id77 (id77) wrote,
id77
id77

Category:

Несколько слов о стилях архитектуры. Архитектура Возрождения. Часть 1

Здравствуйте уважаемые.
Не так давно, мы с Вами закончили с легким разбором Готики: http://id77.livejournal.com/1210989.html, ну а сейчас начнем и постараемся закончить до Нового Года немного разобраться с Архитектуры Ренессанса.
Можно сказать, что архитектура в эпоху Возрождения несколько вернулась назад, черпая силы и вдохновения в культуре Древней Греции и Рима, при этом не только переосмысливая старые идеи, но и создавая новые концепции. Готика, как не крути была более замкнутой и самодостаточной системой.

Чем же отличалась архитектура Возрождения от тех же классических античных зданий и сооружений, спросите Вы? Нууу, кроме вполне понятного наличия новых материалов, технологий и знаний в строительном деле, основным отличием я бы назвал этакое появление персонального стиля у архитекторов. Известно немного мастеров, построивших произведения в романском стиле, так же как и архитекторов, соорудивших великолепные готические соборы. В то время как произведения эпохи Возрождения, даже небольшие здания или просто проекты были аккуратно задокументированы с самого своего появления. Не зря же даже люди, далекие от архитектуры до сих пор с пиитетом вспоминают имена Брунеллеско, Альберти, Браманте, Микеланджело, Делорма, Джонса, Эрреры и еще многих иных. Персонализация - основа Ренессанса!

Великий Фелиппо Брунеллеско

Также в отличие от готики, идущей вверх, и в основе своей динамичной, данный период подразумевал "раздутие" зданий вширь, и большей простоте и спокойствию. Элегантной статике, я бы так это назвал. Шар и куб - основные геометрические тела, используемые в период Ренессанса. Очень важным является и изменение характера пространства. Вместо вдохновенного готического пространства появляется рациональное с визуально четкими границами. Вместо напряженности готических ломаных линий используются строгие, в большинстве случаев прямоугольные, формы. Основные геометрические фигуры и тела в ренессансной архитектуре — квадрат, прямоугольник, куб и шар.

А вообще заимствовний из Антики было немало. Оттуда ренессанс перенимает ордерную систему. Колонна, пилон, пилястра, архитрав, архивольт и свод являются основными элементами, которые ренессанс свободно использует, создавая их различные комбинации. Используются различные ордера, которые чаще всего выстраиваются в ряд в соответствии с так называемой классической соподчиненностью — от самого тяжелого дорического в нижней части к наиболее субтильному коринфскому наверху. Стена опять приобретает свое первоначальное тектоническое значение.

Одним из основных моментов в архитектуре Возрождения был отказ от каменной каркасной конструкции готики и переход на новую конструктивную систему, простую, экономичную, достаточно гибкую и во многом облегчавшую труд архитектора. Это была система сооружений с кирпичными стенами и сводами (коробовыми, крестовыми, сомкнутыми, парусными, сферическими, купольными), в которых отчасти применялось и дерево (балочные конструкции перекрытий этажей и стропила наклонных крыш). Кирпичные конструкции покрывались облицовкой — штукатурной или каменной, в том числе мраморной. Эта облицовка прикрывала основную конструкцию и использовалась в качестве внешнего слоя, приобретающего подчас самостоятельную декоративно-пластическую роль. Если в раннем периоде играло огромную роль декоративно-орнаментальное убранство, то в последующее время оно в значительной мере сокращается в масштабах.

План зданий эпохи Возрождения определён прямоугольными формами, симметрией и пропорцией, основанной на модуле. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа.
Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом, увенчаны фронтоном. Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру.
Жилые здания часто имеют карниз, на каждом этаже расположение окон и сопутствующих деталей повторяется, главная дверь отмечена некоторой чертой — балконом или окружена рустом. Это, так сказать общие черты.

В виду того, что Архитектура Возрождения захватывает достаточно большой период времени с начала XV до начала XVII века, то принято разделять ее на 3 больших периода, а также несколько переходных.
3 основных периода это:
а) Кватроченто,
б) Высокое Возрождение,
в) Маньеризм.

Их более локальными разновидностями можно назвать Платереско, Архитектуру Эрреры, Французский Ренессанс, Голландский Высокий Ренессанс и Тюдоровский стиль.
Со многими оговорками сюда бы я отнес еще и Испанский и Голландский колониальные стили, Паладинский, Елизаветинский и Якобинский стили.
Вот о них мы с Вами поговорим более конкретно в следующие разы.
Продолжение следует...
Приятного времени суток
Tags: Архитектура
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments