id77 (id77) wrote,
id77
id77

Categories:

Высший генералитет Второй мировой войны. Германия. Часть 9.

Здравствуйте уважаемые!
Ура-ура в попе дыра :-))) Сегодня, наконец то мы с Вами завершим наши германские мучения. Остались у нас в активе только 2 морячка и все….С немцами мы закончим! Но только с немцами – продолжение последует, уж поверьте :-)))
Предпоследнюю часть нашего с Вами повествования можно лицезреть вот тут вот:http://id77.livejournal.com/146404.html.
В предыдущих частях мы с Вами говорили о Вермахте и Люфтваффе, упоминали, что кто-то был более приверженен идеям нацизма, кто то меньше. Но все это ерунда по сравнению с Кригсмарине. Абсолютно кастовое, закрытое сообщество, в которое было крайне трудно попасть и на которое идеи национал-социализма оказали минимальное влияние. Что там говорить, если многие высшие морские офицеры предпочитали носить старые имперские мундиры вместо новых. И это в Германии!
Плотью от плоти этой кастовой структуры можно назвать Эриха Йоханна Альберта Редера
Родился, правда, Эрих в самой простой, а не аристократической семье, отцом его был обычный учитель. Произошло это 24 апреля 1876 года в небольшом курортном городке Вандсбек недалеко от Гамбурга. С самого раннего детства Эрих видел себя исключительно морским офицером – и напрасно отец убеждал его, что шансов пробиться наверх пойду по этой стезе у него немного – Эрих был неумолим. В 1889 году он поступил в военно-морское училище, а спустя 6 лет был выпущен лучшим на своем курсе. По окончании училища молодого лейтенанта назначили вахтенным офицером на броненосец «Саксен». Там он проявил себя хорошо и его перевели на линкор «Дойчланд», флагманский корабль командира Восточной эскадры принца Генриха (брата кайзера Вильгельма II). Неизвестно как бы сложилась дальнейшая судьба Редера, если бы не покровительство принца. Генрих разглядел перспективу в молодом офицере и всячески его продвигал. Так именно по его протекции в 1903 году Редер поступил в военно-морскую академию и окончил ее через 2 года. Стажировался кстати в России и выучил русский (к уже имеющимся в наличии немецкому, французскому и английскому).
3102e94ba56655abec8240d639b965c2
Гросс-адмирал Генрих Альбер Вильгельм, принц Прусский и покровитель Редера

После академии Редера сначала перевели на должность штурмана на броненосце береговой обороны «Фритьоф», а затем назначили в управление информации ВМФ (он заведовал прессой, редактировал журнал «Марине Рундшау» и ежегодник «Наутикус»), где Эрих вдоволь мог заниматься тем, к чему у него лежала душа – писательством, исследованием, морской наукой.
В 1910 году Редер, не без протекции принца Генриха, ставшего гросс-адмиралом, получил приглашение стать штурманом кайзеровской яхты «Гогенцоллерн», чем гордился до конца жизни.
Первую мировую войну Эрих Редер встретил в звании корветтен-капитана (капитана 3 ранга), а также старшим офицером штаба вице-адмирала Риттера Франца Хиппера, командовавшего крейсерскими силами Атлантической эскадры. Под руководством Редера было спланировано несколько операций по постановке мин и обстрелу берегов Англии. Редер непосредственно участвовал в сражении у Доггер Банки и в Ютландской битве. В последней он находился на флагмане Хиппера линейном крейсере «Лютцов», и чудом избежал ранений и смерти.
В январе 1918 года Редера назначили командиром легкого крейсера «Кельн», а в октябре того же года — главой центрального бюро командования ВМФ.
Войну он закончил на этой должности. По результатам WWI он был награжден множеством различных орденов медалей, в том числе Железным крестом обоих степеней, Орденом Красного орла и Орденом Королевского Дома Гогенцоллернов за военные и гражданские заслуги.
В 1920 году Редер впервые решил вмешаться в политику – и очень неудачно. За поддержку Капповского путча он был снят со своей должности и переведен в архив ВМФ. Это, правда только пошло ему на пользу, так как, используя материалы архива, он смог написать 4 книги : «Крейсерская война в зарубежных водах», «Крейсерская эскадра», «Деятельность легких крейсеров „Эмден“ и „Карлсруэ“„ и «Война на море“,  и стал одним из лучших специалистов по крейсерской войне. Кроме того, одновременно с этим прослушал курс философии и политологии в Берлинском университете.
Рёдер
Гросс - адмирал Эрих Редер принимает парад

