id77 (id77) wrote,
id77
id77

Categories:

Кикиморы, лешие и другие представители славянского бестиария. Часть 2

Здравствуйте уважаемые.
На прошлой неделе мы с Вами начали тему отечественного бестиария: http://id77.livejournal.com/1460160.html
В прошлый раз я Вам рассказал, что кроме Домового и Кикиморы, во дворе и дома по преданиям жило еще немало духов и сущностей. Прежде всего, конечно, младший брат Домового, которого называли Дворовым .
Дворовой считается хозяином-опекуном скота и птицы в доме, влияет на их здоровье и плодовитость. Если дворовой любит скотину, она становится гладкой, сытой, здоровой, плодовитой. Дворовой кормит и поит скот, подгребает корм в ясли, чистит скотину, расчёсывает гриву лошади, заплетает её в косички, привязывает красные ленточки.
Вместе с тем в отличие от своего хозяина (домового) дворовой не относился к людям положительно. Хотя и нельзя сказать, что он был настолько агрессивен, что представлял опасность. Фактически самому человеку дворовой зла не делал, но вполне мог покалечить или замучить до смерти какое-либо животное. По сути, Дворовой ближе к Кикиморе, чем к Домовому.

Где именно жил и как именно выглядил Дворовой непонятно. Поверья утверждают, что дворовой был похож на домового, только черного цвета у него волосы, а не белого.
Считается, что дворовой дружит только с двумя животными – с козлом и с собакой. Наши предки очень трепетно относились к дворовому, пытались его всячески умилостивить и ни в коем случае не злить. Например, дворовой, будучи созданием ночным, не любил ничего светлого, поэтому, когда покупали лошадь белой масти, во двор ее вводили задом в овечьей шкуре или через овин. На ночь дворовому всегда оставляли какие-нибудь съестные подарки. Также дворовой яростно ненавидел чужих животных, поэтому на свой двор их ни в коем случае нельзя было пускать.
Если дворовой принимался ни с того ни с сего губить скот, то прибегали к помощи домового, который мог легко унять своего помощника. Либо вешали в хлеву (в конюшне) убитую сороку, которая отпугивала дворового.

Кроме Дворового еще можно вспомнить и Овинника (он же жихарь).

Это хозяин гумна (помещение, предназначенное для хранения, молотьбы, веяния и другой обработки зерна). Он свиреп и сложен, но старается быть справедливым. Он смотрит за порядками кладки снопов, за тем, как и когда затоплять овин. Следит, чтобы хлеба не сушили во время сильных ветров. Не позволяет гуменник топить овины и в заветные дни — большие праздники, особенно на Воздвиженьев день и Покров: по старинным деревенским традициям в эти дни овины должны отдыхать. В случае, если крестьянином-крестьянкой будут нарушены эти, веками сложившиеся законы, последствия могут быть самыми печальными: вплоть до смерти «виновника».Хотя чаще всего его работой были пожары. Повторюсь, характер у него непростой. Чаще всего овинник имеет вид громадного чёрного кота, величиною с дворовую собаку, с горящими, как уголья, глазами. Но может принимать и другие формы.
Если он принимает хозяина, то всячески оберегает зерно от всякого вреда, а главное нечисти и нежити.

Ясно, что и такое сложное и по преданиям связанное с нечистой силой место как баня, не могло обойтись без своих духов. Напомню,что раньше и гадали то как раз именно в бане. Не просто так :-))
Среди множества духов и сущностей бани я бы выделил 3. Прежде всего это Банник (он же лазник). Обычно он невидим, иногда принимает вид голого старика, покрытого грязью и листьями от веника, или человека с длинными волосами, а также превращается в собаку, кошку, в белого зайца. Живёт за каменкой или под полком. По сути своей достаточно вредный озорник. Любимое занятие- пугать людей в бане и обжигать их кипятком.

Но чаще всего его чудачества достаточно безвредны. И с давних пор известно старинное гадание на жениха. Оно конечно своеобразное, но в расчете на банника :-))В полночь девушки подходят к открытым дверям бани, задрав юбку. Если банник коснётся мохнатой рукой — у девушки будет богатый жених, если голой — бедный, а если мокрой — пьяница. Вот такие дела :-))
Чтоб задобрить Банника, ему оставляют кусок ржаного хлеба с большим количеством крупной соли.

Хуже, когда в бане жил не Банник, а Обдериха — лохматая, страшная старуха. Может также показываться голой или в виде кошки. Живёт под полоком. Очень уж вредная :-)

Но а совсем беда, если в месте мытия завелась Шишига. Это банная кикимора, но очень злая. Это демоническое существо, которое прикидывается знакомой, а заманив в баню попариться, может запарить до смерти. Это ее основная задача. Однозначно черное существо.

Правда были и хуже. Например, Анчутка
Это мелкий,но вредный бес квартирующий обыкновенно в овине или бане. Отличается прискорбным отсутствием пяток и не менее прискорбным извращенным чувством юмора. Вселяется в жертв, заставляя их визжать, хохотать, насиловать кур (sic!), плясать голыми, гоняться за соседом с топором и самокастрироваться подвернувшимся под руку серпом. Судороги у купальщиков тоже дело рук анчутки, который подкрадывается к ним невидимо и вцепляется в ногу.

В сказках иногда выступает договороспособным лицом и даже готов одарить героя за услугу. Но дары анчутки часто бывают порчеными, имеющими тайные гибельные свойства: «А из ларя выскочил конь-огонь, копытом залягал Ваньку вусмерть, обернулся зайцем, да и ускакал». Но есть и хорошие новости: анчутка страшно боится собак и никогда не поселится на дворе, где есть это "ужасное" животное.

Ну и закончим сегодня Ячичной.
Ячична - это демон женского облика, обитающий в пустых, заброшенных домах. Чем дольше «изба стоит пустая, в землю врастая», тем тяжелее будет ее разобрать или отремонтировать, потому что ячична — дух незаселенного пространства — будет считать ее своей собственностью.

Ячична пытается подражать людям. Может прийти, например, на посиделки с большой прялкой и прясть вместо шерсти солому. Либо начнет вдруг «среди бела дня носить из колодца решетом воду да лебеду поливать». Выглядит она как большая странная женщина, у которой все не на своем месте: «Одна нога из го..на, другая наземня», «титки по ветру болтаются до земли», «нос на лбу, глаза как плошки»... Самое глупое, что можно сделать при встрече с ячичной, — это проявить к ней неуважение или, того хуже, посмеяться над ней. Ночью она вернется мстить, и удержать ее никак нельзя. Но можно обмануть — например, надев на голову горшок, а на тело три тулупа. Ячична разобьет горшок и сдерет тулупы, удалившись в полной уверенности, что обезглавила и освежевала насмешника.
Продолжение следует...
Приятного времени суток.
Tags: Мифы, Непознанное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments