id77 (id77) wrote,
id77
id77

Category:

Несколько слов о стилях архитектуры. Архитектура Возрождения. Часть 4

Здравствуйте уважаемые.
Поговорим сегодня об очередном этапе архитектуры Возрождения. В прошлый раз остановились вот тут вот: http://id77.livejournal.com/1253526.html
Ну а сегодня поговорим о Маньеризме. Термин произошел от итальянского maniera - манера, и вообще-то так чаще принято называть сей период Ренессанса в живописи, музыке и литературе (опять-таки, вспомните Вадима Степанцова и его "Орден куртуазных маньеристов"), но и в архитектуре нередко именно так называют период позднего Возрождения.
В это время проводился эксперимент с формами, разработкой и комбинированием античных образов, появляется усложнение деталей, изгиб, преломление и прерывание архитектурных линий, затейливая орнаментация, большая плотность колонн, полуколонн и пилястр в пространстве. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. В принципе, маньеризм уже серьезным образом отходит от архитектуры Высокого Ренессанса, но тем не менее, все равно относится к оному.

Для здания, выполненного в стиле маньеризма, характерно использование множества выразительных декоративных элементов при отсутствии стилистического единства между ними. Максимум внимания уделяется фасаду. Здесь используются такие детали, как золотые инкрустации, псевдолепнина, псевдобарельефы, богатая роспись полов и потолков. Планировка зачастую непродуманная, несбалансированная, поскольку главный ориентир для архитектора - стремление разрушить установленные правила. В дизайне интерьера использовались богатые и сложные украшения. Стены покрывались узорами и скульптурным орнаментом, при этом типы орнамента смешивалась - человеческие фигуры соседствовали с геральдическими знаками, растениями, фигурами животных и фантастических существ. Широко использовались мифологические мотивы.

П. Лигорио. Фонтан "Орган" на вилле д'Эсте в Тиволи

Основоположником направления маньеризма в архитектуре можно назвать знаменитого Микеланджело (1475—1564)
И к ярким примерам маньеризма я бы отнес даже не купол Собора святого Петра в Ватикане, и даже не усыпальницу Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, а библиотеку Лауренциана (названная в честь Лоренцо I Медичи). Микеланджело при ее создании сделал акцент на эффекты, позволяющие усилить эмоциональную выразительность, и во многом предопределил появление барокко. К примеру, разорванный фронтон и лестница с изогнутыми маршами, созданные им для вестибюля библиотеки Медичи, создают ощущение фантомности и зыбкости пространства.

Еще одним ярчайшим примером маньеризма является Палаццо дель Те, загородная вилла, расположенная недалеко от Мантуи. Она была создана любимым учеником Рафаэля Джулио Романо для маркиза Федерико II Гонзага. Внутреннее убранство виллы весьма причудливо, ее залы от пола до потолка богато украшены живописными мотивами. В одном из самых роскошных помещений виллы - зале Гигантов - посетителю кажется, будто стены рушатся, а пространство внутри закручивается по спирали.

В маньеристском же духе также выдержано фланкирующая здание Галереи Уффици во Флоренции лоджия Джорджо Вазари.

Среди других наиболее известных архитекторов, творивших в духе маньеризма можно вспомнить – Виньола, Джакомо делла Порта, Б. Амманати, Б. Буонталенти, П. Лигорио и еще многих других....
Продолжение следует...
Приятного времени суток.
Tags: Архитектура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments