Previous Entry Share Next Entry
Бренды Российской империи. Типографии и издательства. Часть 5
id77
Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами разговор об издательствах и типографиях Российской Федерации. Напомню, что в прошлый раз мы остановились вот тут вот:https://id77.livejournal.com/1643598.html
Сегодня немного вспомним достаточно интересную компанию - Издательство "Ришар". Слышали о таком? Нет? А зря...Лидер в области оригинальных и репродуктивных открыток, фотопортретов артистов петербургских театров, типов, городских видов, интерьеров Императорского Эрмитажа и большой серии, посвященной событиям Русско-японской войны.

В конце 19 века развитие предпринимательских инициатив в России начало увеличиваться в геометрической прогрессии. Особенно, конечно же, в столице.

Главный проспект империи -Невский проспект - был лакомым кусочком для предпринимателей. Открыть магазин даже поблизости от него считалось не только престижным, но и гарантией успеха, так как именно сюда все стремились за покупками.

Особенно оживленным было начало Невского проспекта от Адмиралтейства до реки Фонтанки, старинной границы города. Именно в этой его части, почти напротив Гостиного двора, находился (и сейчас - там) католический храм св. Екатерины, построенный по проекту французского зодчего Жана Батиста Мишеля Валлен-Деламота. К нему примыкали два жилых флигеля, выходящие на Невский проспект. В конце XIX столетия большая часть помещений этих корпусов сдавалась разным предпринимателям и фирмам. Здесь работали ювелирные магазины, отделение банка, фотоателье, аптека, Музыкально-вокально-драматические курсы.

Среди этих учреждений находился и склад с мастерской искусственных цветов, зелени и принадлежностей для цветов, принадлежавший выходцу из Германии Рихарду Рихардовичу Лютерману. Вообще петербургские немцы составляли особую касту столичных жителей, несколько замкнутую в себе и обособленную, сохранявшую в своей среде немецкий язык и имевшую деловых партнеров среди своих единоплеменников.

Таков был и Р.Р. Лютерман, ведший деловую переписку на родном ему языке. Свойственная ему аккуратность и скрупулезность в делах позволила ему добиться успеха в своем предприятии, и, декорируя своими цветами фотографические выставки, как это было модно в эпоху модерна, ему пришла в голову блестящая идея издавать открытки. Познакомившись на выставках с несколькими видописцами и владельцами типографий (тоже немцами), Р.Р. Лютерман основал при магазине собственное издательство открытых писем, которое сначала выпускало только видовые открытки, но вскоре перешло на выпуск открытых писем самых разнообразных тематик. Предположительно это произошло в конце 1890-х гг.

Сначала появились открытки с инициалами "R. L." (Рихард Лютерман) или "R. L. P." (Рихард Лютерман, Петербург), потом с именем Рихарда (Ришара) Лютермана (Люттерманна), а затем фирма получила официальное название "Richard", которое впоследствии было русифицировано. Наиболее вероятной версией французского звучания названия издательства является то, что Р. Р. Лютерман владел фабрикой и складом именно французских цветов и зелени. Фирма сотрудничала с типографией Р. Голике и А. Вильборг.

Из ранних изданий можно отметить юбилейную серию видовых открыток, приуроченную к двухсотлетию Санкт-Петербурга в 1903 г. Тогда же издатель обратился к выпуску черно-белых бромосеребряных открыток с картин Русского музея. Аналогичные открытки выпускались с картин Третьяковской галереи в Москве. Цветные художественные открытки начали выходить не позднее 1906 г.

Была выпущена серия из тридцати открытых писем в художественном конверте А.Ф. Афанасьева к сказке П.П. Ершова "Конек-Горбунок". К ранним изданиям относятся и первые шесть номерных открыток Е.М. Бём.
На открытках выпускались как репродукции картин иностранных художников, так и русских, таких как С.С. Соломко, Л.Ф. Лагорио, В.П. Овсянникова, Н.Н. Каразина, Ф.В. Сычкова, Л.М. Эндауровой (сестры Е.М. Бём), Ф.Ф. Клименко, Р.А. Бергольца и др. Особо следует выделить серию с рисунками карикатуриста В.В. Каррика к русским народным песням, выпуск серии открыток "Загадок" И.Я. Билибина, серия зарисовок Н.И. Кравченко, посетившего Манчжурию с целью написания картин из истории Русско-китайской 1901-1902 гг. Издавались открытки с портретами членов императорской семьи.

Начавшаяся Первая мировая война повлияла на судьбу издательства. С объявлением войны Либерман, как немецкий подданный был выслан из Петрограда. Новым владельцем фирмы становится А.А. Кон. Последними изданными фирмой "Ришар" открытками была серия с картин художника Г.О. Калмыкова.
Вот такие вот дела.
Продолжение следует....
Приятного времени суток.

?

Log in

No account? Create an account