Previous Entry Share Next Entry
Бренды Российской империи. Типографии и издательства. Часть 4
id77
Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами рассказ об известных компаниях Российской империи. В прошлый раз вспоминали Сытина: https://id77.livejournal.com/1631113.html, ну а сегодня речь у нас пойдет об музыкально-издательской фирме П. И. Юргенсона, которая была лидером в области нотопечатания и вообще музыкальной литературы.

Пётр Иванович Юргенсон родился 5 июля 1836 г. в Ревеле. Его родители были выходцами из поселка Кяйна на острове Хийумаа. Семья быа бедной и мальчику было очень трудно поначалу. В 1850 г. мать отправила 14-летнего мальчика в Петербург, под покровительство старшего брата, бывшего в то время старшим приказчиком в музыкальной торговле М. Бернарда. В Петербурге мальчик был помещён для изучения ремесленной профессии. Будучи старательным и прилежным, Пётр Иванович дошел до степени мастера, но бросил это занятие, получив в 1855 г. предложение места приказчика в музыкальной торговле Ф. Стелловского.

Через три года перешёл в музыкальную торговлю Битнера, а спустя несколько месяцев Юргенсон получил уже предложение места управляющего нотным отделом фирмы братьев Шильбах в Москве, где и работал до закрытия компании, после чего решил открыть свое дело. Рискнуть, так казать. Как показало время - риск был оправдан :-)

10 августа 1861 года в Москве на углу Большой Дмитровки и Столешникова переулка открылся музыкальный магазин П. Юргенсона. С этого дня Пётр Иванович Юргенсон посвятил всю свою жизнь делу музыкального издательства, находясь во главе его в течение 42 лет.

История создания фирмы, её деятельность и расцвет неразрывно связаны с Москвой и с плеядой замечательных русских композиторов того времени — П. И. Чайковским, Н. Г. Рубинштейном, С. И Танеевым, С. В. Рахманиновым, и другими. Работал Юргенсон и с такими ведущими петербургскими композиторами, как М. А. Балакирев и Н. А. Римский-Корсаков. О масштабах работы фирмы П. И. Юргенсона говорят сохранившиеся каталоги и прейскуранты, а также существующая в наши дни «Нотница» издателя.

Репертуар нотных изданий фирмы поражает своим разнообразием. Во-первых, Юргенсон максимально полно издаёт сочинения отечественных композиторов, начиная с XVIII века. Во-вторых, он стал первым в России, кто издал полные собрания фортепианных сочинений Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, все оперы Р. Вагнера (в клавирах). Юргенсон также первым стал выпускать серии учебной литературы, «дешёвых» изданий для широкой публики. М. И. Чайковский отмечал: «… он умел примирить эгоистическую тенденцию наживы с искренним желанием послужить и делу распространения хорошей, настоящей музыки в России. Несмотря на всю прибыльность, он отказался от лёгкой музыки (танцев, цыганских песен и проч.) и явился первым русским издателем бессмертных образцов классического немецкого искусства. Несмотря на всю неприбыльность, он также первый принялся за издание произведений начинающих русских композиторов…»

Главным положительным результатом работы фирмы было создание новых отраслей музыкальных изданий, в том числе обширной отрасли духовной музыки, которая почти вся (за немногим исключением) издана фирмой П. И. Юргенсона: с 1874 по 1918 годы (включая годы деятельности издательства после смерти его основателя в 1903 году) вышло в свет около 2500 духовно-музыкальных произведений (в партитурах и голосах) 167 авторов.

П. И. Юргенсон был не только ведущим издателем духовной музыки, но и одним из немногих издателей того времени, кто целенаправленно учитывал свои издания в специальных амбарных книгах, послуживших впоследствии основой его каталогов. Фирма П. И. Юргенсона в количественном отношении наиболее полно представила в своих издательских каталогах персональную и тематическую (жанровую) нотографию. Среди его каталогов — выпуски, посвящённые вокальной, фортепианной, инструментальной, детской музыке и др., в том числе и духовной музыке.

Здесь был магазин Юргенсона

Юргенсон стал первым — и единственным — русским издателем, который регулярно и в большом количестве издавал православную духовную музыку — как старую, так и новую. И в этом смысле он сослужил огромную службу русской музыкальной культуре.
После смерти П. И. Юргенсона в декабре 1903 года во главе фирмы встал его старший сын Борис Петрович, продолжавший дело вплоть до 1918 года. В ноябре того же года, за месяц до выхода известного Декрета о национализации нотных магазинов, складов, нотопечатен и нотоиздательств, комитет фирмы при участии Б. П. Юргенсона постановил передать издательство (с нотопечатнями) и торговлю Советской власти. В декабре 1918 года на базе издательства при содействии братьев Бориса и Григория Юргенсонов был организован издательский подотдел Музыкального отдела Наркомпроса, который явился предшественником современного издательства «Музыка».
Вот такие вот дела...
Продолжение следует...
Приятного времени суток.

?

Log in

No account? Create an account