id77 (id77) wrote,
id77
id77

Category:

Бренды Российской империи. Ювелирка. Часть 5

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами разговор о брендах Российской империи в целом, и о ювелирных изделиях, в частности. В прошлый раз мы с Вами остановились вот тут вот:http://id77.livejournal.com/1328661.html
Ну а сегодня поговорим, о самом, пожалуй, русском ювелире среди известных в Дореволюционной России- об Иване Петровиче Хлебникове.

О его ранних годах жизни известно немного. Родился в 1819 г. Отец его Петр Хлебников купеческое свидетельство получил в 1832 г. и, возможно, имел свое ювелирное производство. Где и какое образование получил молодой Иван не известно, он с юных лет, вероятно, работал в организации своего отца, затем продолжил его дело, поскольку Иван Петрович, в сохранившихся документах, упомянут купцом 1-й гильдии, торгующим серебряными, золотыми и бриллиантами вещами в Серебряном ряду Городской части. То есть, можно говорить о некоторой наследственности.

Впервые об Иване Петровиче мы можем найти сведения в «Справочной книге о лицах, получивших купеческие и промысловые свидетельства за 1869 год». Там сказано, что он «торгует бриллиантами, золотыми и серебряными вещами в городской части в Серебряном ряду». Во всех документах Иван Петрович упоминается как московский 1-ой
гильдии купец или «московский фабрикант», а с 1879 года и как «петербургский купец».

В 1871 году он открывает свою фабрику в Москве. Даже сохранилось прошение от 1871 года на имя московского генерал-губернатора о «дозволении открыть в Яузской части, в доме Нарышкина, фабрику золотых и серебряных изделий». Прошение было одобрено, и «к 1871 году, занимаясь около сорока лет торговлей серебряными и золотыми изделиями, я открыл фабрику оных…» в собственном доме на Швивой горке, которую в просторечье называли «Вшивой» (происхождение названия от поселения швей).

Успех к Хлебникову пришел почти мгновенно. Уже год спустя после открытия фабрики, Хлебников официально стал поставлять ко двору Великого князя Константина Николаевича, брата императора Александра II, драгоценности
Спустя еще год изделия ювелиравысоко оценила Европа. В 1873 г. ювелир получил две медали на Всемирной выставке в Вене, показав богатую коллекцию предметов, выполненных в русских творческих традициях.
Причина успеха в том, что он проник в основу русской души. Практически все ювелирные мастерские известные тех времен работали в этом направлении, но "русскость" Хлебникова, пожалуй, была самой ярко-выраженной, и посему, любимой народом.

Темами его сюжетов стала не только русская история, но и литературные произведения. Так на выставке в Париже в 1878 году фирма представила барельефные картинки и среди них - накладную пластину на альбом со сценой из жизни Ивана Грозного, блюдо с зимним сельским пейзажем; в 1882 году - пластины с изображением Сергия Радонежского, пира из поэмы М. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове». В 1882 году была отмечена работа чеканщика фирмы Пучкова, который мог в серебре выразить «характер каждой ткани, мягкость тела».

Ну и конечно не стоит забывать об эмалях. В собрании Государственного Исторического музея хранится прибор для вина 1870-х годов, сделанный в виде графина-петуха и чарок-цыплят, украшенный выемчатой эмалью. Оригинальность замысла, любимый фольклорный мотив, а также близкие к народному искусству орнаментальные формы, красочность палитры при совершенной технике исполнения делают его уникальным памятником русского стиля. Пожалуй, лишь П. Овчинников, о котором мы с Вами говорили раннее, мог соревноваться с Хлебниковым в эмалевом искусстве.


Спрос рождает предложение, а спрос был. Поэтому магазины фабриканта находились в лучших торговых местах: в Серебряном ряду, на Кузнецком мосту, Ильинской улице в Москве, на Невском проспекте в Петербурге и в Нижнем Новгороде на главной ярмарочной линии. На предприятии работало около ста рабочих. Были открыты скульптурная и рисовальная школы.

К 1880 году расширенное производство превратилось в высокотехническое предприятие с мастерскими, где работало около 300 умельцев ювелиров, медников, серебряников, чеканщиков, эмальеров, филигранщиков, галантерейщиков.
К 1877 г. предприятие становится поставщиком Нидерландского, Датского, Черногорского, Сербского княжеских и королевских дворов, а также двора Великого князя Владимира Александровича, брата императора Александра III.
Наконец в 1879 году Хлебников получил право именоваться поставщиком Высочайшего Двора и ставить на изделиях изображение государственного герба.

Учитывая разросшиеся масштабы, участие в деле сыновей Михаила, Алексея, Николая, Владимира, в 1880 году был создан торговый дом «И.П. Хлебников с сыновьями и К°».
Иван Петрович ушел из жизни в 1881 году, но его дело продолжали его сыновья. На равне с лучшими московскими ювелирами-фабрикантами фирма участвовала в украшении храма Христа Спасителя. Хлебниковы по своим рисункам изготовили для храма почти 50 культовых предметов: дарохранительницы, потиры, водосвятные чаши, кувшины для святой воды, кадила, блюда, лампады. В 1887 г. наследниками было образовано акционерное «Товарищество производства серебряных, золотых и ювелирных изделий И.П.Хлебникова, сыновья и К°». То была новая форма правления с начальным капиталом 660 000 руб. К расширившемуся предприятию перешла даже фабрика, московские и петербургские магазины одной из старейших российских фирм Сазикова, о котором мы тоже уже с Вами говорили. Компания, совершенствуя техническое оборудование, приобрела для завода паровой котел и две паровые машины, что было весьма прогрессивным в те годы.

Закрыта фабрика была летом 1917 года, после чего национализирована большевиками в 1918 г. и преобразована в «Московский платиновый завод».
Вот такие вот дела.
Продолжение следует...
Приятого времени суток.
Tags: История, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments