id77 (id77) wrote,
id77
id77

Categories:

Бренды Российской империи. Музыкальные инструменты. Часть 6

Здравствуйте уважаемые.
Закончим с Вами сегодня с фортепьянными и рояльными мастерами, но не закончим с музыкальными инструментами в целом. Напомню, что в прошлый раз мы с Вами остановились вот тут вот: http://id77.livejournal.com/1561530.html
Сегодня я Вам напомню еще о нескольких довольно крупных и известных предприятиях, действующих в стране, помимо Москвы и Санкт-Петербурга (но и в них тоже) :-)
Итак..
Фабрика X. Гентша (основана в 1865 год) Она выпускала только небольшие рояли. Тон инструментов был глухой в верхнем и среднем регистрах, а в басах-звенящий. Бывали случаи разрыва резонансных дек, так как последние изготовлялись слишком слабыми и тонкими. Улучшению качества звука не помогло патентованное (1882) Гентшем применение второй резонансной деки, соединенной с нормальной декой рядом соединительных стержней (душек). В конце XIX века фабрика была ликвидирована.

Фабрика Рудольфа Ратке (Основана в 1867 году). Сначала работали в Тарту, потом в Санкт-Петербурге.Это предприятие среднего масштаба (100 рабочих) выпускало в год до 400 инструментов. При грубоватой наружной и внутренней работе и несколько простоватом тембре своего звука, инструменты Ратке были очень прочны и выносливы и, будучи относительно дешевыми, находили себе достаточный спрос. В начале первой мировой войны фабрика была ликвидирована (впоследствии дело было перенесено в Берлин).
Фортепианная фабрика Германа Майра (1871 год). Она выпустила небольшое количество инструментов посредственного качества, но, благодаря дешевизне, нашедших себе достаточный спрос.
Фабрика В. К. Рейнгардта (1874 год), просуществовавшая недолго и выпускавшая лишь посредственные пианино разных моделей.

Фабрика пианино и роялей Гетце (1880). Она строила очень массивные, но не вполне удовлетворительные инструменты, которые не могли конкурировать с инструментами других русских и иностранных фабрик. Инструменты Гетце имели звенящие басы, глухие дисканты и тугую клавиатуру, что, конечно, не могло удовлетворять даже и не слишком требовательных музыкантов.

Фортепианная фабрика Леппенберга (1888 год), выпускавшая весьма посредственные пианино и рояли, которые плохо держали строй, имели не выровненные регистры и тупой, лишенный сочности звук. Однако, вследствие дешевизны, эти инструменты, подобно инструментам других третьеклассных фирм, все же имели известный сбыт.
1903 год. Эрнст Изе, ученик Ю. Блютнера, позднее работавший мастером на фабрике братьев Дидерихс, организовал собственное дело. Фабрика, выпустившая небольшое количество высококачественных кабинетных роялей и пианино разных размеров, просуществовала до 1914 года (впоследствии она была переведена в Таллин).
Фабрика А. Раузера и А. Битепажа (1890), выпускавшая инструменты вполне удовлетворительные как по внешности, так и по звуковым качествам.
Специальная фабрика пианино фирмы братьев Оффенбахер (1990). Образцово поставленное, электрофицированное предприятие, построенное по последнему слову техники, выпускало первоклассные пианино разнообразных моделей и стилей отделки. В последние годы перед войной фабрикой были разработаны хорошие модели роялей типа "миньон" и большие концертные (в последних была применена конструкция "открытой" чугунной рамы). Инструменты фирмы были очень прочными и обладали хорошим звуком. Сбыту инструментов немало содействовало то, что эта фабрика первая в России организовала продажу инструментов с широкой рассрочкой платежа, а также ввела в обращение большой прокатный фонд из своих инструментов. Проводя в оборудовании фабрики и в системе производства некоторую рационализацию, фабрика могла развить, по сравнению с другими русскими фабриками, наивысшую производительность: при 175 рабочих годовой выпуск инструментов доходил до 1000 штук.

Фабрика Л. Штюрцваге в Москве, основанная в 1842 году, выпускала, главным образом, прямострунные рояли венского образца и больших размеров, обслуживая ими московские женские институты и другие учебные заведения. Инструменты были грубы по своей внешней и внутренней работе. Дело Штюрцваге не получило развития и ликвидация его фирмы в начале XX века прошла безболезненно для русской музыкальной культуры.
Фабрика Эберга (1852 год в Москве). Она выпускала также довольно посредственные фортепиано с тусклым тоном. После нескольких лет пользования инструментами, в них часто появлялось некоторое дребезжание. Рояли этой фирмы были несколько лучшего качества, чем пианино. Предприятие просуществовало до начала XX столетия.
Киев. Фабрика А. Штробля, основанная в 1873 году, вырабатывала главным образом пианино. Ее изделия отличались очень добросовестным изготовлением, с применением всех правил фортепианного строительного искусства. Пианино Штробля имели прекрасный тон и отличались большой прочностью и выносливостью, благодаря чему и получили широкое распространение, особенно на юге России. Рояли Штробля были значительно менее удачными и выделывались фабрикой лишь в очень небольшом количестве. Фабрика Мекленбурга открылась в 1876 году. Являясь по масштабу скорее крупной мастерской, она производила только пианино значительно худшего качества, по сравнению с инструментами предыдущей фабрики. Они имели грубоватый тон: вследствие слабой конструкции колковой доски, плохо держали строй. Поэтому они получили более ограниченное распространение.

Харьков. Предприятие А. М. Бермана, основанное в 1890 году, выпускало пианино большого размера, прочные по конструкции, хорошего качества. Оно просуществовало до 1903 года, а после ликвидации превращено в филиальную мастерскую петербургской фабрики братьев Оффенбахер.
Рига. Фабрика Трессельта (1871) выпускала отличные инструменты - рояли, прямоугольные фортепиано и пианино.
Довольно крупное производство существовало в Польше.
В Варшаве были три фортепианные фабрики: Кернтопфа, Малецкого, Новицкого и фортепианная мастерская А. Кевитша. Они выпускали преимущественно пианино, собирая их из готовых заграничных частей. Изделия, отличаясь вполне удовлетворительными качествами, имели широкий местный сбыт, кроме того небольшое количество инструментов попадало в другие местности России. По тону особенно выделялись инструменты Новицкого.
В Калише работали фортепианные фабрики Арнольда Фибигера (1878), Т. Беттинга (1887), К. и А. Фибигера (1889), существовавшая под фирмой "Аполло". В противоположность варшавским фабрикам, эти предприятия снабжали своими изделиями довольно обширный юго-западный район России - Украину, Белоруссию и др. Наиболее крупным предприятием была фабрика Беттинга, выпускавшая пианино американских моделей и рояли. Инструменты были построены весьма тщательно, как со стороны внешней отделки, так и внутренних механизмов. Рояли этой фирмы по тону были более удачными, чем пианино. Последние отличались красотой внешней отделки. Две другие фирмы вырабатывали пианино среднего качества, уступавшие изделиям Беттинга, которые, благодаря своей дешевизне, находили большой сбыт.
Лодзь была третьим центром польского фортепианного производства. Здесь работали небольшие фабрики Р. Койшвица (изготовляла пианино, не уступавшие по своим качествам пианино петербургских фабрик) и Рейнберга.
Вот такое вот разнообразие :-)
Продолжение следует...
Приятного времени суток.
Tags: История, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments