id77 (id77) wrote,
id77
id77

Categories:

Бренды Российской империи. Музыкальные инструменты. Часть 2

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами разговор, начатый на прошлой неделе: http://id77.livejournal.com/1520796.html
И сегодня поговорим об Якобе Бейкере и его известнейшей до сих пор компании.
Знаменитый музыкальный мастер Якоб (Яков Давыдович) Беккер, родился в 1811 году в городе земельного подчинения в Германии, в земле Рейнланд-Пфальц, однако судьбу свою связал с Россией и Санкт-Петербургом. Именно в нашем городе он в 1941 году основал свою фабрику, которая прославила его имя.

Вначале фабрика представляла собой скромную мастерскую, которая выпускала 20 инструментов в год. Размещалась она на Итальянской улице, в доме № 31. Здесь выпускались преимущественно небольшие рояли, которые по сравнению с существовавшими в то время пианино и прямоугольными роялями пользовались повышенным спросом. Я. Беккер был большим знатоком современного ему фортепианного производства, в конструкцию своих инструментов он смело вводил все технические новшества, благо ему принадлежало несколько патентов.
Например, с помощью его патентов удалось улучшить тон верхнего регистра и это очень понравилось клиентам с тонким музыкальным слухом.

Так петербургский музыкальный издатель и пианист М. И. Бернард писал: «Особо замечательны теперь инструменты Беккера, который своими талантами, старательностью и добросовестностью заслужил всеобщую известность. Его рояли по прочности и красоте работы не уступают эраровским, а силою, полнотою и прелестию звука, бесспорно, превосходят их».

А в начале 50-х годов беккеровские рояли привлекли внимание Ф. В. Булгарина, который поместил в своей газете «Северная пчела» письмо польского пианиста А. Коптского к Я. Беккеру: «Г. Беккер! Не хочу оставить Петербург, не выразив вам письменно того удовольствия, которое я ощущал, играя в четырех последних концертах на вашем превосходном фортепиано. В числе отличных качеств инструментов вашей работы особенно замечательны необыкновенная чистота звуков, удивительная ровность клавиатуры и то высокое достоинство, что инструмент твердо сохраняет аккорд или настройку».

В 1857 г. мастерская Я.Беккера становится фабрикой «J.Becker». Болезнь Я. Беккера заставляет подключиться к делу брата Франца. Его близость ко двору позволила ему в 1867 г. получить для фабрики звания поставщика Высочайшего Двора и Дворов Наследника Цесаревича, Великих князей Константина Николаевича, Николая Николаевича и Великой княгини Елены Павловны. Тем не менее, отсутствие в мастерской Якоба Беккера сказалось на качестве роялей, которое стало заметно падать. Увы-увы. надо было что-то срочно предпринимать. Поэтому фабрике нашли новых хозяев.
В 1871 году фабрика перешла в руки М. А. Битепажа и П. Л. Петерсона. С этого времени ее деятельность приобретает более крупные масштабы. Новые владельцы в память о былых заслугах сохранили за фирмой старое название. Плюс сам Якуб, если позволяло здоровье, присутствовал на фабрике и помогал с работой. На промышленной выставке в Москве в 1872 году их инструмент был удостоен высшей награды — Почетного диплома и золотой медали. Началась разработка новой модели инструмента — в беккеровскую конструкцию был внесен ряд существенных изменений. И это снова привело клиентов в фирму.

Битепаж и Петерсон не остановились на достигнутом и продолжали совершенствовать свои инструменты. Только за пять лет — с 1872 по 1876 год—они создали 20 различных, очень дорогостоящих моделей, потребовавших от фирмы немало затрат. Владельцы предприятия стремились еще более расширить свое производство. Они увеличили число рабочих до 100 человек и выстроили на Петербургской стороне новое просторное четырехэтажное здание. Теперь фабрика помещалась на набережной Большой Невки, в доме № 36. На Итальянской улице был оставлен лишь магазин фирмы.
Беккеровская фабрика отличалась от других фортепианных предприятий тем, что в ее стенах производились абсолютно все детали будущих инструментов. В нижнем этаже помещалась слесарная мастерская, кузница, машинное отделение с паровой машиной в 25 лошадиных сил. Во 2-м и 3-м этажах делали корпуса и мелкие деревянные детали, собирали готовые инструменты. Весь верхний этаж занимал склад древесины различных пород. Из сборочного отдела инструменты перемещались с помощью специальной подъемной машины в большой зал для настройки. Через несколько лет здесь оборудовали собственные чугунные и медно-литейные мастерские, построили новые помещения для склада и сушильни леса. Серьезное производство.

Вскоре магазин фирмы был переведен на угол Невского проспекта и Казанской площади, в его огромных залах постоянно было выставлено до 150 инструментов. К 1889 году на фабрике работало уже около 300 человек, действовало более 100 различных станков и механизмов. Однако летом тоо же года произошло несчастье - большой пожар уничтожил главный фабричный корпус, часть машин и много готовых инструментов. Уцелели лишь мастерские, расположенные во флигелях, и склад лесоматериалов. Однако деятельность фабрики продолжалась — в первое время в уцелевших мастерских, а позже в большом здании, арендованном на соседнем участке. К осени удалось установить выписанные из-за границы новые машины и станки, на которых работали опытные рабочие, не покинувшие фабрику. Было трудно - но выдюжили :-)
Хотя после пожара Петерсон вышел из дела, и фирма перешла в полную собственность Битепажа. В начале 1890 года он приобрел новое помещение — дом № 63 по 8-й линии Васильевского острова. Во вновь оборудованном помещении пятиэтажного каменного здания имелось около полусотни станков и машин, три кузнечных горна, один тигельный, вагранка для плавки чугуна, два пресса, шесть различных пил, 170 верстаков, 28 тисков, работали две паровые машины и два паровых котла.

Уже через год после открытия новой фабрики выпуск продукции достиг прежнего уровня. В последние годы XIX столетия производство росло особенно интенсивно. Продолжало улучшаться и качество выпускаемых изделий. Инструменты фирмы получили широкое признание не только в России, но и за рубежом. После Всемирной парижской выставки 1878 года европейские музыкальные газеты ставили в заслугу фабрике внедрение огромного числа усовершенствований, способствовавших дальнейшему развитию фортепианного дела.

В последнее десятилетие века инструменты фирмы «Я. Беккер» неоднократно удостаивались высших наград на международных и всероссийских промышленных выставках: в 1893 году в Чикаго был I получен диплом и медаль, год спустя в Антверпене—главная награда Гран-При, в 1896 году — Государственный герб в Нижнем Новгороде, в 1897 —в Стокгольме золотая медаль и звание «Поставщик двора короля шведского и норвежского», в 1900 году — Гран-при в Париже (здесь Бите-паж был награжден орденом Почетного легиона). Фирма носила звания поставщика всероссийского и австрийского императоров, всех российских великих князей, Русского музыкального общества, Петербургской и Московской консерваторий.
На роялях фирмы играли известные русские и европейские пианисты, давшие очень высокую оценку качеству инструментов Ф. Лист, К. Сен-Санс, К- Шуман, Г. Бюлов, А. и Н. Рубинштейны, М. Балакирев, С. Танеев...

С. Танеев

К- К. Шредер, возглавивший в 1903 году руководство фабрикой, успешно развивал беккеровские традиции. На выставке 1905 года в Милане рояль фирмы «Я. Беккер» получил Гран-при. Новый владелец значительно расширил производство — на территории фабрики вдоль 8-й линии был выстроен каменный двухэтажный фабричный корпус, а два года спустя надстроены все лицевые и надворные здания, в результате чего образовался огромный шестиэтажный производственный корпус с флигелями. В 1912 году К. К- Шредер надстроил и переоборудовал сушильню дерева, расположенную в глубине двора, но в октябре 1913 года здание сушильни было уничтожено пожаром, и его так и не удалось восстановить.
Во время первой мировой войны фабрика продолжала работу, однако производство пришлось сильно сократить. Если в 1913 году на фабрике работало 400 человек, в 1914 — около 300, то в 1915 осталось всего 123 рабочих. В 1916 году из-за топливного кризиса производство пришлось сократить еще больше. На 1 января 1917 года здесь числилось всего 19 рабочих. В 1918 году фабрика роялей «Я. Беккер» была национализирована и приступила к работе в 1924 году под новым названием «Красный Октябрь».

Однако инструменты от Бейкера знают и по сей день.
Продолжение следует...
Приятного времени суток.
Tags: История, Россия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments