id77 (id77) wrote,
id77
id77

Category:

Бренды Российской империи. Ювелирка. Часть 3

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами разговор о мастерах ювелиров дореволюционной России, чьи произведения остаются мерилом качества и по сей день, но чьи имена во многом, увы, забыты. В прошлый раз мы с Вами остановились вот тут вот: http://id77.livejournal.com/1236868.html
Ну а сегодня я предлагаю немного поговорить о фирме Павла Овчинникова. Главный, пожалуй, российский эмалье, который добился очень больших успехов в данном деле.

Павел Акимович Овчинников родился 23 июня 1830 года в селе Суханово Московской губернии в семье дворовых крестьян князя П.М. Волконского. Уже в юном возрасте у него проявились способности к рисованию, и для их совершенствования он был отправлен в Москву. Здесь Павел Овчинников вместе со своим братом Алексеем стал работать «по серебряному и боголепному делу». 8 лет он работал подмастерьем и узнавал все секреты сложной профессии.

Алексей смог выкупится и остался в Москве, Павел вернулся же домой. Но ненадолго. Ибо тоже смог получить вольную и отправится в большой город. Очень удачно женился в 1850 году и на приданное своей супруги в 1000 рублей смог организовать собственное небольшое предприятие, а сам стал купцом 3 Гильдии. И надо отметить, что практически сразу его заметили и он стал очень популярен.

Павел Акимович очень любил работать с серебром,эмалью и драгоценными камнями, и решил, что правильным будет вернутся к истокам - к древнерусскому национальному искусству. И у него пошло все хорошо.
Уже в 1865 году на очередной ювелирной выставки он был был награжден золотой медалью и от наследника цесаревича Александра Александровича (будущего императора) получил звание придворного поставщика. Это звание потом подтверждалось и в 1881 и в 1896 годах.

Бизнес развивался, и на фабрике, распологавшейся в 1-м Гончарном переулке Москве работало 125 человек, а оборот составлял 1 500 000 рублей. Было открыто 2 крупных магазина - в Москве на Кузнецком мосту, и 2 в столице - на Малой Морской улице и на Большой Морской улице.

Изделия фирмы Овчинникова пользовались успехом не только на внутреннем рынке, но и получили большое распространение за рубежом. Куча наград на международных выставках, а также присвоенное в 1874 году почетное звание поставщика двора короля Италии. За свою деятельность П.А. Овчинников был награжден семью российскими орденами до ордена Св. Владимира 3-й степени включительно, а также иностранными: австрийским орденом Железной короны, французским - Почетного Легиона и черногорским - Св. Даниила.

А еще Овчинников очень заботился о наследиии, поэтому в 1875 году им была открыта одна из самых крупных в своей отрасли профессиональных школ. 130 учеников изучали в ней не только ювелирное мастерство, но и общеобразовательные предметы - Закон Божий, пение, русский язык, арифметика, география, геометрия. Кроме того, он написал книгу «Некоторые данные по вопросу об устройстве быта рабочих и учеников на фабриках и ремесленных заведениях», которой описал свое видение профессионального и личного быта рабочих.

Не удивительно, что этот замечательный человек стал потомственным почётным гражданином Москвы, гласным Московской городской думы на протяжении 12 лет, членом Московского Биржевого комитета, Купеческой управы и мануфактур-советником. Ибо заслужил.

Умер он в 1888 году, но дело его продолжили его сыновья Михаил, Александр, Николай и Павел, и с успехом. В 1888 году фирма получила звание поставщика Датского королевского двора. В 1896 г. – звание поставщика двора вступившего на престол российского императора Николая II. На всемирной Парижской выставке 1900 года братья Овчинниковы были награждены Grand Prix и золотой медалью. Международное жюри отметило «действительный прогресс, достигнутый этим первым в России домом», а также «новизну работ» и техническое совершенство эмалевых изделий фирмы.

Вообще, именно эмаль, на не работы с чернением серебра или драгоценными камнями, стали фирменным знаком фирмы.
Именно эмальеры фирмы Овчинникова впервые в истории русского ювелирного дела ввели новую технику - многоцветную, прозрачную «оконную» эмаль, которая похожа на витраж и смотрится на просвет. «Витражная» или «оконная» эмаль получалась очень хрупкой и была сложна в изготовлении. Поэтому широкого распространения не получила, чем и заслужила особую ценность сегодня. Кроме того, красота прозрачной эмали проявляется при соответственном освещении, как, например, в эмалевой лампаде, где орнамент переливается и блестит яркими цветами благодаря зажженному внутри огню, или в эмалевых серебряных рюмках, яркость орнамента которых проявляется за счет налитого в них вина. Ну и конечно не забывали о возрождении Византийской перегородчатой эмали, очень много работали с японскими и китайскими мастерами. Овчинниковы - короли эмали.

В 1915 г. было зарегистрировано товарищество «Наследники П.А. Овчинникова», просуществовавшее вплоть до революционных событий 1917 г. После революции предприятие было закрыто, а его имущество национализировано. Увы и ах.

Но изделия этой фирмы можно видеть до сих пор. И не только высокохудожественые-но и повседневные красивейшие портсигары, пудреницы, нессесеры, конфетницы и т.д.

Продолжение следует...
Приятного времени суток.
Tags: История
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments