id77 (id77) wrote,
id77
id77

Category:

Авиация Стран Варшавского договора и реактивный пассажирский лайнер ГДР

Здравствуйте уважаемые.
Среди всех стран соцстран, подписавших Варшавский Договор, было лишь 3 (кроме СССР, естественно), которые имели возможность развивать собственную авиастроительную промышленность и выпускать не советские копии, а самостоятельные разработки. Лидером был ЧССР, интересные задумки были внутри ПНР, а аутсайдером в этой большой тройке был ГДР.
Но именно у восточных немцев был проект, который до сих пор удивляет и заставляет себя уважать. Не знаю, в курсе ли Вы, но в самом конце 50-х, в ГДР был разработан и построен настоящий пассажирский турбореактивный самолёт. И это, согласитесь, круто. Тем более для ГДР.
Яркий и талантливый конструктор Брунольф Бааде создал на заводе VEB Flugzeugwerke в Дрездене самолет, который назвали Dresden 152. Альтернативные наименования (VEB-152, Flugzeug 152 или собственно говоря Baade 152)

Было создано 2 экземпляра машины. Первый погиб в аварии вместе с экипажем. Второй был доработан и готов к запуску в серию, но после смерти в 1960 году Президента ГДР Вильгельма Пика, который был главным апологетом подобного дела, проект был свернут.

На самолёт устанавливались четыре турбореактивных двигателя Pirna 014 под крыльями, спарками в двух стреловидных узких пилонах.Максимальная скорость: 920 км/ч. Практическая дальность: 2000—2500 км.
По мне - интересный проект был.




Среди чехословацких разработок я бы выделил бы 2 изделия.
Прежде всего это очень удачный самолет от компании Aero Vodochody под наименование Аэро Л-39 «Альбатрос». Не одно поколение военных летчиков тренировались на этом надежном и простом самолете.

Скажу более - во многих странах Элли (так иногда с любовью называют этот борт) является основным боевым самолетом. Хотя первоначально он планировался именно как обучающая пилотов машина для подготовки к боевой работе на основных современных истребителях. Ну, таких как МиГ-29, например.

Очень удачная машина получилась. Недаром их было произведено около 3000 экземпляров. Производился от с 1970 по 1999 год. 10 различных модификаций в одно и двухместном варианте.

Сейчас б/у-шный вариант можно купить на рынке. Около 300 000 долларов стоит, и ИМХО, это удачная покупка.

Самолеты Альбатрос используются несколькими пилотажными группами в разных странах. В России — пилотажной группой «Русь», в Латвии — пилотажной группой «Baltic Bees», в США — пилотажными группами «Патриоты» и «Black Diamond», во Франция — пилотажной группой «Брайтлинг».


Другой настоящий бестселлер чехословацких авиаторов - это изделие компания Let Kunovice (ныне Aircraft Industries), Let L-410 «Turbolet».

Это универсальный двухмоторный самолёт для местных воздушных линий, который у нас принято называть Чебурашка.

С 1969 года выпущено более 1500 бортов.

Хорошая машина, которая не требует хороших аэродромов, настоящий такой "рабочий бычок". Крайняя модификация вмещала 19 пассажиров (+2 пилота) или 1800 кг груза.
Максимальная скорость 335 км/ч. Дальность - до 1500 км.

Сейчас используется около 200 бортов, и есть планы модернизировать и продолжить производство бортов.

В Польше тоже было пару интересных разработок. Хотелось бы также выделить 2 из них.
Достаточно любопытно выглядел борт WSK-Mielec M-15, который за свой очень своеобразны вид и вой двигателя получил прозвище «Бельфегор» по имени демона Бельфегора. Этот самолет уникален уже хотя бы тем, что это, на секундочку, реактивный (!!!) сельскохозяйственный самолёт. Сходу, я ничего подобного не вспомню.

Разработала его под заказ СССР компания WSK-Mielec в 1970-х годах. Форма дейстивтельно у него странная...Самолёт сделан бипланом, чтобы уменьшить рабочую, взлётную скорости, скорость сваливания. Баки вынесены на крылья, чтобы снизить скручивающий момент у корней крыльев. При этом хвост пришлось сделать большим, чтобы компенсировать момент инерции, и поднять высоко, чтобы вынести из завихрённого потока воздуха, остающегося за фюзеляжем и баками.

Планировалось сделать до 3000 экземпляров, но выпустили всего 172 экземпляра.


Ну и второй борт, и последний на сегодня - это PZL-104 Wilga (Иволга). Это цельнометаллический свободнонесущий моноплан с высоким расположением крыла и неубирающимися шасси. Фюзеляж выполнен по схеме полумонокок, в его носовой части сделаны большие вырезы для остекления, занимающие значительную площадь, и двух больших дверей, обеспечивающих простой доступ в кабину и несложное покидание самолёта спортсменами-парашютистами.

Крыло однолонжеронное, в сочетании с обшивкой носка крыла лонжерон образует мощный кессон, воспринимающий все виды аэродинамических нагрузок.

В принципе очень удачная модель для спорта и обучения. Не зря же немало этих машин использовались в ДОСААФ и их аналогах в странах Варшавского договора.

С 1962 по 2006 год было выполнено около 1000 экземпляров.

На этом, пожалуй, все.
Надеюсь, вам было интересно.
Приятного времени суток.
Tags: Авиация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments