id77 (id77) wrote,
id77
id77

Categories:

Высший генералитет Второй мировой войны. Германия. Часть 7.

Здравствуйте уважаемые!
В своем прошлом посте: http://id77.livejournal.com/143468.html я «расправился» с фельдмаршалами Вермахта, но предупредил Вас, что на этом мы с Вами с немцами не закончили. Ведь у нас в активе осталось еще 5 фельдмаршалов дер флюге (ну или флигер, я с немецким не очень, так что подправьте, если что, по-немецки написание следующее: Generalfeldmarschall der Flieger) и 2 Гросс-Адмирала. Так что сегодня поведаю Вам о части летчиков, а вот завершим окончательно с германцами в следующем посте. Лады? :-))
Начнем с военачальника, которого сам Гитлер называл одним из самых угрожающе выглядевших своих генералов. Я говорю о Гуго (Хуго) Шперле. Этот сын баварского пивовара в 18 лет поступил на службу фанен-юнкером (кандидатом в офицеры) в 8-ой Вюртембергский пехотный полк, но служба шла тяжело, и спустя 9 лет он был все еще лейтенантом. Тогда-то и пришла ему в голову мысль попробовать себя в новом виде войск – авиации. И надо сказать, у него сразу все начало получаться. Первую мировую войну Гуго начал командиром подразделения разведывательной авиации в звании капитана. Затем командовал различными авиационными подразделениями и частями, был начальником школы воздушных наблюдателей в Кельне. Наконец в 1918 году он старший офицер штаба начальника авиации 7-ой армии. За Первую мировую войну награждён Железными крестами обеих степеней и ещё пятью орденами. В армии его ценили, иначе как по-другому расценивать, что он в составе всего еще 179 летчиков остался служить в Рейхсвере, пусть и на «сухопутных» должностях – Версальским договором Германии запрещалось иметь ВВС. В 1926 году произведён в майоры. В 1928 году прошёл курс авиаподготовки в секретной немецкой лётной школе в г. Липецк. Кстати, некоторое время назад, в прессе публиковались какие-то материалы о том, что де сам Герман Геринг проходил подготовку в СССР, и в Липецке у него был бурный роман с девушкой, на которой он хотел жениться. Геринга то в Липецке никогда не было точно, а вот Шперле был, и такой роман вполне мог быть. Кстати опять-таки по легенде, во время войны на Липецк не упала не одна бомба, так как эксперты Люфтваффе прекрасно знали местность и не хотели причинить вреда городу, где в молодости кутили. За что купил, за то и продаю, как говориться – на то она и легенда :-)))))
Шперле
Шперле на рабочем месте

С приходом к власти Гитлера Шперле становится одним из создателей Люфтваффе, сначала тайного («черного»), а потом и вполне легального. В октябре 1935 года Гуго получил звание генерал-майора и назначен командовать 5-м округом ВВС в Мюнхене. С началом гражданской войны в Испании в 1936 году, Гитлер решил отправить туда ограниченный контингент ВВС, который был назван «Легион «Кондор». Командующий был поставлен именно Шперле, а начштаба другой будущий фельдмаршал Люфтваффе фон Рифтгофен.
В Испании Шперле показал себя человеком очень жестоким, причем неоправданно. Слово Герника знакомо наверняка даже тем людям, которые далеки от военной истории. Его работа :-( И это, к сожалению, не единичный случай.  Однако следует признать, что испанский опыт был сверхудачен для Люфтваффе. Была отработана тактика, стратегия ведения воздушных боев и операций, появились первые «понюхавшие пороху» эксперты. Рейхсканцлер высоко оценил действия Шперле – ему было присвоено звание генерала авиации, а позже пожалован испанский крест с мечами и бриллиантами.
Hugo_Sperrle_Spanish_Cross
Испанский крест с мечами и бриллиантами

Начало Второй Мировой войны Гуго встретил на посту командующего 3 воздушного флота. В Польской компании он прикрывал Западный фронт, зато уж во Французскую оторвался по полной. Его Флот помогал с воздуха войскам группы армий "А" (генерал Г. фон Рундштедт), наносившим главный удар. Так что звание генерал-фельдмаршала по окончании компании было вполне заслуженно.
"Час истины" настал для Шперле в «Битве за Англию». Коротко говоря и не вдаваясь в особые подробности, битву эту он проиграл. С треском. И не важно, что по легенде он предлагал сделать акцент на уничтожении истребительной авиации англичан, а также на радиолокационных комплексах, а не на городах, как приказывали Гитлер и Геринг. Он проиграл.
И с этого момента мы видим совсем другого Шперле – не бодрого и азартного моложавого генерала, а  абсолютно аморфного и не интересующегося войной человека.
51_l063
Рейхсканцлер в окружении высших чинов Люфтваффе. Слева направо: Мильх, Шперле, Гитлер, Геринг, Кессельринг.

Он остался командующим 3 воздушным флотом, который, правда сократился до 2 истребительных эскадр (2-ой и 26-ой) и базировался во Франции. За 3 года командования Шперле целиком и полностью развалил авиацию потенциального Западного фронта. Он интересовался чем угодно – скачками, игрой в казино, кокотками, вином – всем, но только не службой. По большому счету, некоторые «злые языки» утверждают, что в своем сибаритстве он превзошел самого рейхсмаршала, а это было ооох как непросто. :-)))) Последний хоть делал вид, что ему интересно, Шперле же не делал даже таких минимальных усилий. Почему столько его терпел фюрер, я понять не могу. Скажу более, доходило до смешного, когда Гитлер посылал Шперле с личным посланником 50 000 марок на погашение долгов, то посланник не мог застать фельдмаршала на рабочем месте – тот неожиданно для всех укатил отдыхать на курорт. Рыба, как известно, гниёт с головы, и каков командующий – таков и весь воздушный флот.
220px-Hugo-Sperrle
Шперле на перед военным трибуналом

Наконец, даже терпению рейхсканцлера пришел конец после вполне объяснимого провала Люфтваффе при высадке союзников в Нормандии и 19 августа 1944 года Шперле был смещен с занимаемой должности и отправлен в резерв. Больше никаких должностей он не занимал. 1 мая 1945 года был арестован английскими войсками, а в 1948 году предстал перед военным трибуналом. Однако в октябре того же года все обвинения в военных преступлениях с него были сняты, Шперле был оправдан и освобожден из плена.
Умер этот самый ленивый и бездеятельный фельдмаршал Третьего Рейха 2 апреля 1953 года в возрасте 68 лет в Баварии.
pic_25
Вольфрам фон Рихтгофен в 1918 году

Следующий по счету у нас фельдмаршал Люфтваффе - это Вольфрам фрайхерр (барон) фон Рихтгофен, самый молодой вообще из всех немецких фельдмаршалов второй мировой, получивший этот чин в возрасте 47 лет. Этого выходца из старинного прусского дворянского рода нередко путают с самым, пожалуй, знаменитым авиатором Первой Мировой войны Манфредом фон Рихтгофеном по прозвищу «Красный барон», называя Вольфрама чуть ли не сыном Манфреда. Они действительно родственники, но не столь близкие. "Красный Барон" приходится нашему герою с "металлическим" именем троюродным дядей :-))
Вольфрам с детства бредил небом и даже занимался в неком подобии авиакружка, однако службу по давней семейной традиции начал в кавалерии. В составе 4-го гусарского полка он почти всю Первую мировую войну провел на Восточном фронте. Однако в 1917 его просьбам вняли и перевели его в авиацию. И не куда нибудь, а в самую знаменитую 11 истребительную эскадрилью (Jagdstaffel 11) 1 истребительного полка (Jagdgeschwader I), где он несколько месяцев воевал под руководством своего троюродного дяди, а после смерти последнего его командиром стал никто иной, как один из лучших асов Первой мировой капитан Герман Геринг (да-да – тот самый). :-) По сути, на фронте в качестве боевого летчика Вольфрам был около полугода, но, тем не менее, асом стать успел. На его счету 8 побед, а асом в ту войну называли летчика сбившего 5 самолетов. Войну он закончил обер-лейтенантом с несколькими боевыми наградами, в том числе Железными крестами 1 и 2 степени. Однако в отличие от того же Шперле ему не удалось попасть в рейхсвер и в 1919 году он был демобилизован с воинской службы. Однако на «гражданке» найти себя так и не смог, поэтому в 1923 году окончил Высшую техническую школу в Ганновере и снова поступил на военную службу в кавалерию. Служба шла спокойно, однако о своей страстной любви – авиации Рихтгофен не забывал. Правдами и неправдами он смог попасть в группу для стажировки в «Regia Aeronautica» (ВВС Италии) и 2,5 года обучался теории и практике у итальянцев.
image017j
Барон фон Рихтгофен  в звании генерал-майора. Фото 1939 года

Приход к власти нацистов сыграл ключевую роль в его карьере. "Толстый Герман" не забыл перспективного пилота и пригласил его во вновь созданное Имперское министерство авиации. Знания и техническая подкованность Рихтгофена пришлись ко двору. Уже в 1936 – он помощником начальника Технического управления министерства авиации, а затем начштаба «Легиона «Кондор». Наконец в 1938 году он стал последним командиром этого немецкого подразделения в Испании. Ну и звания не заставили себя долго ждать - в январе 1938 года он полковник, а  уже в ноябре - генерал-майор. Его карьера одна из самых стремительных за всю историю германских вооруженных сил, ведь всего за 10 лет он прошел путь от майора до Фельдмаршала.
В Люфтваффе Рихтгоффена ценят не только и не столько как боевого генерала, сколько как отличного теоретика проведения воздушных операций. Наверное, не будет преувеличением сказать, что основы тактики немецких ВВС придумал и внедрил именно Рихтгофен. Основной упор он делал на то, чтобы авиация должна, прежде всего, поддерживать сухопутные войска и много сил направил на отлаживание этого взаимодействия. Это было его победой, но и самым большим поражением. Ведь получается, что такая доктрина предусматривала использование Люфтваффе в тактическом, а не стратегическом плане, что, в конце концов, привело к краху.
Начало второй мировой войны фон Рихтгофен встретил в чине генерал-лейтенанта и командующего авиационной дивизией особого назначения (Fliegerführer z. b. V.) в составе 1 воздушного флота (командующий А. Кессельринг). Это достаточно интересное подразделение, достойное отдельного разговора, оснащенное, прежде всего пикировщиками и направленное на уничтожение аэродромов и коммуникаций противника. За отличие в этой кампании получил чин генерала авиации (1939). В начале 1940 года назначен командиром вновь сформированного 8-го авиационного корпуса, основу которого опять-таки составляли пикирующие бомбардировщики Ju-87 Штука. Корпус входил в состав 3 воздушного флота (Шперле)
8-Fliegerkorps
Знак 8-го авиакорпуса Люфтваффе

Несмотря на все проблемы в первоначальной коммуникации Вермахта и Люфтваффе 8 авиационный корпус проявил себя очень хорошо. Но если в Польше и Франции действия пикировщиков были очень удачными, то в «Битве за Британию» ожидаемо они были малоэффективны. Поэтому 8 авиационный корпус перевели на Балканы. Позже корпус участвовал в Критской операции, и, пожалуй, это был звездный час Рихтгофена. За Крит он был награждён Дубовыми листьями к Рыцарскому кресту.
Начало нападения на СССР 8 авиакорпус входил в состав 2-го воздушного флота (генерал-фельдмаршал А. Кессельринг), предназначенного для поддержки группы армий "Центр" (генерал-фельдмаршал Ф. фон Бок).
В августе корпус был перенацелен на Северо-Западное направление, где действовал в составе 1-го воздушного флота (генерал А. Келлер) и участвовал в бомбежках Ленинграда, а затем возвращен на Московское направление.
Наконец, заметно потрёпанное в боях воинское подразделение зимой 1942 года перебросили на переформирование и отдых в Италию, а затем в Крым для поддержки Манштейна. Пожалуй, разгром советских войск на Керченском полуострове был последней крупной победой Рихтгофена. По результатам прошлых побед фон Рихтгофен получает звание генерал-полковника и назначается командовать 4 воздушным флотом. Дальше был Сталинград и крушение «Воздушного моста», против которого, кстати, Вольфрам очень сильно выступал, считая его полной авантюрой. В битве за Харьков он смог подправить свою пошатнувшуюся репутацию и более того 16 февраля 1943 года был произведен в генерал-фельдмаршалы, но дальше были Кубань, после которой Геринг отстранил его от командования армией, признав то, что Рифтгофен потерпел сокрушительное поражение.
0_6343e_c5c7910e_-1-L
Фельдмаршал в полевых условиях

С июня 1943 года Рихтгофен командующий силами 2 воздушного флота (а точнее того, что от него осталось) в Италии. И надо сказать, что, несмотря на большие потери и слабую техническую оснащенность целый год командовал он очень и очень успешно. А вот осенью 1944 года у него диагностировали рак мозга, и управлять войсками он уже не мог.
Был взят в плен к американцам в мае 1945 года,а  12 июля скончался в лагере для военнопленных.
Так закончилась жизнь одного из самых талантливых высших офицеров Люфтваффе. Ему было 49 лет.
robertrittervongreim1
Ас Первой  Мировой войны Р. фон Грейм

Ну и последний на сегодня фельдмаршал, по которому мы слегка пробежимся (в фигуральном смысле, а не в буквальном) – это убеждённый нацист и яростный поклонник Адольфа Гитлера, а также человек интересной судьбы Роберт риттер фон Грейм. Хочу заметить, что как  в деле и с фон Леебом, риттер –это дворянское звание (рыцарь), а не одно из имен.
Потомок старинного баварского аристократического рода и сын капитана полиции, начал службу в 1911 году в Баварском железнодорожном батальоне. Через год его отправили учиться в военное училище, которое с успехом было закончено.
Первую мировую войну фон Грейм начал командиром батареи в 8-м Баварском артиллерийском полку. Не совсем понятно, что его сподвигло обратить свой взор на авиацию, но в конце 1916 года он проходит полугодичную подготовку летчика-истребителя и возвращается на фронт уже в составе авиационных частей. И за оставшееся время войны становится одним из лучших немецких авиаторов. На его счету 28 подтвержденных побед (плюс 2 неподтвержденные). Кроме того, считается, что Грейм первым из истребителей, кто смог уничтожить с воздуха английский танк. К слову у Геринга за Первую Мировую числиться только 22 победы.
К концу войны фон Грейм был в чине капитана, да к тому же командующем авиагруппой носящей собственное имя. Неплохая карьера для 26-ти летнего человека (по германским канонам естественно). Был награжден множеством различных наград, в том числе Рыцарский крест Королевского Баварского военного ордена Макса-Иосифа и главное Pour le Mеrite.
mmjogk
Рыцарский крест Баварского военного ордена Макса-Иосифа

По окончанию войны в рейхсвер не пошел по идейным соображениям, хотя и звали. Идею республики он не приемлил в принципе. Для того чтобы как то свести концы с концами, окончил юридические курсы и поступил работать в банк. Для того, чтобы не забыть навыки пилотирования участвовал в воздушном цирке, развлекал публику (также, кстати, как и другой известный ас Первой мировой и будущее важное лицо в Люфтваффе Эрнст Удетт).
В 1924 году судьба забросила Грейма в Китай, где он близко сошелся с Чан Кайши и стал одним его из советников по летным делам. Так что можно сказать, что в создании ВВС Гоминьдана есть и его большая заслуга.
Затем вернулся в Германию и руководил авиашколой Германского авиационного союза в Вюрцбурге. Уже в Германии примкнул к нацистам, но что характерно не через связи с Герингом, с коим у Грейма всегда были достаточно прохладные отношения. В 1934 года его снова призвали на службу, сначала в «черные люфтваффе», а затем, когда в феврале 1935 года Германия официально объявила о создании ВВС, Грейм был произведен в майоры и назначен командиром 1-й истребительной эскадры "Рихтгофен". Потом стал инспектором истребительной и бомбардировочной авиации. В 1937 году назначен начальником Управления личного состава Главного командования люфтваффе.
Начало второй мировой встретил в должности  командира 5-ой авиационной дивизии, в составе 3 воздушного флота, в звании генерал-майора. В военных действиях в Польше не участвовал, так как 3 воздушный флот был сосредоточен на западных рубежах. Зато во Французскую компанию его дивизия была развернута 5 авиационный корпус (главной ударной силой которой были бомбардировочная авиация) и он хорошо отличился там. Итог – рыцарский крест и звание генерал-лейтенанта.
фон Грейм
Одна из поздних фото фон Грейма

А вот в «Битве за Британию» корпус заметно потрепали, как впрочем, и все действующие в этом сражении части Люфтваффе
Еще большие потери 5 авиакорпус понес при нападении на СССР. Он действовал в состав 4-го воздушного флота (генерал А. Лер), который должен был прикрывать группу армий Юг. В результате корпус вывели на переформирование, и потом только частично использовали его в Крыму. В апреле 1942 года Грейм сменил генерала В. фон Рихтгофена на посту командующего авиационной оперативной группой "Ост", созданной вместо 2-го воздушного флота. В мае 1943 года эта оперативная группа была преобразована в 6-й воздушный флот, командующим которым был назначен Грейм. 6-й воздушный флот поддерживал группу армий "Центр". Очень большие потери 6-ой флот понес под Курском. Еще больше расстроила Грейма личная трагедия – его единственный сын Хуберт в 1942 году пропал без вести в Тунисе, и командующему сообщили, что поиски ни к чему не привели и он погиб. Как оказалось, ошиблись – он был пленен и до конца войны провел в лагере для военнопленных в США.
Дальше были одни поражения. Но, тем не менее, высокий профессионализм Грейма, его умения вовремя сосредоточить нужные силы помогали  серьезно замедлить темпы наступления Советских войск и отсрочить полный разгром немецких сил. Даже советские стратеги достаточно высоко оценивали его профессионализм. Итог трудов Грейма был отмечен Гитлером дубовыми листьями и мечами к Рыцарскому кресту, а также воинскими званием генерал- полковника.
Ну а широкую известность будущий фельдмаршал приобрел уже в самом конце войны.
24 апреля фон Грейм был внезапно вызван в Берлин лично Гитлером. С большим трудом удалось пробиться на аэродром Гатов, однако добраться прямо до Рейхсканцелярии не представлялось никакой возможности. Тогда Грейм рискнул. Вместе с такой же отпетой нацисткой, но отличной летчицей Ханной Райч, которая была у него что-то типа адъютанта, на сверхлёгком "Шторьхе" (самолет Fieseler Fi 156 Storc) они попытались пробиться в центр Берлина, и им это удалось. Они сели на проспект недалеко от бункера Гитлера. Правда в полете попали под обстрел зенитной артиллерии и Грейм был серьезно ранен – осколком снаряда ему раздробило пятку. Тем не менее, несмотря на ранение, он предстал перед фюрером, который приказал ему взять командование Люфтваффе на себя, сообщив, что Геринг предатель, и смещен со всех должностей. Заодно Гитлер присвоил фон Грейму звание Генерал-фельдмаршала авиации. И это было последние присвоение этого титула в Третьем Рейхе. Война подходила к концу.
Грейму и Райч удалось благополучно взлететь (некоторые исследователи полагают, что они прихватили с собой Гитлера, но это не так) и они держали путь в ставку преемника Гитлера гросс-адмирала Дёница в Плёне у города Киля. Там Грейм попытался взять бразды правлению Люфтваффе в свои руки – но это быдл абсолютно бесполезно – какие то части не подчинялись вообще никому, а штаб Люфтваффе по прежнему читал своим командиром Геринга. Таким образом, Грейм был генералом без войска.
hanna_reitsch_lr_by_ss_standartenfuhrer-d5sq8m5
Ханна Райч - отличная летчица, но убежденная нацистка

Он сдался в плен 9 мая в Кицбуэле (Австрия), а 24 мая раскусил ампулу с цианидом. Многие говорят о том, что он боялся выдачи СССР, но дело скорее в другом – в крушении его идеалов. Он не был военным преступником, он не уничтожал мирных жителей и в его частях гуманно обращались с пленными (собратья по небу, как-никак), но он истово верил Гитлеру и был примерным нацистом. Крушение Рейха не смог пережить и сам.
Продолжение следует....

Когда я был маленьким, то одной самых заветных моих мечтаний было получить игрушечную железную дорогу. Эта мечта еще более укрепилась, после того как я прочитал одно из самых трогательных и сильных произведений Джанни Родари "Голубая стрела". Ведь железная дорога это классно, это просто здорово! Однако во времена моего детства найти эту игрушку было очень сложно. Надо был попасть в ГДР, а уж только там можно было купить ее. Мне повезло и мечта моя осуществилась, хотя это было непросто. К счастью, в наше время большинство таких сложностей канули в Лету. Теперь можно выбирать и покупать не выходя из дома. Например тут:купить железную дорогу для детей. Хорошего времени суток!
Tags: Армия, Вторая Мировая война, История
Subscribe

  • Рекорд Рассела Уэстбрука

    Здравствуйте уважаемые. Разыгрывающий «Вашингтона» Расселл Уэстбрук оформил 182-й трипл-дабл в карьере, набрав 28 очков, сделав 13…

  • Новый Shaqtin’ a Fool :-)

    Здравствуйте уважаемые. Приятного времени суток.

  • Новый Shaqtin' A Fool

    Здравствуйте уважаемые. Приятного времени суток.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Рекорд Рассела Уэстбрука

    Здравствуйте уважаемые. Разыгрывающий «Вашингтона» Расселл Уэстбрук оформил 182-й трипл-дабл в карьере, набрав 28 очков, сделав 13…

  • Новый Shaqtin’ a Fool :-)

    Здравствуйте уважаемые. Приятного времени суток.

  • Новый Shaqtin' A Fool

    Здравствуйте уважаемые. Приятного времени суток.