К 1922 году его опала кончилась – он получил звание контр-адмирала и стал начальником военно-морских учебных заведений. В октябре 1924 года назначен командующим крейсерскими силами Северного моря, а 2 года спустя стал вице-адмиралом и командующим Балтийского военно-морского района. Еще через 2 года его пересели на должность  начальника военно-морского штаба, а чуть позже произвели в полные адмиралы. Жизнь удалась!
Однако чем дальше, тем больше начали проявляться у Редера его отрицательные черты – он был нетерпелив к любой критике, мелочен и дотошен, у него напрочь отсутствовало чувство юмора, он стал очень авторитарен. В итоге он перестал завоевывать друзей, а все больше вокруг него было недовольных. Его негибкость и костность нередко наносила ему много вреда. Простой эпизод хорошо это демонстрирует. Одного молодого морского офицера, которого обвинили в связи с 2 женщинами (без оснований, кстати) судил суд чести, на котором Редер председательствовал. Адмирал не захотел выслушивать никаких аргументов и потребовал, чтобы офицер ушел в отставку и не кидал тень на ВМФ. Офицер же этот страстно хотел служить моряком, но вынужден был подчиниться. На Редера, который попросту не стал его выслушивать, он затаил злобу и стал его врагом на всю жизнь. Имя этого молодого офицера Рейнхард Гейдрих, он стал сначала главой Гестапо, потом Начальником Главного управления имперской безопасности, обергруппенфюрером СС и одной из самых зловещих фигур 3 Рейха. Я бы не хотел иметь такого человека врагом...
Приход к власти нацистов Редер воспринял положительно, так как видел в Гитлере человека, который может возродить былую мощь германского флота. Сам рейхсканцлер на первых порах тоже очень ценил адмирала - ему льстило, что столь умный, образованный и заслуженный моряк относится к нему с почтением. Так что в первые годы между Гитлером и Редером было полное единодушие. В отличие от отношений с Герингом. Будущие рейхсмаршал и гросс-адмирал с первого взгляда невзлюбили друг друга и чем дальше – тем больше отношения становились холоднее и отрешеннее. К счастью для нас, и всех остальных стран антигитлеровской коалиции, хорошего контакта между Кригсмарине и Люфтваффе не было никогда. Первопричина именно в антипатии руководителей.
Однако потом во взаимоотношении фюрера и адмирала начались проблемы. Гитлер торопил ВМФ с созданием нового флота, они же не успевали, а Редер как заведенный говорил, что к войне они не готовы и с англичанами биться не могут. Да чего там с англичанами – даже с СССР. Плюс Редер постарался максимально оградить флот от влияния нацистов, чем несказанно бесил Гиммлера, с которым они тоже вскоре стали врагами.
tumblr_lrgzoiCrGA1r07ipbo1_500
Канцлер и глава Кригсмарине вместе. Пока...

Наконец в 1939 году адмиралу, казалось, удалось примирился с фюрером. После личной аудиенции, на которой Гитлер успокоил главу Кригсмарине тем, что флот не нужен будет еще как минимум 7 лет, Редер разработал так называемый план «Z», по которому к 1947 году следовало построить 4 линкора типа «Бисмарк», 6 линкоров типа «Н» с 420-мм пушками, 4 авианосца, 15 карманных линкоров, 5 тяжелых и 44 легких крейсеров, 68 эсминцев и 249 подводных лодок. План, представленный 17 января 1939 года, был одобрен Гитлером, который предоставил Кригсмарине преимущество перед флотом и армией. Более того Редер получил звание гросс-адмирала. Это был пик карьеры этого флотоводца. Потому что дальше все пошло для него несколько хуже.
Окончательно «потеряв горизонт», Редер стал чрезвычайно заносчиво относиться к окружающим. У него возник конфликт с морским адъютантом фюрера Альвином Альбрехтом, и тем самым отношения с Гитлером он подпортил. Гросс-адмирал хотел уволить из флота Альбрехта, но рейхсканцлер взял его под защиту. Редер обиделся и около 3 месяцев старался не встречаться с Гитлером, ссылаясь на свою якобы болезнь – это было вполне в его стиле.
В начале Второй мировой Редер разработал морской план по оккупации Дании и Норвегии, но большие потери флота еще больше прибавили скепсиса по отношению к адмиралу.
В дальнейшем, повторюсь, к счастью для нас Редер наделал очень много ошибок – и с точки зрения управления, и с точки зрения тактики, и с точки зрения назначений на высшие должности, и с точки зрения отношению с другими руководителями Рейха.
tumblr_mqfucort2I1reh0fqo1_500
На боевом посту.

Окончательно Гитлер разочаровался в надводном флоте и его руководителе после потерь 41-42 годов (утоплен «Бисмарк», тяжело повреждён «Адмирал Хиппер»). Рейхсканцлер вызвал гросс-адмирала к себе, но последний, по своей традиции, сослался на болезнь и встретился с фюрером только через пять дней. Видимо Гитлер высказал ему столько, что Редер тут же подал в отставку. Это произошло 30 января 1943 года. Отставка была принята, ему дали декоративную должность главного инспектора флота и на этом о нем забыли. Так война для него закончилось. К руководству флота во Второй мировой войне, скажем честно, Эрих Редер оказался не готов. К счастью для нас.
Взят в плен он был в мае 1945 года, и некоторое время содержался в больнице в Москве. Нюрнбергский трибунал приговорил его к пожизненному заключению, хотя сам адмирал, узнав о приговоре, просил для себя расстрела. Но суд не пошел к нему навстречу. Отсидел 9,5 лет в знаменитой тюрьме Шпандау, после чего был выпущен по состоянию здоровья. Умер он 6 ноября 1960 года в Киле, в возрасте 84 лет. Написал мемуары под названием «Моя жизнь».
Bundesarchiv_Bild_146-1976-127-06A,_Karl_Dönitz
Гросс-адмирал Карл Дёниц

Противоположностью Редера был другой и последний на сей день гросс-адмирал Германии Карл Дениц по кличке «папа Карл». Человек очень интересной судьбы, необычный по своей сути, с IQ приближающейся к показателям гениальности, а главное настоящий счастливчик. Не верите? Почитайте!
Родился будущий гросс-адмирал 16 сентября 1891 года в небольшом городке Грюнау, недалеко от Берлина в семье инженера- оптика знаменитой фирмы «Карл Цейс». Он рано потерял мать и воспитывался отцом Эмилем Дёницом, который постарался сделать его человеком скромным, но достойным.
В 1910 году Карл поступил в Имперское военно-морское училище в Киле, а в 1912 году его перевели в военно-морское училище в Мюрвике. По окончанию последнего новоиспеченного лейтенанта направили на легкий крейсер «Бреслау». Там и встретил начало первую мировую войну. Как известно «Бреслау» вместе с линкором «Гебен» были переданны Оттоманской Порте, где пытались вести крейсерскую войну в Черном море. Правда, с переменным успехом. Видимо самому Дёницу такая служба была несколько в тягость, поэтому, когда в 1916 году ему предложили переучиваться на подводника – он согласился. До этого, кстати, немного полетал в качестве военного наблюдателя, и им заинтересовались в авиации, но он выбрал море.
Курсы подводников он окончил блестяще и был направлен вахтенным офицером на лодку U-39 под командованием Вальтера Фольстмана. Форсман дал ему блестящую характеристику и 1 марта 1918 года Дёниц назначен командиром подводного минного заградителя UC-25. На счету этого корабля под управлением Дёница числиться 4 победы (16 тысяч бруттотонн). За удачную охоту будущий гросс-адмирал был награжден Орденом дома Гогенцоллернов.
Royal Hohenzollern House Order, KC X
Орден дома Гогенцоллернов

Дёница заметили и дали под его командование более современную лодку UB-68. 4 октября 1918 года Дёниц атаковал британский конвой, потопил транспорт «Упэк», но при погружении из-за неопытности экипажа лодка провалилась на глубину свыше предельной, поэтому пришлось срочно всплывать, и лодка была расстреляна военным сопровождением конвоя, а часть экипажа, в том числе и Карл Дёниц взята в плен.
Будущий гросс-адмирал попал в офицерский лагерь Ридмайер, недалеко от города Шеффилда и спокойно мог дожидаться конца войны. Однако это претило его деятельной натуре, и он симулировал сумасшествие, причем так убедительно и талантливо, что не у кого не возникло никаких сомнений в том, чтобы не выпустить офицера на лечение домой.
Вернувшись в Германию, Дёниц вновь попал на службу – но это был уже конец войны и крах империи. Будущий гросс-адмирал оказался одним из немногих прежних офицеров, остававшихся на небольшом немецком флоте, существовавшем в дозволенных Версальским договором пределах. Очень немало насоливший Антанте подводный флот эти самые Версальские договоры полностью запретили, поэтому Дёниц стал командиром миноносца T-157, а потом штурманом крейсера «Нимфа».
Приход к власти нацистов он встретил на должности старшего офицера штаба Североморского района и звании капитана 2 ранга. Нельзя сказать, что он был фанатичным поклонником Гитлера, однако тем не менее он один из немногих среди высших офицеров флота, кто разделял идеи национал-социализма. А может быть просто его гибкий ум, просто видел в Гитлере способ реализации своей мечты – возрождение подводного флота. Он с год пытался донести свои проекты и наконец, его услышали. В 1935 году Гитлер денонсировал Версальские договоренности, и Германия снова решила строить подводный флот. Главным в этом вопросе был назначен Карл Дёниц. Ему присвоили звание капитана-цур-зее (капитана 1 ранга) и поставили командующим 1-ой подводной флотилии в составе 11 лодок.
Говоря о подводном флоте 3 Рейха, этом страшном и эффективном оружии Германии, мы подразумеваем именно Карла Дёница. Он занимался всем – начиная от участия в проектировании и заканчивая решением бытовых проблем членов экипажей подводных кораблей. Сказать, что его любили подводники – ничего не сказать. Ни один из высших командиров родов войск в Германии не пользовался такой любовью и обожанием как Дёниц у подводников. Его кличка «папа Карл» хорошо отображает отношения в этой среде.
d_aces3
Адмирал с одним из своих подопечных (Герберт Вольфарт, командир U-556)

Дёниц разработал тактику и стратегию применения подводных сил. Его система «волчьих стай» направленная на разрушение, прежде всего транспортных коммуникаций противника, а не на повреждение его боевых кораблей была очень и очень эффективна. Она была бы еще более эффективна, если бы на каждом шагу Дёницу не приходилось бороться за свое детище. Гитлер не давал ресурсов для строительства новых подводных судов, ведомство Геринга никак не хотело идти навстречу с точки зрения взаимодействия авиации и флота, а сам командующий Кригсмарине Редер отстаивал свою концепцию крейсерской войны и всерьез подводный флот не рассматривал.
Но громкие победы (такие как потопление линкора «Ройал Оук» в Скапа-Флою Гюнтером Прином) заставили прислушиваться к Дёницу и помогать ему. Дёница повысили сначала до звания контр-адмирала, 1 сентября 1940 года — вице-адмирала, ну и наконец, в марте 1942 года ему присвоено звание адмирала.
С 30 января 1943 года — Карл Дёниц главнокомандующий военно-морскими силами Германии, и гросс-адмирал. Однако время изменилось – союзники перехватили инициативу, раскрыли код «Энигмы», научились бороться с «волчьими стаями», а главное теряли в месяц все меньше и меньше кораблей, что предопределяло крах подводной борьбы, а с ней и вообще проигрыш 2 Мировой войны. Дёниц это понимал, но поделать ничего не мог.
Несмотря на поражения германских войск, Дёниц оставался сторонником Гитлера, оправдывал все его решения и старался его всячески поддержать. Рейхсканцлер видел это и очень ценил. Ключевым моментом, видимо, оказалась участие Дёница в последнем дне рождения фюрера в Берлине. Перед своим самоубийством Гитлер написал политическое завещание, в котором неожиданно для многих, да и для самого адмирала, сделал Дёница своим преемником на посту президента и верховного главнокомандующего. Став главой страны 2 мая, он разместил свою резиденцию в здание военно-морского училища в Флесенбурге, недалеко от Киля В тот же день Дёниц выступил с «Воззванием к немецкому народу», в котором сообщил о гибели Адольфа Гитлера и о том, что он стал его преемником и тогда же сформировал новое правительство Германии во главе с графом Л. Шверином фон Крозигком. Все, что успел сделать Дёниц и новый глава правительства – это вывести как можно больше войск и гражданского населения с территорий, которые могли бы быть заняты советскими войсками, а также заключить как можно менее унизительное перемирие с союзниками. Конец вы все знаете, мои уважаемые читатели.
311736.501
Дёниц капитулирует.

23 мая 1945 года гросс-адмирал Дёниц был арестован и предстал перед Нюрнбергским трибуналом. Его судили за ведение неограниченной военной войны и военные преступления, и ему грозил эшафот. Но неожиданно, многие известные военачальники союзников выступили в его защиту. Такие, например, как адмирал Флота США Честер Нимитц (а о нем мы с Вами, уважаемые поговорим в следующих частях) или даже сам Черчилль. Итог – самый мягкий из всех приговоров первого (или большого) Нюрнбергского Процесса, среди тех, кто все-таки был осужден – 10 лет. Всю десяточку от звонка до звонка Дёниц отсидел в тюрьме Шпандау, откуда вышел 1 октября 1956 года, после чего поселился деревне Аумюле в Шлезвиг-Гольштейне где и жил в достатке и уважении, пописывая мемуары, коих написал аж на 3 книги. Умер он 24 декабря 1980 года в возрасте 89 лет.
Почему же я упомянул, что он счастливчик, спросите Вы? А посудите сами – он мог погибнуть со своей лодкой еще в первую мировую, но не погиб. Не выберись он хитростью вовремя из плена – он не остался бы служить во флоте, и не понятно как сложилась его судьба. Сделал прекрасную карьеру и стал ненадолго даже главой страны, но при этом пользовался уважением даже у врагов и отделался легче всех, вписал в историю свое имя не такими черными красками, как мог бы. Наконец спокойно и счастливо жил до глубокой старости. Разве не счастливчик?
Вот мы с Вами и закончили, наконец с немцами, вуух…:-)) Но не стоит расслабляться – впереди еще много интересно :-)
Хорошего времени суток!
Продолжение следует.....
Tags: Армия, Вторая мировая война, История
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments