущен на воду в 1895 году. 3 июня 1915 года мобилизован в Балтийский флот, переименован в тральщик № 15. Длина — 39, ширина — 6, осадка — 2 м. Водоизмещение — 135 тонн. Три машины общей мощностью 450 л. с., два котла. Скорость хода — 13 узлов. Запас нефти — 60 тонн. Дальность плавания — 1800 миль. Вооружение: одно 47-мм орудие, один пулемет. Экипаж — 35 человек.

«Вольск» строился в Выборге по заказу Восточного общества товарных складов. Также как «Лебедянь» был переведен по Мариинской системе на Волгу. Так же, как и «Лебедянь», он работал в нижнем течении реки.
Списали его окончательно в 1928 году.

Вот такие вот дела.
Приятного времени суток.
Tags: История, Флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments