id77 (id77) wrote,
id77
id77

Category:

Шедевры отечественной мультипликации. Серия мультфильмов про казаков.

                                                                                                                                Утро… Теплая постелька… Сладкий сон… Вдруг…
                                                                                                                                 Удар по голове пультом: — Кучимутики!

                                                                                                                                Правда жизни



Здравствуйте уважаемые!
Сейчас напишу пару истин, которые уверен, станут откровением для Вас, мои уважаемые читатели, откроют Вам глаза и по-новому заставят взглянуть на окружающую действительность. Вы готовы? Я не вижу Ваших рук…. ))
Все мы когда-то были детьми и любили мультфильмы. В нашем детстве не было такого изобилия мультиков, как сейчас, и мы считали, что «Микки Маус» - это круче и лучше всего, а о «Томе и Джерри» лично я не знал вплоть до появления видеосалонов, где противостояние мыши и кота можно было увидеть в промежутке между сеансами, пялясь в небольшой телевизор какой-нибудь ленинской комнаты в доме культуры. Однако было ли наше детство от этого менее счастливым? Да ни за что! Хотя бы потому, что не слишком большое разнообразие отечественных мультфильмов возмещалось их высоким качеством. И было несколько анимационных картин, которые я  до сих пор считаю не просто удачей авторов, а настоящими шедеврами. Об одном из таких мультсериалов – про казаков - мы и поговорим сегодня. Кстати, если вам эта тема интересна, разговор о советской анимации можно будет продолжить.
Дахно
Создатель и идейный вдохновитель  мультфильма В.А. Дахно

Серией мультипликационных фильмов про казаков мы обязаны режиссеру Владимиру Дахно и его команде, которая творила на студии «Киевнаучфильм». Это студия вообще была собранием талантов отечественной анимации, достаточно назвать еще такие фамилии, как Марк Драйцун, Ефрем Пружанский и Давид Черкасский, а своей серией про казаков киевляне создали образ, узнаваемый на всей территории бывшего СССР и поныне.
В серии про казаков 9 мультфильмов:
1. "Как казаки кулеш варили";
2. "Как казаки в футбол играли";
3. "Как казаки невест выручали";
4. "Как казаки соль покупали";
5. "Как казаки олимпийцами стали";
6. "Как казаки мушкетёрам помогали";
7. "Как казаки на свадьбе гуляли";
8. "Как казаки инопланетян встречали";
9. "Как казаки в хоккей играли".

Первая серия вышла в 1967 году, последняя - в 1995. Кроме того, эти герои (не совсем они, но типажи узнаются) имеется еще и полноформатный мультфильм «Энеида» по мотивам поэмы И. Котляревского, а также компьютерный квест «Как казаки «Монну Лизу» искали».

Также в следующем году обещают продолжение знаменитых приключений казаков. Посмотрим, что у них получится.
Из всей серии наиболее удачными мне лично видятся серии 2,3,5,6 и 8. Впрочем, кому то более винарными могут показаться и другие серии. Все их я нашел вот на этом канале Ютуба: https://www.youtube.com/playlist?list=PLKK2I-LsHMf4gNJ-FgBYE80P4D6lydeEC&feature=view_all
наши герои
Наши герои :-)

Ключевыми фигурами всего повествования являются 3 казака – длинный и тощий, маленький и самый усато-чубатый, и, конечно, здоровяк. Ни в одном из мультиков не называется их имен (речь вообще звучит крайне редко), но, со слов создателей, зовут их Грай, Око и Тур. Имена, хочу заметить, даже не из XV столетия – времени зарождения и расцвета Запорожской Сечи, а совсем уж древние – языческие, дохристианские. Авторы явно намекают: явление «запорожского рыцарства» имеет под собой гораздо более сложную и длительную историю, чем принято считать.
Тур – самый здоровый и физически мощный из всей троицы казаков. При этом он и самый сентиментальный, застенчивый, добрый, как это часто бывает с большими и сильными людьми. На нем широченные казацкие шаровары красного цвета (и более позднего по времени фасона), скорее всего, из богатого шелка. Так ведь и древние казаки – люди отнюдь не бедные, а красный цвет  указывал на достаток владельца. Белая рубаха с разрезом спереди (с пазушкой), заправленная в шаровары, традиционна уже для украинцев. Отсутствие воротничка и характерный покрой  рукава говорят о том, что это самая простая из рубашек, сшитая из льна
vyshyvanka
Пазушка на вышиванке

Штаны подвязаны красным же кушаком, что является более поздней чертой праздничного народного костюма. Обычно же в быту  шаровары подвязывали так называемым очкуром – шнуром или особым ремнем. Сапоги, как и у всех остальных его товарищей, - с каблуками. Традиционные казацкие чоботы (сапоги) обычно делались из мягкой кожи и без каблуков, но тут - или трофей, или мы имеем дело с вариантом для верховой езды, когда каблук делался из стальных пластин. Судя по отсутствию избыточной растительности на лице Тура и прическе "под горшок", можно сделать вывод: это самый молодой из героев, недавно пришедший в Сечь и еще не бывавший в серьезных делах. Как и все остальные казаки, он в дальнейшем женится, но сделает это последним.
5574702_w640_h640_rainskomu_kostyumu_sapogi_
Традиционные мягкие казацкие сапоги. Тут без каблука

Следующий герой, Око – самый маленький, но при этом самый воинственный из троицы, лучше всех владеющий элементами боя и постоянно таскающий с собой, помимо обычного оружия, еще и небольшую мортиру. Судя по всему, он - самый старший и опытный. Столь большой и длинный оселедец (особый клок волос, выращиваемый на голове, хотя весь остальной череп бреется наголо) говорит о том, что он участвовал в большом количестве битв. По некоторым версиям, первоначально в Сечи оселедец могли носить только те казаки, которые в бою устояли против 50 противников - особые бойцы, владеющие древним боевым искусством (видимо, что-то вроде казацкого кунг-фу, чьи основы, правда, были утеряны со временем).  Вообще же, чуб выращивался для того, чтобы господь мог при случае вытащить душу казака из адского пламени. Казаки считали себя большими грешниками и после смерти могли претендовать только на место в аду. По канону, оселедец должен был ниспадать на левую сторону (что часто не соблюдалось). Тогда оселедец был и воплощением нечистой силы, которая непременно сидела на левом плече и толкала человека на безбожные поступки.. Однако у нашего героя оселедец практически всегда стоит дыбом, так что можно сделать вывод, что он у нас как минимум агностик :-)))
101695878_1
Вот какой вот козаченько...:-)

Одежда у Око такая же, как у Тура, - за исключением покроя рубашки и длинных рукавов. Предполагаю, что она была шерстяной. То, что на рубашке отсутствует характерный узор «вышиванка» (как, впрочем, и у Тура), может говорить о том, что в заговоры и обереги Око не верит.
Несмотря на малый рост, в фильме Око целиком и полностью использует преимущества своего положения и пользуется заслуженным авторитетом как у казаков, так и у прекрасного пола.

522018
Традиционный украинский мужской костюм.

Самый высокий и хитрый из казаков – это Грай. Он всегда придумывает стратегические и тактические планы и своей рассудительностью тормозит порывы более горячих друзей. Хорошо играет на струнных музыкальных инструментах, отчего, видимо, и получил прозвище (от украинского «играй»). Костюм его сложнее, чем у других. Он всегда ходит в коротком красном жупане. Характерное отсутствие правого или левого запаха, а также сокрытие пуговиц или петель золотыми планками говорит о том, что это жупан польский или же венгерский ментик. А значит, скорее всего, Грай первоначально был реестровым казаком под властью польского короля. Красный цвет говорит о достатке, так как жупан такого цвета обычно шился из шелковой ткани и в повседневной носке мог использоваться только очень обеспеченными людьми. На голове у Грая шапка сложной формы с ниспадающим шелковым же треугольным куском ткани и кисточкой (шлык). Таких шапок у запорожцев не было никогда, их придумали в середине XIX столетия. Чуб мы видим, но оселедца нет. Видимо, Грай не так давно подался на Сечь, уйдя из реестровиков.
Жупан
На переднем плане можно видеть один из вариантов жупана

Что еще сказать о фильме? По нынешним временам, он страшно не политкорректен и даже разнуздан:  казаки постоянно курят, колотят представителей других наций, выпивают, воруют девушек из плена, используют «белую смерть» (соль) и, что уж совсем ни в какие ворота не лезет, они гетеросексуальны.  В общем, то и дело посягают на современные стандарты поведения.
В фильме очень неплохой, хотя и простенький саундтрек,  изобилие различных аллюзий и отсылок (например, в первой части появляется истукан с лицом Тараса Шевченко, в серии про олимпийцев содержится намек на пещеры Киевско-Печерской лавры и т.д.)
Персонажи сериала были настолько узнаваемы и популярны, что их использовали в СССР для рекламы товаров и событий. Выигрыш киевскими динамовцами в 1986 году второго Кубка УЕФА наводнил рынок фигурками казаков с большой синей буквой Д. А в 1988 те же фигурки стали  символизировать победу в чемпионате СССР по футболу другого украинского клуба – «Днепра» из Днепропетровска.

Какое счастье, что такие фильмы у нас были!

Приятного времени суток!
Tags: Кино, Мультипликация
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments

Recent Posts from This Journal